Прокуратура Киева «купилась» на конфетки
Ни для кого не секрет, что действовавшая до последнего времени система тендерных закупок являлась золотым дном для чиновников, тем или иным способом причастных к процедуре проведения торгов. С помощью различных полулегальных, а зачастую нелегальных ухищрений чиновники умудрялись присваивать значительные суммы государственных средств, а правоохранительные органы частенько их покрывали. Но, как говорится, сколько веревочке не виться, а конец все равно будет. В этом в скором времени, возможно, придется убедиться на собственной шкуре чиновникам из Фонда социального страхования от временной потери трудоспособности.
Еще в апреле 2005 года Генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное дело в отношении должностных лиц этого Фонда. Причины, по которым это уголовное дело было возбуждено, достаточно тривиальны.
Все началось с того, что осенью 2004 года в рамках подготовки к новогодним праздникам правлением Фонда было поручено исполнительной дирекции Фонда провести тендер по закупке подарков для несовершеннолетних детей застрахованных лиц. Как известно, новогодние подарки такого рода представляют собой наборы, составленные из разнообразных кондитерских изделий. Также всем известно, что недостатка в производителях сладостей в Украине нет. В стране действуют сотни кондитерских предприятий, выпускающих качественную и недорогую продукцию. Однако подготавливая тендерную документацию для проведения закупки подарков, чиновники Фонда посчитали, что такое разнообразие производителей излишне и, наверное, может навредить детям. Поэтому они утвердили торги с ограниченным количеством участников. В результате этого решения в торгах, которые состоялись в ноябре 2004 года, приняли участие только 4 компании, ЗАО «Крафт Фудз», ЗАО ПО «Киев-Конти», ДП «Кондитерская корпорация Рошен», ЗАО «А.В.К.», а остальные производители были незаконно лишены права участвовать в торгах. По мнению правоохранителей, эти действия дирекции Фонда причинили государству ущерб в размере 1,5 млн грн.
Вторым основанием для возбуждения уголовного дела стал тот факт, что в марте 2005 года должностные лица Фонда разместили 138 млн грн резервных средств Фонда на депозитных счетах некоторых банков с процентной ставкой в 10% годовых. Несмотря на то, что в тот момент 7 банков задекларировали Фонду готовность разместить эти средства на своих счетах со ставкой 19-20% годовых. Как следствие, в результате этих действий Фонд недополучил около 14 млн грн. Вдумайтесь, 14 МИЛЛИОНОВ!!!
Расследование приведенных выше фактов Генеральная прокуратура Украины поручила прокуратуре Киева. И вот с этого момента в нашей истории начинается самое интересное.
После проверки, проведенной Киевской прокуратурой, вдруг выяснилось, что проведение закрытого тендера с участием только четырех крупнейших кондитерских предприятий и запрет на участие в нем других производителей не причинил государству никакого ущерба. Такое решение следователь по особо важным делам следственного отдела прокуратуры города Киева, Баляница А.М. мотивировал тем, что якобы дети своевременно получили подарки высшего качества, а именно это и было главной задачей исполнительной дирекции Фонда, с которой она, по его словам, успешно справилась.
Этот же следователь, проведя расследование, пришел к выводу, что действия дирекции Фонда по размещению резервных средств Фонда на депозитных счетах коммерческих банков под минимальные проценты полностью отвечают требованиям законодательства. Мотивировать такое свое решение следователь даже не попытался.
Как логическое завершение этих следственных изысков, в декабре 2005 года появляется постановление о закрытии уголовного дела в отношении должностных лиц Фонда по факту злоупотребления ими служебным положением. Данное постановление подписано все тем же следователем по особо важным делам Баляницой.
На этом дело могло бы и окончиться, да вот какая незадача, к огромному сожалению участников этой истории, существует в структуре Генеральной прокуратуры Украины управление надзора за расследованием уголовных дел следственными органами прокуратуры. В отличие от сотрудников прокуратуры города Киева, для сотрудников этого управления понятие чести мундира - не пустой звук. К счастью, именно к ним и попали материалы дела.
В результате такого «прискорбного» для фигурантов расследования развития событий на свет появилось постановление Генеральной прокуратуры Украины от 16 июля 2008 года. Данным постановлением отменяются постановления следователя по особо важным делам следственного отдела прокуратуры города Киева А.М. Баляницы, о закрытии уголовного дела в отношении должностных лиц Фонда социального страхования от временной потери трудоспособности. Материалы означенного уголовного дела вновь направляются в прокуратуру Киева для организации дальнейшего расследования.
Казалось бы, хэпи энд? Увы, не все так просто. Остаются открытыми несколько вопросов.
Первый вопрос, в соответствии с законодательством решение дирекции Фонда о проведении тендера с ограниченным количеством участников и решение о размещении резервных средств на счетах коммерческих банков должны были быть согласованы с Министерством экономики и вопросов европейской интеграции Украины. И они были согласованы. Но уголовное дело возбуждено только в отношении должностных лиц Фонда. Сотрудники министерства, которые подписывали согласование на заведомо неправомерный тендер, остались в стороне и прокуратуру, видимо, не интересуют.
Второй вопрос касается следователя прокуратуры А.М. Баляницы. Принятие Генеральной прокуратурой постановления об отмене подписанных Баляницой постановлений о закрытии уголовного дела дает основание усомниться в незаангажированности его решений. Хочется узнать, будут ли применены к нему какие-либо меры воздействия с целью недопущения в будущем подобных случаев.
Справка «Обозревателя»: Действия должностных лиц Фонда социального страхования от временной потери трудоспособности по проведению тендера с ограниченным количеством участников и их действия по размещению резервных средств Фонда на депозитных счетах коммерческих банков по заниженной процентной ставке классифицируются как действие должностного лица, которое повлекло тяжелые последствия с признаками состава преступления, предусмотренного частью 2 ст. 364 Уголовного кодекса Украины. Данная статья предусматривает лишение свободы от трех до шести лет.