Все уже практически свыклись с тем, что нормальному развитию Украины, впрочем, как и других постсоветских государств, традиционно мешают две беды. Назовем их инфраструктурной неразвитостью и низким образовательным уровнем управленческих кадров. Однако, похоже, этот перечень будет не полным, если не упомянуть еще одну — кадровую политику.
Бесконечные ротации менеджмента и чехарда решений уже погубили и, наверняка, еще сорвут не одно масштабное начинание. К сожалению, в очередной раз в этот список может попасть проект аверса нефтепровода «Одесса-Броды». Причиной возникновения нового «транзитного тромба» для аверса многострадального нефтепровода может стать инициированная НАК «Нафтогаз Украины» «перевыборная кампания» руководства ОАО «Укртранснафта».
Как споткнуться на ровном месте
Как стало известно из источников в НАКе, проявлять активность в этом направлении руководство «Нафтогаза» начало еще в начале февраля этого года. Тогда на имя правления ОАО «Укртранснафта» была направлена директива, в которой в ультимативном порядке потребовали включить в повестку дня ближайшего собрания акционеров несколько пунктов. В частности, пункт об отзыве и перевыборах главы и состава правления ОАО «Укртранснафта», а также о смене Наблюдательного совета этого акционерного общества. В апрельском письме «Нафтогаза» требования были несколько смягчены. Переизбрать теперь предлагалось только членов правления «Укртранснафты». Ожидается, что событие состоится на ближайшем собрании акционеров, запланированном на шестое июня.
На первый взгляд, в желании руководства НАК «Нафтогаз», который осуществляет управление 100% пакетом акций «Укртранснафты», нет ничего предосудительного. «Нафтогаз», как акционер, который владеет более 10% ОАО, вполне может вносить свои предложения, касающиеся повестки дня сборов акционеров. Впрочем, недоумение вызывает тот факт, что непосредственное начальство НАКа в лице Министра топлива и энергетики не имеет претензий к руководству ОАО «Укртранснафта». Об этом заявил министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан, комментируя, кстати, информацию про возможное переизбрание членов правления. Так, 28 мая этого года министр прямо заявил: «У меня нет замечаний. Существует необходимость выполнения комплекса мероприятий, но вопрос о руководстве компании Минтопэнерго не ставит».
С точки зрения текущей деятельности «Укртранснафты», вопросов, вроде бы, тоже возникать не должно. Если 2005-2006 годы складывались для компании не совсем удачно, то 2007 год вполне можно занести в актив руководству украинского транзитера. Объемы прокачки в 2005-2006 годах постоянно сокращались. В 2005 году транспортировка нефти по системе нефтепровода Украины сократилась на 14,9% (8199,8 тыс. тонн), а в январе-октябре 2006 года - еще на 4,8%. В 2007 году негативная тенденция была прервана. Согласно официальным данным, по итогам прошлого года объем транзита и транспортировки нефти по трубопроводной системе Украины вырос на 19,9% и на 13,4% соответственно. В первую очередь вырос объем поставок нефти в страны Западной Европы (на 19,7%). За этот период «Укртранснафта» получила более 3,6 млрд гривен дохода и 213,7 млн гривен чистой прибыли, существенно улучшив показатели по сравнению с 2006 г.
Причина - из состояния ступора был выведен нефтепровод «Одесса-Броды». В результате двухмесячных консультаций с российской стороной в конце 2006 года было подписано транзитное соглашение на прокачку 9 млн тонн нефти по принципу «плати и качай».
В то же время, выполняя поручение Президента Виктора Ющенко и решения СНБО, руководство компании не прекращало консультации с потенциальными поставщиками и потребителями нефти по использованию нефтепровода в проектном, аверсном, направлении. Логичным итогом стало подписание 22 мая в Киеве рамочного соглашения между ОАО «Укртранснафта» и чешской нефтетранспортной компанией «Mero». Соглашение предусматривает возможность транспортировки легкой каспийской нефти на нефтеперерабатывающий завод в Кралупах (Чехия).
Сегодня "Укртранснафта" рассчитывает, что в случае успешной реализации проекта экспериментальной прокачки нефти по южному крылу нефтепровода "Дружба" до чешских Кралуп по нефтепроводу "Одесса-Броды" в аверсном направлении можно будет прокачивать до 7 млн тонн легкой каспийской нефти ежегодно.
В свете этих фактов вопрос о смене менеджмента вполне успешной компании выглядит и вовсе нелогично. И все же, зная специфику украинской «политэкономики», можно высказать еще одно предположение. Намерение даже вопреки мнению профильного министерства полностью сменить состав руководящих органов транзитного монополиста продиктовано желанием завести туда «своих людей».
Безусловно, топ-менеджмент НАК «Нафтогаз» во главе с Олегом Дубиной мог не устоять перед соблазном установить полный контроль над деятельностью «Укртранснафты». Тем более, что такой подход полностью укладывается в нынешние стандарты национальной управленческой культуры. Каждая «новая метла» пытается в сжатые сроки «вымести» своих конкурентов со всех руководящих постов. Особенно в тех компаниях, которые работают с прибылью. Например, денежные поступления, которые получает «Укртранснафта», вполне можно перенаправить. Они могут пойти не в государственный бюджет или на развитие нефтетранспортной инфраструктуры, а на покрытие долговых обязательств самого «Нафтогаза».
Такие рассуждения выглядели бы вполне правдоподобно, а с учетом сегодняшних реалий - даже оправданно, если бы не одно обстоятельство. «Перевыборную» кампанию в «Укртранснафте» руководство НАК «Нафтогаз» начало как раз в канун активной подготовки к Энергетическому саммиту, который прошел 22 мая в Киеве.
Как известно, одним из главных вопросов, стоявших в повестке дня саммита, было рассмотрение проекта Евразийского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). По результатам встречи было подписано совместное заявление президентов Украины, Азербайджана, Грузии, Литвы и Польши об активизации работы в этом направлении.
В связи с переизбранием руководства «Укртранснафты», которая фактически является главным оператором проекта ЕАНТК с украинской стороны, возникает парадоксальная ситуация. Не успели высохнуть чернила под совместной декларацией президентов, как украинская сторона готовится преподнести свом партнерам кадровый «сюрприз». Несомненно, что в случае ротации менеджмента новому руководству придется входить в курс дела, знакомится с состоянием переговорного процесса, налаживать контакты и разбираться с технико-экономическими характеристиками. В то, что это удастся сделать в кратчайшие сроки, как того требует Президент Ющенко, верится слабо. На «адаптацию» новых управленцев может потребоваться месяц-два, а может, и полгода-год. За это время климат доверия между Украиной и ее партнерами по проекту ЕАНТК, с таким трудом создававшийся усилиями Президента, будет разрушен. Серьезность намерений украинской стороны вновь окажется под сомнением.
Цена «кадровых революций»
Целесообразно напомнить, что ЕАНТК рассматривается Украиной как стратегический транснациональный проект с точки зрения диверсификации поставок, транзита энергоресурсов и обеспечения национальной энергетической безопасности. Впервые о создании альтернативного российским маршрута доставки нефти с Черного моря в Европу через Украину заговорили еще в конце 90-х годов. Практическим воплощением этих планов явилась прокладка нефтепровода Одесса-Броды и постройка нефтетерминала «Южный». В дальнейшем нефть должна была идти до польского города Плоцк и дальше до Гданьска, а также в направлении глубоководного порта Вильгельмсхафен (Германия) на Северном море.
Изначально разработчики рассчитывали, что в течение нескольких лет после своего запуска в 2003 году проект должен окупиться. Ведь мощность только первой очереди нефтепровода и терминала составляет порядка 14 млн тонн в год. Вторая очередь предусматривает увеличение пропускной мощности системы до 45 млн тонн нефти. Однако практически два года труба стояла незаполненной. В середине 2004 года начала активно муссироваться тема о необходимости договоренности с российскими нефтяными компаниями о реверсном использовании нефтепровода. И как раз после смены менеджмента «Укртранснафты» в 2004 году концепция поменялась. С сентября 2004 года, вопреки всем стратегиям и планам, «Одесса-Броды» заработал в обратном направлении.
Изменение аверса на реверс в тот момент объяснялось отсутствием желающих потреблять и прокачивать нефть. В результате «Одесса-Броды» из ключевого элемента системы диверсификации нефтяного транзита превратились в коммерческий проект, вынужденный работать для обеспечения самоокупаемости.
Если в 2007 году, впервые за несколько лет, реверс дал позитивный экономический результат, то уже в ближайшее время ситуация может измениться. В своем недавнем выступлении Владимир Путин, теперь уже в качестве главы правительства РФ, заявил о необходимости ускоренной реализации второй очереди балтийской транспортной системы (БТС-2). Российская сторона не скрывает, что одним из последствий строительства нефтепровода по маршруту Унеча — Великие Луки — Усть-Луга с проектной мощностью 50 млн т. нефти в год станет сокращение транзита через Украину. И если в этом году российский экспортный график еще учитывает реверс «Одесса-Броды» (7,2 млн тонн нефти), то уже в следующем году реверсная труба может «высохнуть».
Таким образом, из-за угрозы очередных интриг «трубный круг» вновь может замкнуться: «реверсной» нефти уже не будет, а аверсный проект так и останется нереализованным планом. Вполне возможно, что Украина вновь вернется к состоянию 2003 года, а "Одесса-Броды" опять начнут называть бесперспективным проектом.
Но истинной ценой таких «кадровых революций» может стать окончательная дискредитация Украины как надежного партнера. Бесконечно списывать абсолютную неспособность к практической реализации политических решений на технические нестыковки и политические неурядицы не удастся. Для всех станет понятно, что это не временное состояние, а диагноз украинской системы власти.