Невъездной банкир винит Россию в отъеме бизнеса
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Известный американский финансист, глава инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Билл Браудер в эксклюзивном интервью Би-би-си выступил с обвинениями в коррупции и призвал иностранных бизнесменов воздержаться от инвестиций в Россию.
Браудер начал работать в Москве в 1996 году и вскоре стал крупнейшим портфельным инвестором в России. В 2005 году его виза была аннулирована, и он вынужден был покинуть страну, а позже - вывести и большую часть своих капиталов.
В 2007 году в московском офисе Hermitage прошли обыски. В интервью Би-би-си Браудер заявил, что изъятые в ходе обыска печати были использованы для того, чтобы получить контроль над принадлежащими фонду компаниями и затем незаконно получить из российского бюджета более 200 миллионов долларов.
Представители российских властей отказались прокомментировать нам заявления Билла Браудера.
Расскажите, как вам пришла идея вести бизнес в России?
- Когда после падения коммунизма в России началась массовая приватизация, я увидел в этом потрясающие возможности для ведения бизнеса в этой стране. Тогда я работал в существовавшем тогда банке Solomon Brothers. Но в 1996 году я приехал в Москву, чтобы основать свой собственный бизнес - фонд Hermitage.
Мы занимались управлением средствами западных клиентов, которые хотели бы воспользоваться возможностями, которые предоставлял российский бизнес. Фонд Hermitage рос и за 10 лет стал крупнейшим портфельным инвестором в России.
Какими объемами оперировал ваш фонд?
- Нашими клиентами были не только американцы, но также инвесторы со всей Европы, из Азии, Ближнего Востока. В 2005 году объем наших инвестиций в России составлял 4 миллиарда долларов. Это было больше, чем у всех наших конкурентов вместе взятых. Настолько значительными были наши объемы.
"Нечестный подход"
Очень простой вопрос: что пошло не так?
- То, что я понял там - это то, что ты не можешь просто сидеть и думать, что все будут относиться к тебе по-честному и справедливо, когда ты будешь инвестировать в российские компании. Ты все время сталкиваешься с нечестным подходом к делу.
И единственный способ - это бороться с теми людьми, кто играет нечестно. Мы как акционеры стали занимать очень активную и четкую позицию, выступать против коррупции, пытаясь предотвратить захват тех компаний, в которые мы инвестировали.
Этим самым мы наступили на больную мозоль людей, занимающих очень высокие должности. И в конце концов, мы, видимо, наступили на больную мозоль слишком большому количеству таких людей. Я был депортирован из России в ноябре 2005 года и назван человеком, опасным для национальной безопасности.
Это именно тогда ваша виза была аннулирована?
- Я приземлился в московском аэропорту, на пограничном контроле я представил свой паспорт с многократной российской визой. И мне сказали, что мне теперь запрещен въезд в страну, я теперь персона нон-грата.
Но теперь вы говорите, что те документы, которые были изъяты российскими правоохранительными органами в ходе обыска в вашем офисе, были затем использованы, чтобы отнять у вас контроль над тремя вашими компаниями?
- Именно так все и произошло. Обыски в нашем офисе прошли 4 июня 2007 года. Были проведены обыски также и в офисах наших адвокатов. Они изъяли там наши печати, штампы, учредительные документы. И через месяц-другой эти же печати, штампы и учредительные документы были использованы для перерегистрации наших компаний - но только теперь мы больше не являлись учредителями этих компаний.
Владельцем этих компаний стала некая фирма "Плутон" из Татарстана, которая, согласно документам, принадлежала человеку, ранее судимому за убийство. Таким образом, документы, изъятые в ходе обыска и находившиеся в распоряжении правоохранительных органов, оказались у человека, ранее судимого за убийство.
Политика и нажива
В чем, по-вашему, причина произошедшего?
- В России у всего есть несколько сторон. Здесь был политический фактор, потому что мы выступали против коррупции. Здесь был и фактор наживы, потому что у нас было много денег в России.
Но что тогда это по-вашему: преступление, совершенное обычными уголовниками, у которых просто были связи в правоохранительных органах - либо же политическое дело, уходящее своими корнями к высокопоставленным лицам?
- В каждом подобном случае есть несколько уровней. Есть низовой уровень исполнителей, которые делают всю грязную работу. А есть более высокий уровень заказчиков, в чьих интересах все и происходит. Все это не могло произойти без взаимодействия на обоих этих уровнях.
Насколько высоко уходят корни в этой истории, мне тяжело судить. Причем, дело не закончилось только захватом наших компаний. Невероятно, но после этого те, кто получили контроль над нашими компаниями, подали исправленные документы финансовой отчетности, по которым получили возврат части уплаченных нами налогов.
Таким образом, они получили из бюджета 230 миллионов долларов, заплаченных нами в качестве налоговых отчислений в 2006 году. Это не могло произойти без санкции весьма высокопоставленных людей. Я не знаю, кто эти люди и где они работают, но это просто не могло произойти на каком-то низовом уровне.
Русская рулетка
Исходя из вашего опыта, какой совет вы бы дали европейским бизнесменам, которые обеспокоены спадом в экономике Евросоюза и которые все больше и больше смотрят на Россию с ее впечатляющим экономическим ростом?
- Я бы сказал им, что очень мало людей готовы открыто и честно говорить о том, что на самом деле происходит в России. Я бы сказал им, что это как русская рулетка. Вы можете выстрелить пять раз - и пять раз патронник окажется пустым. Потом вы можете выстрелить шестой раз - и патронник опять окажется пустым. В седьмой раз вы можете получить пулю. Каждый должен понимать: то, что произошло со мной, может произойти и с ним. И это может быть очень серьезно. Вы можете потерять очень серьезные деньги, вас могут убить, вас могут арестовать - может произойти абсолютно все.
Сколько денег вы потеряли?
- Мы не потеряли ничего. К счастью, мы быстро оценили риски и нам удалось вывести наши капиталы еще до того, как до них добрались те, кто захватил наши компании.
Как вам это удалось?
- Когда меня депортировали, я сказал самому себе: это будет явно еще не все, надо быстро выводить деньги из России, ликвидировать все наши позиции на российском рынке.
"Не вкладывайтесь в Россию"
Сколько денег ваших клиентов сейчас вложено в России?
- Совсем немного. 95 процентов средств наших клиентов теперь вложено за пределами России.
То есть из компании, у которой 4 миллиарда долларов было инвестировано в России, вы стали компанией, у которой в России практически нет ничего?
- Практически ничего. Из наших вложений осталось буквально чуть-чуть, все остальное инвестировано в других странах мира, где инвестиционный климат гораздо безопаснее и гораздо привлекательнее.
Мы слышали, что вы встречались с господином Медведевым и даже ужинали с ним. Это так? Вы что-то обсуждали?
- Я встретил Медведева в Давосе в начале 2007 года. За ужином я спросил его, может ли он оказать какую-то помощь в разрешении вопроса с моей визой. И он согласился помочь. И вскоре после этого к нам пришли с обысками.news.bbc.co.uk