Генералы сдают полки. Без боя
В ПОГОНЕ ЗА ГЕКТАРАМИ ЗАБЫЛИ ПОЛК
За что купил, за то и продаю: армейский полк, который несет боевое дежурство на окраине Киева (с. Вита Почтовая), может оказаться в роли... бомжа, то есть подразделения без постоянного места дислокации. Потому что более 10 гектаров земли, на которой базируется полк, перешло в частные руки.
Этой информации есть подтверждение. Первого апреля 2008 г. Генеральная прокуратура направила представление на имя министра обороны Украины Юрия Еханурова. Читаешь этот документ – и не веришь, что такое может произойти с теми, кто охраняет священные рубежи Отечества.
"28 грудня 2005 року Міністерством оборони з ТОВ "Будіндустрія – альянс сервіс Лтд" укладено угоду щодо спільного будівництва житла на землях оборони у селі Віта Поштова Київської області. Міністерство оборони, відмовляючись від привабливої земельної ділянки розміром понад 10 га біля Києва, погодилося на компенсацію в розмірі 2,5 млн. грн., на які за ринковими цінами в Києві можна придбати в крайньому випадку три квартири. А той факт, що на території зазначеного містечка знаходиться в/ч А-0799, яка несе бойове чергування, взагалі проігноровано.."
Так утверждают стражи закона. Подобного беспредела у нас, кажется, давно не было. Завтра, к примеру, в Виту Почтовую, на контрольно-пропускной пункт военного полка приедет на джипе какой-нибудь крутой дядя и с наглой рожей в общении с командиром рубанет правду-матку: "Слышь, братан, закрывай свою лавочку. И неси боевое дежурство в другом месте, хотя бы на Банковой, возле своего Верховного главнокомандующего Ющенко. Здесь
Сегодня хозяева этих десяти гектаров имеют на руках решение Киевского апелляционного хозяйственного суда (председательствовала в процессе Л. Репина) о том, что сделки с военным ведомством соответствуют закону. И хотя Генпрокуратура кинулась оспаривать этот вердикт в вышестоящей судебной инстанции, нельзя не признать очевидное – еще один лакомый участок прибрали к руками ловкие люди по очень смешной цене.
Десять гектаров в этом районе "тянут" на миллионы миллионы долларов! Это и не удивительно, ведь сегодня соимость одной сотки в этом месте достигает 20 тысяч долларов. Но у военачальников, как видим, своя арифметика. Вот и берет хитрость городки. Впрочем, не столько она, сколько нужные деловые связи, высокое положение, депутатство, например, принадлежность к тому или иному клану, крутой политкоманде.
В итоге воинские части снимаются с насиженных мест и куда-то уходят... "Растворяются" батальоны, полки, даже целые бригады. Так было и в Конча-Заспе, где размещался батальон радиоэлектронной борьбы Минобороны. Генералы передислоцировали батальон куда-то на периферию, а военный городок № 247 (почти 24 гектара) продали... Хозяином огромной территории в Конча-Заспе стала фирма "Оста-плюс", за которой, по некоторым сведениям, просматриваются интересы банкиров – братьев Сергея и Александра Буряков.
Об этой сногсшибательной сделке "Обозреватель" рассказывал в журналистском расследовании: Так продают Кончу-Заспу. Во имя олигархов
Что ж, подчас тот или иной олигарх доказывает, что один в поле тоже воин. А мы все становимся свидетелями очередного военно-полевого "хапка". Берут все: аэродромы, причалы для боевых кораблей, военкоматы, дома офицеров, медицинские городки.
"В Министерстве обороны – полная вакханалия при учете земель", – отмечалось на коллегии Генпрокуратуры в апреле с. г. Но кто сел в тюрьму за эту вакханалию? Никто.
ВЫШЕЛ НА ПАЛУБУ, А ПАЛУБЫ НЕТ
В сегодняшней истории военно-полевого "хапка" есть и такой, не менее удивительный, случай. В Житомире под контроль частника перешел Дом офицеров. Посему не исключено, что люди, которые работают в этом здании и не догадывающиеся о закулисных комбинациях с недвижимостью, могут быть выставлены на улицу.
В Доме офицеров проводит свои мероприятия военное командование, здесь работают (пока еще) различные кружки художественной самодеятельности. Более того, в этом здании размещена приемная командующего 8-м армейским корпусом.
Представляю, как удивится командующий корпусом, когда однажды увидит на дверях служебного кабинета амбарный замок. И услышит нечто подобное: "Извини, братан, твоя лавочка закрита".
Ситуация, как в той поговорке: вышел на палубу, а палубы нет. Нечто подобное могло произойти в Ривном, где тоже был выставлен на продажу Дом офицеров. Задумывалась комбинация, аналогичная житомирской. Но помешала военная прокуратура – она схватила комбинаторов за руку, возбудила уголовное дело.
А суть житомирской схемы состояла в том, что на основании фиктивных договоров на территории Дома офицеров планировалось начать строительство жилья для военнослужащих. Путем различных манипуляций армию отодвинули от этого дела, вернув ей паевой взнос. Затем на основании судебного решения хитрецы оформили право собственности на Дом офицеров. Едва недвижимость оказалось в частных руках, как тут же была перепродана. И милллионы – в кармане. На ровном месте.
Некоторые служители Фемиды откровенно подыгривают комбинаторам. Об этом корреспонденту "Обозревателя" говорили в Главном управлении военных прокуратур. Дескать, слушая дела о недвижимости, суды выносят решения в пользу махинаторов на основании копий документов, не спрашивая об оригиналах.
А разве в столице нет подобных случаев? Однажды утром офицеры из бывшего Голосеевского райвоенкомата Киева пришли на службу, а… "палубы" – нет. Потому что, райвоенкомат был продан, как молвится, с потрохами.
О, это была суперсделка! Она прокручена настолько молниеносно, что служивые из военкомата даже не успели ничего понять. А некоторые острословы даже задались закономерным вопросом: "Неужели и офицеров продали вместе с военкоматом?"
Что удивительно, и в других городах, например, в Луганске, офицеры могут сказать: вышел на палубу, а палубы нет. К примеру, Луганский военный комиссариат "толкнули" за 2,2 миллиона гривен, хотя реальная стоимость его – не менее 7,5 миллионов гривен.
Посмотрим теперь на реакцию стражей закона. Слово – начальнику Главного управления военных прокуратур Генпрокуратуры Юрию Вийтеву:
– 6 июня 2006 года Минобороны подписало договор с ООО "Теба Ко Лтд" о строительстве жилья на территории Голосеевского райвоенкомата Киева. Однако спустя неделю по дополнительному соглашению фактически был продан имущественный комплекс военкомата за 6,5 млн. гривен при реальной его стоимости свыше 13 миллиона гривен. По такой же схеме были реализованы здания 35-го военного городка в столице. Их продали за 7 млн. гривен, в то время, когда их стоимость, согласно выводов специалистов, – около 12 миллионов.
По фактам продажи армейской недвижимости в столице, в том числе здания райвоенкомата, были возбуждены уголовные дела. Следователи допрашивали свидетелей, изымали документы, назначали необходимые экспертизы... Насобирали целые тома. И когда подошло время давать правовую оценку действиям военачальников, их деловых партнеров, вдруг Фемида, словно проснувшись, "бабахнула" сенсационным вердиктом – наложила запрет на уголовное разбирательство.
Все, точка, прокурорские дела о военно-полевом "хапке" можно сдавать в архив. И в этот раз механизм отчуждения армейского имущества не дал сбоя. Потому что слишком большие деньги крутятся в этом бизнесе. Не знаю, верить или нет, но ходят слухи, что в истории с Голосеевским райвоенкоматом просматриваются интересы Петра Порошенко.
Подметим важную деталь: все крупные сделки в военной сфере контролируют видные персоны политического и государственного олимпа. Вот что однажды говорил в интервью экс-министр обороны Анатолий Гриценко:
"Деякі підприємці уклали договори з Міноборони на невигідних для армії умовах у 2002-2004 роках, але не встигли оформити землю. Вони доплатили держбюджету міністерства майже 200 млн. грн., щоб легально володіти землею і співпрацювати з Міноборони надалі. За цими структурами стоять люди високого статусу, зокрема й народні депутати".
Словом тысячи армейских городков попали под контроль политиков, депутатов, людей из ближайшего окружения руководителей государства. Это "добро" оценивается в миллиарды гривен. Понятно, что в этом деле большим людям помогали большие армейские тузы. Сформировалась даже эдакая каста – полководцы военных городков, в разное время работавшие заместителями министра, начальниками департаментов, руководившие военными предприятиями.
А МИНИСТР – БЕЛЫЙ И ПУШИСТЫЙ…
Когда в Министерство обороны приходила очередная команда во главе с новым министром, то в ее составе, как правило, всегда, присутствовали и полководцы военных городков. Они до мельчайших деталей знают, как "правильно" составить ту или иную схему, на "отлично" выполнить скользкую комбинацию. Ну а в случае провала эти люди с наименьшими потерями выходили из-под огня, или же, в крайних случаях, с позором изгонялись из рядов минобороны. В то же время министр оказывался... белым и пушистым, не причастным к сомнительным коммерческим операциям. Браво!
Но ведь первое лицо военного ведомства обязано знать о всех перипетиях с военными городками. Вот, к примеру, днепропетровская история. Она все о том же – о полководцах военных городков, которые почти всегда выходят сухими из воды. Особенно "ярко" проявил себя на этом поприще генерал-майор медслужбы Петр Мельник.
Некое ООО "Райвел" однажды захотело подставить плечо Днепропетровскому военному госпиталю. Благородно? Вне всякого сомнения.
И в апреле 2007 года директор Департамента здравоохранения Минобороны Украины генерал Петр Мельник подписал с руководителем фирмы "Райвел" инвестиционный договор о реконструкции и модернизации материально-технической базы военного госпиталя в Днепропетровске.
Этот медгородок, кстати, занимает 3,59 га по улице Комсомольская в центре Днепропетровска. Но вот что установили контролирующие органы, в частности ГлавКРУ: "Под видом выполнения инвестиционного проекта реконструкции и модернизации материально-технической базы военного госпиталя в Днепропетровске маскируется незаконное отчуждение военного имущества и земель обороны. В случае полной реализации этого проекта Министерством обороны Украины будет потеряно активов на сумму 103,2 млн. гривен".
Одной из изюминок этой реконструкции является то, что в конечном итоге в состав госпиталя должны войти здания, размещенные на площади 0,72 га, а часть помещений (они занимают территорию 2,87 га), освободится. Как вы думаете, кто по воле генерала Петра Мельника станет хозяином почти трех гектаров в центре Днепропетровска? Господа из ООО "Райвел", то бишь инвестор. А с этим "Райвелом" у генерала Петра Мельника – давние партнерские отношения...
Даже если принять к сведению, что в прошлом году министр обороны Украины Анатолий Гриценко уполномочил Петра Мельника выполнять все необходимые действия, связанные с днепропетровским инвестдоговором, то Кабинет Министров не разрешал продажу этих земель. Согласно законодательству только правительство (на основании представлений Минобороны) принимает решения об отчуждении имущественных комплексов, недвижимого имущества.
Военная прокуратура обратилась в суд по поводу днепропетровской комбинации, однако не нашла там поддержки. Тем не менее генерал Петр Мельник вряд ли чувствует себя на коне. Редакции известно, что материалы ревизий Департамента здравоохранения Минобороны легли на рабочий стол Президента Украины, доведены до сведения министра обороны Юрия Еханурова. Проверяющие "накопали" столько всего... Но что скажет верховная власть?
Из представления Генпрокуратуры на имя министра обороны Украины Юрия Еханурова: "Міністерство оборони разом з комерційними структурами використовує протиправні схеми вилучення земель Міноборони шляхом укладання удаваних угод щодо спільної забудови, внаслідок чого втрачає право користування навіть тими земельними ділянками, що використовуються за призначенням…"
***
Пройдет время – и дельцы легализуют свои гектары, "выбитые" из системы Минобороны при помощи сомнительных схем. Однако армия по-прежнему будет в проигрыше. Бедная, безквартирная армия. Без необходимых запасов топлива, без надлежащего финансирования. Зато у нее есть сказочно богатый генералитет, сколотивший капиталы при невыясненных обстоятельствах.