Погребинский считает Президента «третьим лишним»
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
16 мая гостем «Обозревателя» был директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. Предлагаем вашему вниманию фрагменты интервью политолога для читателей «Обоза» и представителей СМИ на тему: «Кризис власти в Украине»
Я считаю, что корень сегодняшней ситуации в том, что Президент, который является основным модератором кризиса, не готов ни к каким компромиссам по принципиальным вопросам. Он желает вмешиваться в экономическую политику, не беря на себя никакой ответственности.
Из этого я делаю вывод, что совсем не забота о проблемах населения диктует Президенту его действия. Для меня совершенно очевидно, что его мотивы – создать проблемы для правительства. Он рассматривает Тимошенко, как своего конкурента, как человека, который пытается отобрать у него власть. Он заинтересован в том, чтобы создать ей максимум проблем для того, чтобы опустить ее рейтинги.
Итак, мне кажется, что основной модератор сегодняшнего кризиса – Президент, не желающий расставаться с полномочиями. Вторая причина кризиса – в непоследовательной линии Партии регионов. Можно легко понять, чем обусловлена эта непоследовательность. С одной стороны, ПР уже давно заявляла о том, что она сторонник парламентско-президентской системы. С другой стороны, ПР, и особенно представители крупного бизнеса, боятся усиления Тимошенко, потому что она угрожает их монопольному положению в их бизнесах. Их можно понять, ведь Тимошенко часто действует эмоционально, и серьезные люди, бизнесмены, думают, что не стоит давать ей слишком много полномочий. В Партии регионов считают, что поскольку Президент, как политический игрок, слабее, чем Тимошенко, то имеет смысл сейчас его поддержать против Тимошенко, и этой «войной» между Ющенко и Тимошенко обескровить их всех, чтобы потом их призвали на царство. Но все же это логика бизнеса, а не логика политики.
Стратегический интерес у Партии регионов единственный: изменить правила игры и сделать их стабильными. Как их изменить? Внести изменения в Конституцию, не позволяющих двойных интерпретаций. Сделать это можно единственным путем: отобрать все возможности у президента (не важно, Ющенко это или кто-либо другой) вмешиваться в политику исполнительной власти, не неся за это ответственности. Для этого и разрабатывается новый проект Конституции.
Я ознакомился с двумя проектами изменений в Конституцию: предложенном БЮТ и ПР. И я могу сказать, что по всем принципиальным вопросам там нет разногласий. То есть, в принципе, они могли бы прямо сегодня договориться о внесении изменений в Конституцию. Что мешает этому? Бизнес-интерес Партии регионов. Это вторая причина, которая удерживает кризис в том состоянии, в котором он сейчас находится.
Можно ли разрубить узел противоречий принятием изменений в конституцию? Кокой вариант можно принять за основу. Пойдет ли ПР на сотрудничество с БЮТ в этом вопросе?
На мой взгляд, другого способа просто нет, чтобы разрубить узел противоречий. Для его разрешения есть единственная возможность: удалить «третьего лишнего» из переговоров. То есть, Ющенко не должен мешать и не должен быть равноправным игроком в ситуации, когда переговоры ведут две крупнейшие фракции. При этом это совершенно не означает, что эти две крупнейшие фракции могут создать коалицию. Не могут они создать коалицию. Это невозможно. К этому не готова ни Тимошенко, ни Янукович. Но договорится о едином видении правил игры, о внесении изменений в Конституцию они не только могут, но и практически уже договорились по принципиальным вопросам.
Чего добивается Тимошенко? Неужели имидж революционерки и сейчас сможет сыграть на ее президентский рейтинг? Может, пора что-то пересматривать в стиле поведения?
Не думаю, что украинский народ так уж хочет революционерку во главе государства. Я думаю, что если ей удастся показать, что ее проблемы связаны с тем, что ей не дают сделать жизнь людей лучше, то она наберет рейтинг, и она сможет стать и президентом.
Я сторонник того, чтобы ей дали поработать, чтобы люди увидели, может она управлять экономикой или не может. Сегодня у нее есть все основания сказать, что «реально мне работать не дают».
Во все мире есть структура исполнительной власти. Правительство не может поменять руководство Фонда госимущества. Не дают. Дальше – губернаторы слушаются Президента. Но губернаторы есть инструмент реализации политики государства на местах. Они игнорируют правительства, а слушают только Президента, потому что Президент их может уволить каждый день. Правительство не может – оно может только сформулировать предложение.
Чего добивается Тимошенко? Конечно, она добивается усиления своей власти и своего политического будущего во власти. Она человек власти. Имеет ли она шанс укрепить свои позиции в нынешней сложной ситуации? Мне кажется, имеет. Я считаю, что чем больше ей мешают работать, тем больший она получает шанс, потому что справиться с теми трудностями, с которыми столкнулось правительство, невероятно сложно. И если бы вся ответственность лежала на ней и она бы не справилась, тогда она проиграла бы следующие выборы. А поскольку ей мешают, причем, мешают очевидно, то у нее есть замечательный аргумент.
Я считаю, что президента неплохо было бы избирать и не всенародно, и не в парламенте. Для избрания президента можно было бы собрать национальную ассамблею, куда посадить всех депутатов парламента – 450 человек, и еще 450 человек – представителей регионов. Для простоты – представителей облсоветов. На каждые 100-120 тысяч населения – один представитель облсовета. Облсовет избирает своего представителя простым большинством. Таким образом, регионы бы существенно представили свою позицию. Этот вариант я еще никому не предлагал. Если кто-то из политиков прочитает на «Обозревателе», может, они используют эту идею.
Сохранит ли единство демократическая коалиция?
Нет уже демократической коалиции по факту. Она не может работать. Нет большинства, которое может принимать решения. Юридически она существует, и пока нет половины голосов в НУ-НС, которые готовы выйти из коалиции, до тех пор она будет юридически существовать. Более того, даже если она перестанет существовать, новой коалиции не будет.
Все ответы Михаила Погребинского читателям «Обозревателя» читайте здесь
Подготовила: Татьяна Гайжевская