Добкин: "Героизация Шухевича - моя личная трагедия"
Продолжение. Первую часть интервью"Фельдман в своем идиотизме зашел слишком далеко" читайте тут
Скажите, кто в тандеме Добкин-Кернес ведомый, кто – ведущий?
Не знаю почему, но, я - единственный человек в городе, имеющий влияние на Кернеса. Единственный, кого он слушается. Кроме его близких и родных, разумеется.
Характер у Кернеса непростой – есть и достоинства и недостатки. Как, собственно, у каждого из нас. Просто их нужно уметь обращать во благо. А пытаться переделать человека, тем более в зрелом возрасте, бессмысленно.
Мы не только работаем вместе, но и дружим.
В 2002-м, избираясь в ВР, я ощутил на себе всю «прелесть» административно-репрессивного аппарата. «Сбивали» меня, словно фашистского летчика.
Фельдман тогда называл меня своим другом. Раз прибегает в соплях и, как говорит Тимошенко, слезах. Говорит, что больше не может печатать мои статьи в своей газете. Деньги, заплаченные наперед, просит забрать.
На Кернеса тоже давили: обещали серьезные проблемы, если он не лишит меня эфира на своем канале. Он этого не только не сделал, но отдал под мои выступления весь оставшийся прайм-тайм.
Хотя на тот момент мы еще не были близкими друзьями. Также неправда то, что он вел какой-то бизнес с моим отцом - это я их на самом деле познакомил. А сами мы познакомились в 1998-м – избравшись депутатами горсовета. Он тогда руководил собственной фракцией из десяти человек – приглашал к ним присоединиться. Я отказался.
Словом, в разное время отношения были разные. Но если бы сегодня, при всех проблемах, которые есть и которые рисуют по Кернесу, меня спросили: если б, зная все наперед, можно было бы вернуться в прошлое и вновь принимать решение: брать в свою команду Кернеса или нет, я бы поступил так же, как в 2006-м. Без всяких колебаний.
В ролике еще разок снялись бы?
Огромное спасибо всем, кто разместил его в сети!
Помню, записывали мы его в 2005-м где-то около часу ночи. Вдобавок у меня была температура градусов 38-м.
Изначально рабочий материал был довольно скучный, хотя смонтировали его, конечно, мастерски. Я и сам смеялся. Более того, фрагмент ролика стоит у меня рингтоном. Вот
(ищет в телефоне запись. Фрагмент короткий, составлен из трех отдельных кусочков, сложенных в две фразы. Первым звучит голос Кернеса. «Миша, все перепишем. У тебя скучное лицо, тебе никто денег не даст». Далее Добкин: «Мы сделаем Харьков чистым и благоустроенным». Нецензурных выражений нет. - С.К.).
Не так давно мы общались с известными московскими политтехнологами. Общались в частном порядке, о сотрудничестве речь не шла. Так они никак не могли поверить в то, что это не мы запустили ролик в Интернет!
А когда Коломойский предлагал нам продать на него права, мы смеялись.
?
Помните, Кернес с Коломойским обсуждали это в телефонном разговоре, появившемся позже в сети. Мы думали, он шутит. Хотя, сейчас подозреваю: не шутил. Ролик популярен, его записывают на рингтоны. Некоторые даже деньги за это платят.
Коломойский хотел на нем заработать?
Ну, наверное! (смеется)
Союз Добкина-Кернеса часто сравнивают с союзом Черновецкого-Довгого.Сами-то сходство замечаете?
Свое с Черновецким? Только в том, что мы оба – коренные харьковчане. Леонид Михайлович руководит столицей, он мэр и глава госадминистрации одновременно, у него другая ситуация в Киевсовете.
В горсовете Харькова сто депутатов. Из них 54 – «регионалы». При этом по большинству вопросов, нам удается набирать 77-80 голосов «за». Благодаря «витренковцам», коммунистам, членам блока Шумилкина. Если б мы делали что-то протиправное, вредящее городу и громаде, стали бы они нас поддерживать? Ответ очевиден.
Понятно, живя в другом городе, черпая информацию из Интернета, можно представлять, что тут (в мэрии. – С.К.) сидят два человека, которые, как говорит Луценко, употребляют наркотики, а вечером насилуют одиннадцатиклассниц.
Это, конечно, не так.
Плохо то, что некоторые мои однопартийцы в ВР воспринимают происходящее в Харькове именно так – сквозь призму чьих-то лживых заявлений.
Еще одна аналогия Киева и Харькова – создание в ВР специальных комиссий, расследовавших деятельность местных властей. В столице это закончилось перевыборами. «Харьковский вопрос» пока «заморозили». На новой парламентской сессии его вполне могут реанимировать.
Перевыборов я точно не боюсь. Если инициаторы этой затеи в Киеве получили по ушам от Черновецкого, то в Харькове они вообще костей не соберут. Для БЮТ и «Нашей Украины» ситуация точно печальная сложится. А Партия регионов свой результат улучшит, получив мандатов 70, не меньше.
Вряд ликонфликт областной партячейки с городской этому поспособствует (облотделение ПР возглавляет экс-нардеп Василий Салыгин, он же председатель Харьковского облсовета. - С.К.).
Конфликта нет, скорее подходы разные. Будучи руководителем городской партийной организации, считаю, что областная не использует свой потенциал на полную мощь. Особенно в том, что касается увеличения числа сторонников ПР. Увеличения не за счет принятия новых членов, но благодаря четкому позиционированию партии. Такового фактически нет. Появляется оно лишь к приезду Лидера.
Харьковский избиратель выдал «регионалам» серьезный карт-бланш. Причем дважды: в 2006-м и 2007-м. Судите сами: мэр и большинство депутатов городского и районных советов – члены ПР, руководители всех девяти районов – тоже. Из 27 районных советов в области большинства от ПР не имеют только два.
Насколько я знаю, в ближайшее время готовится нечто вроде локальной революции с заменой Салыгина на Шенцева. Верно?
В последнее время многие активные партийцы публично высказывают недовольство методами управления Василия Салыгина. Недоумение вызывают также его близкие отношения с «оранжевым» губернатором Аваковым.
Высшим руководящим органам ПР об этом известно. Конечно, на должность председателя областного отделения выбирают, а не назначают. Однако в данной ситуации решение, я считаю, должно придти из Киева.
С Еленой Бондаренко, Борисом Колесниковым и Дмитрием Шенцевым
Приедет барин-Янукович и рассудит?
Со стороны, в любом случае, виднее. Что, если мы ошибаемся?
Получается практическая реализация заповетов последнего съезда ПР о чистке рядов.Ваше тогдашнее выступление наделало на форуме много шуму. Вот цитата: «молодое поколение пытаются воспитывать на примере Шухевича и прочей нечисти». Вы искренне считаете Шухевича нечистью?
Еще какой! Жить во времена, когда пытаются героизировать негодяев, воевавших на стороне фашистов, – личная трагедия для меня.
Горько наблюдать, как на государственном уровне делается все для того, чтобы, предав забвению настоящих победителей, возвеличить тех, о ком еще лет 10-15 назад вспоминать было стыдно.
Все мужчины моей семьи воевали на фронтах Великой Отечественной. И воспитывали меня – как и всех представителей нашего поколения, в уважении к Великой Победе, подвигу ее героев.
Виктор Ющенко пытается объединить страну, привить нации общие ценности, сформировать единую историческую память.
У меня по этому поводу иное мнение. Я его не раз высказывал, в том числе – на совещаниях у Президента.
В Украине хватает проблем, воспринимаемых, в разных ее частях, по-разному: УПА, второй государственный язык, НАТО и т.д. Вывести по ним единую, приемлемую для Запада и Востока, формулу, пока никто не может. Следовательно, конфликтные темы нужно просто отложить лет на десять. До тех пор, пока не придет поколение, в том числе политиков, способных дать ответы на спорные вопросы, избежав накала страстей в обществе.
…Выступая в Северодонецке, я предупреждал: три кита, на которых держится дружба России и Украины, активно атакуют. У нас общие вера, язык, единые исторические победы. Я не русофил, но нельзя игнорировать то, что именно эти факторы объединяют людей по-настоящему.
Президент использует их в борьбе за вторую каденцию.
Он на этом внешнеполитический курс выстраивает! Успешно им, кстати, проваленный.
Ющенко настаивал на признании Голодомора геноцидом. Услышали его в мире?
Он вел Украину в НАТО – нас даже к ПДЧ не допустили.
Аналогично – создание поместной церкви…
Кстати, вы знаете, что Петр Ющенко постриг принял? Он теперь архиепископ Сумской.
Да, слышал. Его пророчат на руководителя поместной церкви.
Знаете, у меня много знакомых, никогда не имевших отношения ни к милиции, ни к вооруженным силам. Сегодня, став казаками, они носят с генеральскими погонами форму. Тут почти то же самое.
Петр Ющенко – прихожанин Киевского патриархата, по его канонам, церковь возглавлять может только епископ.
Впрочем, я уже ничему не удивлюсь.
Петр Ющенко, в несколько меньшей степени его сын Ярослав, - видные на Харьковщине фигуры. Какие у вас с ними отношения?
С Ярославом – рабочие, вполне конструктивные. Мы здороваемся, иногда созваниваемся. С губернатором и рядом его заместителей я, кстати, не здороваюсь. С Петром Андреевичем – здороваюсь. Однако он прикладывает усилия, чтобы губернатором остался Аваков, а главой областного СБУ – Мухатаев (организовавший, как считается, силовое изъятие документации Харьковского горсовета в начале года. - С.К.). Если б не старания Петра Ющенко, Авакова, я уверен, давно бы уволили, а Мухатаева так вообще бы в тюрьму посадили. Его коллеги из центрального аппарата СБУ – хотя они наверняка станут это отрицать - приезжали сюда с проверкой. Доказательств того, что господин Мухатаев продал за пятьсот тысяч гривен здание ведомственной поликлиники СБУ, стоящей, на самом деле, миллионов пять долларов, они нашли предостаточно.
Все довольно запутанно. С одной стороны: армия депутатов-регионалов и вы с Кернесом во главе, с другой – Аваков и президентская семья, еще и Фельдман с БЮТ. Регион превратился в полигон политического противостояния. Значимость исхода которого усиливает приближение 2010-го.
Большинство харьковчан симпатизируют, как мы уже выяснили, ПР. Однако, политические настроения области неоднородны. Возьмем карту. Районы, граничащие с Полтавщиной и Сумщиной имеют одни электоральные показатели. Территории, расположенные ближе к России, Донецку, Луганску – другие. Кое-где ПР поддерживают менее 30%, кое-где – более 80%.
Наши оппоненты понимают: бороться за симпатии Донецкой или Луганской областей смысла нет, а за Харьковскую им сражаться просто необходимо. И не потому, что настроения тут переменчивы, но, потому, что они могут повлиять на мнение жителей соседних областей.
С братом Кушнарева, Сергеем Петровичем
Вернемся к вашему выступлению на съезде ПР. Вы обещали заменить памятник воинам УПА, установленный в Харькове, на памятник жертвам УПА
Соответствующее политическое решение принято, но, голосования по нему в горсовете пока не было.
В послевоенное время многих харьковчан – врачей, учителей, агрономов, отправляли на восстановление Западной Украины. Сейчас я поручил установить личности тех, кто погиб там от рук воинов УПА. Как только справимся с задачей, в сессионный зал будет внесен проект решения о выделении участка для установления соответствующего мемориала.
А с памятником воинам что, уберете?
Его установление незаконно. В свое время, отводя землю под памятник, исполком обязал инициаторов его появления выполнить ряд условий. Камень-то поставили, но условия не выполнили. Соответственно, юристы признали его нахождение на нынешнем мете незаконным.
Но, его же при Кушнареве поставили!
Действительно, Евгений Петрович был тогда мэром, однако, все бумаги по памятнику подписывал его первый зам, Пилипчук. Позже он рассказал мне, как все происходило.
После развала Союза, представители Руха оказывали на городские власти сильное давление. Они-то и требовали поставить памятник воинам УПА и крест жертвам Голодомора. Кушнарев согласился - просто во избежание конфликтов.
Видела я этот памятник – одно название. Обычный камень, еще и краской облит. Чем он вам мешает?
Сам бы я его не трогал, поверьте! Все началось 14 октября 2006-го, на Покрова, в день создания украинского казачества. Не знаю почему, но чествование УПА, Президент, своим указом, назначил на эту же дату.
События, связанные с УПА, разворачивались далеко от Харькова. Тем не менее, в нашем городе проходил тогда парад ее сторонников. Участники действа: человек пятьдесят студентов - с черными платками на лицах, флагами в руках. И какой-то ненормальный, лет, этак, шестидесяти, в форме Повстанской армии. Он утверждал, что родился в семье репрессированных воинов УПА. Учитывая его возраст, это мало похоже на правду.
Маршрут: от мемориала павшим под Крутами до памятника воинам УПА. Накануне, в одном из своих телеэфиров, наш неумный губернатор заявил, что благословил парад. Это услышали представители ветеранских организаций. Проезжая по центру, я увидел следующую картину. Колонна сторонников УПА окружена милицией. Двигаясь, они еще скандировали что-то по-украински. Снаружи кольца оцепления – ветераны. Пожилые люди, лет всем за восемьдесят: кто с палочкой, кто вообще на костылях. Буквально из последних сил, они пытаются оттеснить милицию, чтобы хоть дотянуться до этих негодяев.
…Дело не в памятнике! Камень – символ, никаких останков под ним нет. Кто хочет – пусть ходит к нему, словно язычник. Только не надо этим бравировать! Преподносить как вызов исторически сложившемуся укладу – традициям, ценностям, мирровозреннию горожан! Ничего, кроме возмущения, это не вызывает.
Мэра Добкина выбирали прямым голосованием. То есть я несу персональную ответственность за все происходящее в Харькове. И закрывать глаза на подобное не хочу и не буду!
Радикально вы настроены.
Еще недавно я гордился тем, что «ВВ» и «Океан Эльзы», выступая в Москве с украинскими песнями, завоевывали бешенную популярность. Считал, это здорово, это подчеркивает уникальность нашей нации, приближает к Европе и т.д.! Сегодня, заслышав по радио песни «Океана», я переключаю волну. Из артиста, человека, объединяющего людей, Вакарчук превратился в политика, который их разъединяет.
Хорошо владея украинским, я им принципиально больше не пользуюсь. Потому, что у нас украинский заставляют изучать не для общения, а для того, чтобы меньше звучало русской речи. В итоге, ни одного языка, ни другого никто толком не знает.
Приведу пример. Премьер проводила закрытое заседание по вопросам подготовки к Евро-2012. Присутствовали все члены КМУ, губернаторы, мэры. Закончив выступление, Тимошенко предложила присутствующим высказаться. Я вышел к микрофону, заговорил по-русски. Сидевший возле меня министр культуры Василий Вовкун встрепенулся:
- Розмовляйте державною мовою, - крикнул он мне, подскакивая.
- Послушайте, мы на закрытом заседании. Я докладываю экономический вопрос, тут специфическая терминология. Могу перейти на украинский, но, тогда получится значительно дольше.
- Ні, це офіційний захід, ви повинні розмовляти державною! – Вовкуна буквально трясло.
- Во-первых, я вам ничего не должен, - отвечаю. – Во-вторых, я к премьеру обращаюсь, а не к вам.
- Ви не будете розмовляти собачою мовою!
Сдержать эмоции, услышав подобное, было сложно.
- Если вам не нравится моя речь, можете выйти за дверь, постоять там, когда закончу – вернетесь и снова будете слушать украинский.
Что вы думаете? Он встал и вышел! Только щелочку оставил – подглядывать.
Тимошенко суть происходящего поняла не сразу:
- Почему вы совещание срываете? – обратилась ко мне.
- Я не срываю, - говорю я уже по-украински, - Если это принципиально, могу перейти на государственный, только доклад длиннее получится. Вам что важно: суть или язык изложения?
- Розмовляйте, як вам зручно, - спокойно сказала она.
Завершив выступление, я сел на место. Вовкун вернулся в зал. После совещания, сотрудники аппарата, знающие меня довольно давно, смеялись: «Такого, чтоб мэр министра с совещания выгонял, мы еще не видели».
Сейчас принято выделять «донецкий» и «закарпатский кланы». Раньше много говорили о «днепропетровском». О «харьковском» - никогда. Чем вы это объясняете?
Перебираясь в столицу на высокие посты, наши всегда держались особняком, это правда. Причину назвать сложно. Но примеры Олега Демина, Владимира Семиноженко, Евгения Кушнарева, Виктора Мусияки это подтверждают.
Раз, в бытность мою депутатом горсовета, я обращался к тогдашнему министру здравоохранения Москаленко, харьковчанину, с просьбой выделить одной из больниц нашего города специальное медицинское оборудование. Он отказал. Поразил меня не сам отказ, но формулировка, его сопровождавшая. «Если, мол, дам что-то Харькову, скажут: своим помогаю».
Кушнарев был замечательным мэром, губернатором, но как политик общенационального уровня по-настоящему он раскрылся только в ПР. Возможно, он бы сумел сплотить харьковчан – просто времени не хватило. К сожалению.
После гибели Евгения Петровича много говорили о переделе его материального и политического наследия. Особенно, на областном уровне.
Материального наследия не было. Что касается политического… Знаете, дотянуться до уровня Кушнарева очень нелегко.
Почему, кстати, его семья воспротивилась инициативе Колесникова по созданию Библиотеки будущего имени Евгения Петровича? Дочь Татьяна Кагановская выступила с критикой в СМИ.
За пару дней до презентации я говорил с ней. Татьяна дала свое согласие без всяких колебаний. Сложно сказать, почему она изменила позицию. Возможно, в поддержку брата Андрея. Сам он пытался убедить меня в том, что имеет эксклюзивное право на все, связанное с Евгением Петровичем, в том числе – его имя. Хотя я с этим, конечно, не согласен. И харьковчане тоже не согласны.
Подписание соглашения о создании Библиотеки будущего имени Кушнарева
Киев-Харьков-Киев