Сенсационный арест заместителя по имущественным вопросам председателя Федерации профсоюзов Украины Сергея Костина, а затем не менее громкая отставка самого лидера ФПУ Александра Юркина свидетельствует о том, что основные политические игроки вышли на финишную прямую в борьбе за контроль над самой крупной профсоюзной организацией в Украине. А это все еще миллиардный имущественный ресурс Федерации, не менее серьезные финансовые потоки фондов социального страхования, а также прямой доступ к рабочим местам на украинских предприятиях. Последнее, по прогнозам хорошо соображающих в избирательных технологиях специалистов, обеспечит адресную работу держателя ФПУ с каждым из 10 (!) миллионов ее членов. Вплоть до 2010 года. За что, надо понимать, сегодня не может не побороться каждая уважающая себя политическая сила с президентскими амбициями.
На самом деле, происходящее в эту жаркую пору с ФПУ логично поставить в один ряд с войной между президентом и премьером за контроль над губернаторской вертикалью. Но если в предвыборных тяжбах за властный админресурс оппозиционные Регионы остались не при делах (почему так сильно и хотят вернуться во власть путем широкой коалиции), то в профсоюзной жизни соратники Януковича наследить успели не меньше своих политических оппонентов.
Уже сегодня можно предположить, что намеченные на декабрь выборы нового председателя ФПУ не только определят имя главного режиссера этой многоходовой комбинации с акциями протеста, громкими заявлениями, арестом Костина и отставкой Юркина, но и укажут конкретные ориентиры – на кого из тройки претендентов на президентский пост сделает ставку многомиллионная ФПУ. Точнее, кто из претендентов сделал самую крупную ставку на голоса профсоюзов.
Пока же логично подвести краткие итоги трехлетней гегемонии в ФПУ команды демократа Юркина, пришедшего в Федерацию на волне оранжевой революции, а ушедшего в момент крушения ее последних символов. За последнюю неделю оппоненты Александра Валентиновича не обвинили его разве что в отчуждении очередного санатория в пользу структур Бен-Ладана. Заигрывание же с лидером БЮТ, связи с посредническими фирмами скандальной «Элиты-Центр», разбазаривание профсоюзного имущества на фоне глобального увеличения размеров частного автомобильного парка и общей квартирной площади, инкриминировать Юркину таки успели. Для чего, надо сказать, и сам добровольно сошедший с дистанции экс-лидер ФПУ успел изрядно потрудиться.
Однако обо всем по порядку.
Счастливый оранжевый билет Юркина
Напомним, что в самый разгар известных событий 2004 года Александр Стоян - на тот момент лидер ФПУ, от имени, но без поручения членов Федерации, обратился к Кучме с письмом, где содержался откровенный призыв жестко и конкретно ликвидировать конфликт, возникший между властью и оппозицией. Так вот, копия этого документа каким-то чудесным образом оказалась в кармане на тот момент председателя ЦК профсоюза атомщиков г-на Юркина, который любезно предложил ее для рассмотрения представителям потенциальной власти.
Далее события развивались как в классическом детективе. Группа пламенных революционеров, в числе которых были замечены г-да Турчинов, Луценко, Яворивский и др., отправилась в кабинет к Александру Стояну. Пояснив все возможные последствия обнародования документа прямо со сцены Майдана, товарищи убедили Стояна освободить помещение. Надо сказать, что кроме ног тот унес из своего кабинета только портрет Януковича. Так что, не на шутку испуганный лидер ФПУ с образом Виктора Федоровича под мышкой и стал для Юркина известным «билетом на трамвай», без которого Александр Валентинович вряд ли смог претендовать на роль профсоюзного гегемона всея Украины.
Правда, сразу после изгнания Стояна ходили слухи, что ФПУ может возглавить известный лидер независимого профсоюза угольщиков Михаил Волынец, который был в курсе всей этой истории. А также на время революции получил под свою опеку здание ФПУ, ставшее одним из центров происходящих событий. Сегодня рассказывают, что в будущем взлете вечного оппозиционера Волынца были уверены многие. Только не Юркин. Потому не удивительно, что в то время как независимый угольщик углубился в народные недра третьего тура президентских выборов, перспективный атомщик обосновался на поверхности и занялся конструированием мирных связей во все еще взрывоопасной политической смеси. В итоге Юркину удалось заручиться поддержкой сразу нескольких ключевых фигур революции. Среди них называют Тимошенко и Зинченко. Напомним, что Александр Зинченко на тот момент был руководителем избирательного штаба НУ, и надо полагать, обеспечил лояльность будущего президента к персоне Юркина. Что касается Юлии Владимировны, то ее мирные отношения с Александром Валентиновичем завязались еще во времена вице-премьерства Тимошенко. В 2001 году Юлия Владимировна выплатила многомесячную задолженность атомщикам по зарплате, а на парламентских выборах в 2002 году ее политическая сила получила весомую поддержку отрасли. По нашим данным, одной из сторон переговоров был на тот момент и революционно настроенный глава отечественного союза предпринимателей Анатолий Кинах.
Так или иначе, но когда кандидатура Александра Юркина была поддержана президиумом, а потом и съездом ФПУ, новоиспеченная власть молчанием засвидетельствовала свое согласие на реализацию тонко спланированного сценария нового лидера. Однако сразу заметим, что желание и умение Юркина договариваться сразу со всеми представителями политических кланов не только обеспечило ему власть, но и в итоге этой власти лишило. Однако об этом чуть ниже. Что же касается производственных планов нового председателя, то, по-видимому, им суждено было сбыться лишь отчасти. Ни публично обещанной Юркиным в 2005 году инвентаризации собственности ФПУ силами Фонда госимущества, ни гарантированного разделения имущества Федерации с независимыми профсоюзами за три года его хозяйствования так и не произошло. Зато произошло много чего другого.
План свержения или заслуженное наказание?
На сегодня в ФПУ нет единого мнения о заслугах г-на Юркина перед отечественными профсоюзами. Его сторонники говорят о том, что именно Юркину удалось ликвидировать коррупционные схемы по распродаже имущества профсоюзов, возникшие при Стояне. Они же настаивают на том, что отставка Юркина - это реализация некоего политического проекта, который поддерживают некие бизнес структуры, готовые потратить на эти цели ни много, ни мало - 3 миллиона долларов США. В Интернете даже гуляет документ под названием «План замены руководства Федерации профсоюза», где среди безобидных пунктов организации акций протеста в регионах значится и вышеупомянутый арест члена команды Юркина. Наши источники утверждают, что сам г-н Юркин имел на руках распечатку этого плана и не раз показывал ее тем, кого считал нужным посвятить в истинные причины дискредитации руководства ФПУ.
Оппоненты же убеждены в коммерческой нечистоплотности Александра Валентиновича, якобы создавшего еще более изощренные форматы сотрудничества верхушки ФПУ с бизнесструктурами и властью, которые основательно подточили финансовые устои Федерации. Бывшие соратники не перестают сетовать, что зря доверились «демократичным идеям» нового лидера, выписав под его широчайшие полномочия новый устав ФПУ, а, также лишив Федерацию возможности уволить ее главу за нарушения устава. Только по решению съезда. Однако заметим, что в арсенале как критиков, так и оппонентов Юркина, имеется несколько ключевых аргументов, которые стороны трактуют по-разному. Мы, естественно, выслушали точки зрения и тех, и других. При том в неограниченных количествах. Потому позволим себе выстроить некие собирательные версии противоборствующих сторон в этих ключевых точках.
Взятка и арест
Заместитель Юркина по имущественным вопросам Сергей Костин был арестован столичным УБОПом восьмого июля сего года. Его встреча с представителем итальянской фирмы, якобы решившей инвестировать 150 миллионов долларов в закарпатский санаторий «Верховина», завершилась сенсационным известием в СМИ о вымогательстве Костиным взятки в размере 50 тысяч долларов. Правоохранители при этом ссылаются на имеющуюся у них видеозапись передачи взятки, а также обнаруженный у Костина документ – протокол намерений сторон реализовать обозначенный инвестиционный проект. За этот протокол заместитель Юркина, одновременно возглавляющий и наблюдательный совет одного из ключевых активов ФПУ ЗАО «Укрпрофздравница», якобы и требовал заплатить. Надо сказать, что, несмотря на признание Костиным своей вины (а такая информация прошла в СМИ), у его коллег остается немало вопросов на счет факта ареста. Игорь Луцишин, заместитель Юркина, а ныне и.о. председателя ФПУ, следующим образом прокомментировал ситуацию:
- Все слишком наглядно совпало. Костина арестовали накануне его отчета президиуму ФПУ о распоряжении собственностью Федерации. Замечу, что брожение внутри нашей организации мы наблюдаем не первый месяц. Эти процессы стали следствием массированной внешней атаки на руководство ФПУ. Потому мы сами инициировали создание рабочих групп и комиссий внутри Федерации, которые бы скрупулезно разобрались в проблемных имущественных и финансовых вопросах. Группы, куда вошли представители членских организаций ФПУ, подготовили свои отчеты. Костин подготовил свой. Должен был состояться серьезный разговор. Почему-то не состоялся. Это, во-первых. Во-вторых, не совсем понятно, за какой документ Костин мог потребовать деньги. Если речь идет о так называемом протоколе намерений, который оказался в распоряжении правоохранителей, то председатель правления «Укрпрофздравницы», в ведомстве которого находится «Верховина», на состоявшемся уже без Костина заседании президиума ФПУ заявил, что этот документ не имел никакой юридической силы. Г-н Рачко своей рукой вписал туда пункт под номером три, где было сказано, что стороны юридических обязательств друг перед другом не несут. Очень трудно поверить, что на основании такой «пустышки» кто-либо мог вознамериться дать или взять взятку. К тому же названная цифра возможных инвестиций в 150 млн. долл. настолько заоблачная, что ее, пожалуй, может хватить на реконструкцию всего Закарпатья, - заключил Луцишин.
Заметим и то, что некоторые источники утверждают, что никакого инвестиционного проекта по отношению к «Верховине» вообще не существовало. А значит, не могло быть и протокола намерений об инвестировании средств. Так или иначе, но оставшийся на хозяйстве г-н Луцишин, по роду службы привыкший заниматься исключительно организационными вопросами, ситуацию с наличием или отсутствием инвестиционного проекта нам не прояснил и порекомендовал обратиться непосредственно к главе «Укрпрофздравницы». Владимир Рачко на связь, к сожалению, пока не вышел. В любом случае коллеги Костина, впрочем, как и вся взбудораженная общественность, надеются на справедливое расследование дела теперь уже столичной прокуратурой и обнародование всех нюансов преступления, если таковое имело место.
Кстати, тема увольнения Сергея Костина также заслуживает особого внимания. Президиум ФПУ расстался с «ценным» кадром благодаря данным о бизнес активах Костина, которые неизвестные лица обнародовали в Интернете. Заметим, что автор получил такие же материалы от одного из своих источников, заверившего в том, что оригинальным собирателем впечатляющих фактов являются правоохранительные органы. Таким образом, буквально на следующий день после задержания Костина на некоторых сайтах появилась информация о фирмах, соучредителем которых выступал заместитель главы ФПУ. Чего по уставу не позволяется. Были названы 12 предприятий, где фигурировала фамилия Костина вместе с многомиллионным уставным фондом этих структур. По словам Игоря Луцишина, коллеги обзвонили некоторые указанные адреса и, получив необходимые подтверждения, согласно уставу уволили зама-бизнесмена.
Заметим, что на этом же заседании президиума ФПУ были обнародованы данные из того же источника об имуществе, которое принадлежит семье г-на Костина. Речь идет о четырех квартирах в столице стоимостью от 200 тыс. долл. до 3,5 млн грн, а также транспортных средствах в количестве пяти единиц. Стоимость семейных авто Костиных колеблется от 22 тыс. до 100 тыс. долларов. Надо сказать, что при этом многие профсоюзные деятели до сих пор не перестают удивляться, как такой «стреляный воробей» решился на банальную взятку в 50 тысяч в рабочее время, с «пустым» документом, да еще и накануне важного для его карьеры заседания.
Не менее были удивлены профсоюзные деятели, когда познакомились с перечнем имущества самого лидера ФПУ. Тот же источник гласит, что в собственности семейства Юркиных четыре квартиры, две из которых потянули аж на четыре миллиона гривен каждая, а также четыре авто стоимостью от 30 до 100 тыс. долл. Показательно, что почти вся недвижимость и Костиным, и Юркиным была приобретена в 2005-2008 гг. Что не может не настораживать. Как отнесся к данным фактам заместитель Луцишин?
- Я вряд ли могу их комментировать, - заметил Игорь Ярославович журналисту «Обоза». – Только лишь уточню, что Юркин предоставил президиуму ФПУ справки о ряде кредитов, а также документы о том, что его сыновья, на которых и зарегистрированы самые дорогие квартиры, стали участниками долгосрочной ипотечной программы. Они будут выплачивать кредит все последующие 30 лет.
Позволим себе уточнить и мы. Если даже предположить, что дети г-на Юркина на самом деле ввязались в ипотеку, то не трудно посчитать ее ежемесячную стоимость. Таким образом, 4 млн грн на 30 лет составляет 139 тыс. грн в год. И 11 тыс. грн в месяц. Неслабый платеж… И это при том, что один из сыновей лидера Юркина до недавнего времени трудился в должности одного из начальников управления скромной страховой компании «Энергополис». Вот здесь - стоп. Так как это еще одна ключевая точка, на которую опираются оппоненты Юркина, обвиняющего его в создании новых коррупционных схем.
Продолжение следует…