Шпионы, давление Фирташа и «холодная газовая война»
В отрасли украинской энергетики все в лучших традициях: перспективы ее остаются довольно туманными. В условиях неразрешенности самых наболевших вопросов прошедшие несколько недель особенно «порадовали» информповодами, актуальность и реалистичность которых, мягко говоря, вызывает определенные сомнения.
Однако для начала жестокая и несомненная правда жизни. Пока правительство прилагает титанические усилия, чтобы «справедливость наконец восторжествовала» – «убеждает» промышленных потребителей газа попрощаться с услугами ненавистного посредника-импортера и безрезультатно отправляет в Москву одну делегацию за другой, Секретариат Президента (СП) не дремлет. Всевидящее око государево по вопросам энергетическим, которое 7 апреля воплотилось в Александре Шлапаке, наконец назвало вещи своими именами: Украина и Российская Федерация находятся в состоянии «холодной газовой войны». Оставляя в стороне то, в чей политический огород брошен этот камень, процитируем далее первого заместителя главы СП: «Украина потребляет газ, не имея договоров на его поставку, и, соответственно, не платит за него. Россияне в свою очередь не платят за его транзит. Такая ситуация чревата усугублением конфликта и его выходом на более высокий уровень", - сказал он.
Столь же «оптимистично» высказался давеча и Анатолий Гриценко, нынешний председатель Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны. По его словам, по состоянию на 2 апреля подписанного документа с Российской Федерацией нет. «Это создает очень серьезную угрозу срыва поставок природного газа на тех условиях, которые были задекларированы и Президентом, и главой правительства», – отметил Гриценко. И не забыл прибавить, что сначала были заявления о победе в переговорах, однако потом правительство приняло решение внести некоторые уточнения в документ, а в результате до 1 апреля документ не был подписан. «Это тревожит комитет», – резюмировал экс-министр обороны.
А теперь для ощущения контраста вспомним заявления премьера, наполненные душевным спокойствием, умиротворением и непобедимым оптимизмом. И заверения, что ни один человек не останется без газа, и что цена в этом году будет все той же, и что обоих посредников обязательно от кормушки отлучат – сплошной жизненный позитив у Юлии Владимировны. «Я думаю, в ближайшее время, когда будут завершены переговоры, будет исключен и второй посредник. У меня есть оптимизм в этом, и я думаю, что это абсолютно не приведет, как нас пугают, к какому-то увеличению цен на природный газ», – так вещала госпожа премьер 28 марта. Учиться и учиться еще Президенту и его окружению у Тимошенко, как правильно относиться к газовым вопросам…
Однако это отнюдь не первый (и, что самое печальное, далеко не последний) пример расхождений в подходах к проблемам энергетики между главами государства и исполнительной власти. А такое отсутствие единой выработанной позиции власти не может сулить ничего хорошего отечественному ТЭК ни при разрешении исключительно внутренних проблем, ни при переговорах с зарубежными партнерами.
«Нафтогаз» на грани пропасти
Не может не вызывать опасений и финансовое состояние «Нафтогаза». Да, угрозой технического дефолта после 31 марта эксперты пугают уже давно. Однако чем больше проходит времени, тем ситуация становится сложней. Так, 2 апреля правительство отложило рассмотрение финансового плана НАК «Нафтогаз Украины» на 2008 год до 9 апреля, что может осложнить отношения компании с иностранными инвесторами-владельцами евробондов предприятия. Напомним, что в прошлом году из-за роста налоговой нагрузки на «Нафтогаз» аудитор компании Ernst & Young отказался утвердить ее финансовый отчет, а владельцы евробондов заявили, что могут объявить ей технический дефолт. Тогдашние вице-премьер Андрей Клюев и глава «Нафтогаза» Евгений Бакулин пообещали инвесторам снизить объем налоговой нагрузки на «Нафтогаз», зафиксировав это в финансовом плане. В декабре прошлого года в ходе встречи в Лондоне господин Бакулин заверил инвесторов, что финансовый план будет принят до 31 марта 2008 года. Если утверждение финансового отчета компании затянется, банкиры будут вынуждены поставить вопрос о техническом дефолте уже в середине апреля, сообщил высокопоставленный источник в банке Morgan Stanley (владеет евробондами «Нафтогаза»). «Мы подождем еще неделю и затем будем ставить вопрос о дефолте. В противном случае банк окажется виноват уже перед клиентами, поскольку вложил деньги в весьма рискованный актив»,– объяснили в Morgan Stanley. И, как всегда, последний гвоздь в гроб НАК норовит забить еще и «Газпром». Российский газовый монополист усугубил ситуацию тем, что в конце марта отказал "Нафтогазу" в реструктуризации долга за природный газ на сумму $2 млрд до начала сентября.
Посредники крепче, чем думалось
В оптимизм Юлии Владимировны верить и взаправду очень хочется, но как-то не можется…
… Равно как и в перспективы быстрой ликвидации посредников, которые тают на глазах. Если «разборки» с «УкрГаз-Энерго» ещё как-то правительству удаются (о чем мы упомянем далее), то с RosUkrEnergo ситуация куда сложнее. На прошлой неделе палки в колеса Леди Ю поставили «Газпром» и европейские потребители. Зампредправления «Газпрома» Александр Медведев заявил, что трейдер не может быть исключен из взаимоотношений между Украиной и Россией, так как с ним заключены долгосрочные контракты, не при Юлии Владимировне будет сказано… аж до 2028 г! Одновременно польское ведомство Polskie Gоrnictwo Naftowe i Gazownictwo высказалось против решения украинского правительства о лишении RUE права на экспорт газа. Позицию польской компании поддержала словацкая организация SPP, обвинившая Украину в нарушении Энергетической хартии — договора, обязывающего страны «не прерывать и не сокращать существующие транзитные потоки даже в случае связанных с этим транзитом споров с другой страной».
Впрочем особо не уступает Дмитрий Фирташ и позиции «УкрГаз-Энерго». Запланированное правительством на 1 апреля собрание акционеров компании было сорвано из-за отсутствия кворума. Технология проста: представители RosUkrEnergo, владеющей 50% УГЭ, не зарегистрировались на собрании. В итоге второй учредитель УГЭ — НАК «Нафтогаз Украины» — не смог сменить состав набсовета компании и лишился возможности поделить прибыль предприятия за 2006 – 2007 гг.
Кроме того, явно неудачной для правительства вышла кампания запугивания «Ривнеазота», который также контролируется Фирташем. В минувшую пятницу завод раструбил о снижении давления газа до критического предаварийного уровня и даже грозил возможной техногенной катастрофой – выбросом аммиака. И поспешил, конечно, «перевести стрелки» на «Нафтогаз». Ситуацию в нужном для Фирташа ракурсе оперативно осветили ведущие телеканалы, и давление газа было моментально восстановлено. А подоплека чрезвычайной ситуации вот в чем: ещё 19 марта дочернее предприятие «Нафтогаза» – «Газ Украины» – направило крупнейшим промышленным предприятиям страны предложение с 1 марта (то есть задним числом!) покупать газ у него, а не у «УкрГаз-Энерго». В случае отказа «Нафтогаз» обещал отключить их от поставок топлива. Крупнейшие потребители заявляли, что уже заплатили "УкрГаз-Энерго" за поставки газа в марте. Однако правительство и НАК эти доводы мало волновали.
А дальше – совсем неожиданное. Подменить Фирташа в качестве «мальчика для битья» для Тимошенко и общественности вызвался не кто иной, как Игорь Коломойский.
26 марта в СМИ всплыла информация, что Коломойский ведет с Фирташем переговоры о покупке 50% акций RosUkrEnergo за $2-5 млрд. Олигарха якобы заинтересовали контракты на газ RUE.
Закономерно, представителей «Газпрома» заявления Коломойского рассмешили. Компания имеет опцион (приоритетное право) на выкуп акций RUE и не намерена его уступать. Насколько серьезным было это заявление Игоря Валерьевича – вопрос открытый, но на фоне откровенной конфронтации с правительством и лично Тимошенко политическая подоплека вполне возможна.
Дальше – больше. Все тот же господин Коломойский решил открыть украинской общественности глаза на истинные причины газовых пертурбаций. И решил использовать при этом чуть ли не Фрейда с его психоанализом. Оказывается, истинные причины попыток устранения RosUkrEnergo с газового рынка кроются лишь в том, что «Тимошенко не нравится г-н Фирташ, потому что RUE стала на место «Итеры», а г-н Макаров (руководитель «Итеры») был более симпатичен». Чтоб закрепить эффект, Игорь Валерьевич обозвал Юлию Владимировну «черной вдовой» в политике. «Будучи олигархиней-неудачницей, она ненавидит любой капитал, а особенно крупный. Замес троцкизма и поломанной бизнес-карьеры в сочетании с мстительностью дает гремучую смесь», — дал психолого-политологическую характеристику на премьера олигарх.
Шпионский скандал
И в заключение – настоящая «бондиана». 4 апреля российская газета «Твой день», ссылаясь на свои источники в спецслужбах, выбросила в медиапространство бомбу: сотрудник британской части компании «ТНК-ВР Менеджмент» Илья Заславский и его брат Александр Заславский, задержанные 12 марта в Москве по подозрению в промышленном шпионаже... пытались похитить секретные российские планы по газовым переговорам Москвы и Киева! В спецслужбах сообщили, что на братьев Заславских сумели выйти после того, как результат их «деятельности» поставил под угрозу срыва план проведения встречи Путина и Ющенко 12 февраля этого года. В ходе состоявшихся после встречи президентов переговоров «Газпрома» с представителями Украины российские переговорщики прозрели и поняли, что украинцы обладают частью секретной информации, которую используют, аргументируя свою позицию. Спецслужбы выяснили, что информация ушла из «Газпрома» за два часа до начала переговоров. В течение короткого времени был выявлен сотрудник концерна, имевший доступ к секретным документам, которые он и передал братьям Заславским. За два часа до переговоров братья якобы передали полученную секретную информацию Украине, что в конечном итоге позволило Юлии Тимошенко раздуть газовый скандал c Россией.
Российские СМИ сразу же бросились раскручивать тему в следующем ключе: именно обладание информацией о планах «Газпрома» позволило украинскому премьеру Юлии Тимошенко какое-то время успешно бойкотировать соглашения российского и украинского президентов о погашении украинской задолженности и условиях поставок и транзита российского газа.
Однако многие эксперты склонны видеть во всей этой бомбе не больше, чем очередную «утку». Апеллируют тут и к имиджу издания, занимающегося в основном раздуванием скандалов, и к наличию у Тимошенко куда более серьезных и действенных каналов «слива информации» (в этом плане всплыли фамилии Медведчука и Бакая), и к причастности самих братьев Заславских к Британскому Совету (British Council), вокруг которого в РФ последнее время сосредоточилась российско-британская дипломатическая война.
В общем большинство специалистов сходятся в мысли, что скандал к газовым переговорам непосредственного отношения не имеет, а является лишь прикрытием операций ФСБ и разведки.
Но какая драматическая постановка получилась! А главное – ситуация показательна: складывается впечатление, что пиару перманентной «газовой войны» между Украиной и Россией в обеих странах уделяют куда больше внимания и средств, чем самому решению существующих газовых проблем.