В Европе наблюдается новое полярное разделение — в гендерном составе правления крупных корпораций. А отечественные компании уходят от гендерного вопроса.
В Норвегии и Швеции женщины занимают 22% и 20% соответственно мест в правлении крупных компаний. А в южной Испании и Италии правления почти полностью состоят из мужчин. Между севером и югом — Германия и Великобритания (10% женщин-управленцев), Нидерланды (7%) и Франция (6%). Всего в 200 крупнейших компаниях Европы женщины удерживают 8% из 3600 мест директоров.
В Украине количество женщин, занимающих топовые позиции, колеблется от 15% до 30%. «Сегодня для многих руководителей пол уже не имеет значения. Но еще встречаются работодатели, которые в заявке на подбор топ-менеджера указывают мужской пол как обязательное требование к должности. Единственное, в чем обычно могут упрекать женщин — излишняя эмоциональность, которая мешает трезво оценивать ситуацию и принимать верные решения»,— говорит госпожа Басюк.
Процент сотрудниц женского пола в управленческом звене международных компаний выше 40-50%. Судя по тенденциям и динамике, Украина идет по этому же пути. Международные компании предоставляют женщинам некоторые льготы в связи с физиологическими и психологическими особенностями. Например, один день отпуска в месяц, организацию детского сада рядом с офисом, возможность часть времени работать удаленно.
Коммерческий директор рекрутинговой компании «Брейн Сорс Интернэшнл» Татьяна Коломбет утверждает, что, получая заказ от клиента, она все реже слышит о требованиях к половому признаку будущего сотрудника. «Не раз мы сталкивались с ситуациями, когда клиент отдает предпочтение женщинам. Но клиенты обычно не говорят только о мужчине или только о женщине. Это может быть связано с тем, что большинство наших украинских клиентов — компании с прозападным типом менеджмента, который не приемлет половой дискриминации»,— поясняет госпожа Коломбет.
Руководитель направления «Банки, инвестиции, страхование» кадрового холдинга АНКОР Наталья Гилета отмечает, что женщин в управленческом звене украинских компаний — не более 20%. «В банковском секторе женщины занимают позиции уровня Board, но не выше зампредправления — 50%, фондовый рынок — на 20 компаний три женщины-руководителя. Примеры: гендиректор Parex Asset Management Ukraine Айя Кляшева и исполнительный директор компании КУА «ОТП Капитал» Марина Мендзебровская»,— рассказала госпожа Гилета.
Женщины хоть и являются дефицитным персоналом, запрашивают более низкую зарплату чем мужчины. При этом профессиональные направления условно можно разделить на женские и мужские. Предложения от кандидатов-мужчин превалируют в информационных технологиях и телекоммуникациях, производстве, строительстве и недвижимости, продажах, банковском и инвестиционном бизнесе, транспорте и логистике, юриспруденции. Женщины преимущественно представлены в административной работе, управлении персоналом, науке и образовании, бухгалтерии и финансах, маркетинге и рекламе.
В области высшего управленческого звена предложения от кандидатов-мужчин составляют 85%. Причем ожидания кандидатов — мужчин и женщин — в отношении уровня заработной платы значительно разнятся. Количество женщин уменьшается по мере роста финансовых притязаний. В группе с ожиданиями до $500 женщины составляют ровно половину (50%), а в группе с ожиданиями $1,5-3 тыс. — 31%. Татьяна Коломбет отмечает, что работодатели нормально реагируют на кандидатуры женщин-управленцев. «Часто интересуются ее семейным положением — замужние женщины с детьми воспринимаются как более стабильные работники. Разве что мнение о том, что женщина по природе своей слабее, а успешные управленцы-женщины — заядлые феминистки — все еще улавливается. Конечно, есть некоторые области, где женщин-управленцев очень мало: В2В, продажи, строительная и производственная сфера,— заверяет госпожа Коломбет.— Больше всего женщин в сфере услуг. Здесь можно встретить женщину практически на любой управленческой должности, начиная с генерального директора. Многие позиции в бэк-офисе практически любой компании занимают женщины: финансовый директор, главбух, административный директор, операционный директор, директор по персоналу и т.д.».
Анна Улитич отмечает, что больше всего женщин на руководящих должностях задействовано в HR, консалтинге, ресторанном и гостиничном бизнесе, недвижимости и сфере красоты.
Меньше всего, отмечает Наталья Гилета, женщин на посту финансового директора. «Некоторые российские компании пишут прямо — женские кандидатуры даже не будут рассматриваться»,— говорит она.
Анна Улитич утверждает, что в Украине есть еще и разница в уровне зарплат. «Это атавизмы менеджмента. Думаю, на ликвидацию этого недоразумения потребуется еще некоторое время»,— уверена она.
С этим отчасти согласна Татьяна Коломбет: «Например, работа директора по персоналу — мужчины — чаще всего оплачивается дороже, чем женщины той же квалификации. Но в международных компаниях практически нет должностей, на которых не могла бы работать или никогда не работала женщина. В украинской компании управление регионом (на уровне страны или даже нескольких стран) вряд ли доверят женщине, а в международных компаниях – это нормальная практика. И оценивается ее работа на том же уровне».
Читайте по теме:
Мафиозо выпустил учебник по менеджменту
В США топ-менеджеры зарабатывают больше $100 млн
Мужская профессия: не домохозяйка, а хоум-менеджер
Подготовил Артур Гойсан
Гендерное равенство: опыт компаний Европы и Украины