Скоморох, бодисингер и молодежный филолог Псой Короленко
Псой Короленко (а именно так называет себя Павел Эдуардович Лион) - один из самых резонансных предствителей мирового андерграунда. Почему мирового? Нет, вовсе не из-за масштабов его выступлений, которые в принципе не могут быть масштабными. И вовсе не из-за разношерстности исполняемой им музыки... Просто он, ввиду субьективных и обьективных обстоятельств, имеет и использует возможность своим эпатажным, однако отнюдь не пафосным творчеством объединять молодежь (и не только) из самых различных уголков планеты - Тель-Авив, Нью-Йорк, Москва, Киев, и т.д.
Для тех, кто хоть издали знаком с творчеством Псоя, сразу же возникает вопрос о том, как же правильно определить жанр этого... исполнителя. Сам себя Псой характеризует вполне определенно: "молодежный филолог, акын (поэт-импровизатор и певец у тюркоязычных народов Средней Азии), бодисингер и современный скоморох". И в целом, это не далеко от истины, ибо все творчество такого себе псевдоюродивого певца подвластно некоторой алогичности, отсутствию четких рамок, как эстетических, так и языковых. Свои и чужие песни он исполняет, аккомпанируя себе на так называемой «гармохе» — синтезатор Casio с включённым тембром аккордеона.
Что касается репертуара, а точнее стилистической направленности песен - то тут уже все гораздо сложнее. Прежде всего потому, что их сложно "втиснуть" в какой-то определенный стиль, тем не менее, во всех них есть что-то общее. Это, прежде всего синтез этнических еврейских и русских традиций, иногда с налетом французского шансона. Тексты - абстрагированы от всего, к чему только они могут быть привязаны. Иногда в них дивным образом соединяются все чудеса словесности в самых различных социальных и цензурных оттенках. И вчера в этом сполна смогли убедиться представители киевской андерграундной тусовки.
Именно из-за присутствия порой бранных текстов, Псой часто нарывался на критику критиков (простите за каламбур), однако, судя по всему, в последнее время и эта тенденция была слегка облагорожена - некоторые песни переделаны в корне, а в других просто забавно изменены отдельные слова.
Как высказался сам Псой во время выступления в клубе "Хлеб" по поводу одной из своих композиций: "В этой песне заменены все выражения, которые кого-то могут смутить, поэтому даже слово "козел" заменено... словом "осел"!"
После исполнения некоторых хитов последних лет (мне в особенности запомнились "Жизнеописание Абраши" и "Аля-Улю 2"), Псой заявил: "Сейчас сделаем 10-минутный перерыв, а потом начнется концерт... до этого была торжественная часть!" И это после 1,5-часового выступления!
Впрочем, после 10-минутного перерыва, Псой и правда оставил позади какие-либо условности песенной программы (хотя трудно представить, что у такого человека они вообще могут быть), и началось уже более открытое "откровение", где, снова-таки, неприкрытый стеб хаотично граничил с глубиной его предпосылок.
А сомневаться в данной глубине не приходится, зная, что Псой - еще и критик, и филолог (кстати, в США и в России его часто приглашают на чтение лекций в различные университеты). Кстати, сценическое имя (Псой категорически не соглашается с определением "псевдоним") родилось благодаря исследованиям творчества В.Г. Короленко. Оно было взят из письма В. Г.
Короленко к брату, где он иронизирует над семейным обычаем называть детей по святцам: «Ты — Илларион, отец — Галактион. Родись я в День святого Псоя — быть мне бы Псоем Короленко». Таким образом, псевдоним подразумевает подачу себя как «альтернативного Короленко».
Надо сказать, что концерт прошел в характерной для Псоя манере, когда освободиться от будничного отношения к стилям музыки могли все, кто этого хотел. Тем более, что за вечер можно было услышать не только песни, как таковые, но и произведения другой формы. Например, стихи. Конечно, их нельзя назвать классическим стихотворением, но, согласитесь, порой хочется услышать и приземленный монолог например, про пиццу (у Псоя здорово вышло рассказать о преимуществах этого блюда в различных точках планеты). Короче говоря, по формату концерт в "Хлебе" был больше похож на творческий вечер со всеми вытекающими последствиями...
А некоторые отдельные посетители клуба, признались, что прелюдии Псоя к песням, или различные его обращения к публике,были порой интереснее самих песен... Впрочем, чем он уже только не удивлял...
Подготовил: Владислав Недогибченко