У Крыши Мира сорвало крышу
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Доминирующая точка зрения проста и естественна. Общественное мнение всегда на стороне слабых. А в данном случае на стороне слабых еще и укоренившиеся мифы о мудрых и мирных тибетских монахах, погруженных исключительно в самосозерцание и постижение высшей мудрости дзен-буддизма.
Правда, на периферии сознания фигурируют также кадры из боевиков, где эти же монахи демонстрируют высший класс боевых искусств. Но ведь пускают они свои знания в ход исключительно в гуманных целях.
А противостоит смиренным монахам жестокая тоталитарная китайская коммунистическая машина, оккупировавшая и подавляющая всякую самобытность тибетцев, изгнавшая Далай-ламу.
Нынешнее восстание в Тибете, приуроченное к 49 годовщине (нет, чтобы дождаться полувекового юбилея!) антикитайского восстания 1959 года, жестоко подавленного режимом Мао Цзедуна и приведшего к бегству Далай-ламы в Индию, возникло вовсе не стихийно. И не китайцы вызвали беспорядки в Лхасе. Китайские солдаты и полицейские пытались блокировать якобы мирную демонстрацию монахов, выступающих за широкую автономию Тибета.
Нехорошо, конечно, недемократично мешать демонстрантам. Но в ответ тибетцы, возглавляемые высокодуховными монахами, начали китайские погромы, жечь автомобили и грабить магазины, избивать этнических китайцев, проживающих в Лхасе. Армия приняла жесткие и даже жестокие меры к прекращению погромов. Если применять аналогию, то это примерно то, что сделали советские войска в Баку во время беспорядков в январе 1990 года.
Сколько людей погибло – никто сказать точно не может, а точнее, верить никому нельзя. Если китайцы говорят о 13-15 убитых, а Далай-лама о 80-100, разумнее всего вывести среднеарифметическое.
Как бы там ни было, мятеж подавлен. Мятежники сдались. Помните английскую эпиграмму: «Мятеж не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе»?
Но чего добиваются сторонники Далай-ламы и насколько они правы?
Говорить о Далай-ламе как о борце за демократию – нелепо. Бывший тибетский режим даже по сравнению с китайским коммунистическим – безнадежно отсталый. В отличие от других религий, в Тибете Далай-лама был не только духовным, но и феодальным правителем. Власть в Тибете была уникальным для нашего времени образцом теократии, сравнимом разве с Ватиканом, но в Ватикане, в отличие от Тибета, нет светского населения.
Оторванные от цивилизации жители Тибета вели трудную борьбу за существование. Китай, при всей своей бедности в период маоизма, тем не менее принес в Тибет скудные плоды цивилизации.
В Тибете возникла промышленность, жители Тибета получили возможность работать и зарабатывать.
1 июля 2006 года была введена в эксплуатацию уникальная высокогорная железная дорога Синин-Лхаса, протяженностью в две тысячи километров. Горная страна, в которую ранее добирались неделями, приблизилась к Пекину на расстояние двух дней пути.
Далай-лама назвал это «вторым вторжением» в Тибет.
Благодаря стремительному прогрессу всего Китая, сегодняшняя цивилизация пришла и в Тибет. Уровень жизни населения стремительно растет. И это отнюдь не радует Далай-ламу и монастыри, потому что как кока-кола и рок-н-ролл разрушают, по мнению традиционалистов, исконно русский уклад жизни с квасом и гармошкой, так и современная цивилизация разрушает аскетический тибетский образ жизни.
Что ж, у каждой стороны есть своя правда.
Китайцы в буквальном смысле старой пословицы пришли со своим уставом в чужой монастырь. Правда, в последние десятилетия Китай значительно смягчил свою позицию в отношении буддистских монастырей. Сегодня любой тибетец может стать монахом, монастыри функционируют совершенно автономно, и число монахов в последнее время значительно выросло.
Далай-лама также обвиняет китайцев в изменении этнического состава населения, в «китаезации» Тибета. Формально, действительно, число китайцев в Тибете значительно возросло, в связи с развитием промышленности.
Опять-таки все это имело аналогии и на советском пространстве: так, латыши всегда говорили о «русификации» Латвии, и Народный Фронт Латвии в свое время вел активную борьбу против... строительства метро в Риге, опасаясь наплыва метростроителей из России. Но в отличие от Латвии, китайцы в Тибете селятся в основном в районах, где всегда жили китайцы, а в духовной столице Тибета Лхасе китайцы составляют не очень значительное и отнюдь не доминирующее меньшинство.
Кстати, ненавистная Далай-ламе железная дорога не только разрушает уклад жизни тибетцев, но и парадоксальным образом способствует пропаганде этого образа жизни. Число туристов выросло многократно, и многие ВИП-персоны, подвинутые на буддизме, активно работают на положительный образ смиренного Далай-ламы и одухотворенных монахов. Стивен Спилберг, Ричард Гир, принц Чарльз – в эти дни они активно выступают в защиту тибетцев от китайского террора и призывают к бойкоту и даже отмене пекинской Олимпиады нынешнего года.
Китайские же власти ведут себя обычным для коммунистического режима образом: полная информационная блокада событий в Тибете, дошедшая до того, что был заблокирован даже вход на популярнейший сайт YouTube, где были размещены любительские видеокадры беспорядков в Лхасе. Во всех беспорядках, как это принято, обвиняют наймита империалистов - Далай-ламу.
Надо отдать должное одному из самых тонких политиков (именно политиков!) современного мира - Далай-ламе. Он, на мой взгляд, виртуозно дирижирует компанией и протестов тибетцев, и приверженцев тибетского буддизма в разных странах одновременно, не давая ситуации «перегреться» и выйти из-под контроля.
Далай-лама заинтересован в переговорах с китайскими властями о восстановлении своего статуса в Тибете, пусть и в рамках расширенной автономии (аналог сданной Россией Кадырову в «долгосрочную аренду» Чечне). Время для такого нажима выбрано очень удачно. Китай очень скован в своих «карательных» действиях грядущей Олимпиадой. Но тем не менее пока нет никаких признаков того, что пекинские власти готовы к конструктивному (да и вообще какому бы то ни было) диалогу с Далай-ламой.