Транзитные кошки-мышки
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
« Может быть, техническое состояние газотранспортной системы Украины находится сегодня в таком положении, что она не в состоянии прокачивать. Тогда нужно об этом откровенно сказать. Нужно понять .. в состоянии ли вообще газотранспортная система Украины прокачивать газ сегодня» В. Путин.
Надо отдать должное господам Медведеву и Путину – они, в отличие от наших политиков, не жалеют времени для подробных бесед с техническими специалистами «Газпрома», вникая во все нюансы транспортировки газа. Поэтому заранее припасли убойный козырь – такую процедуру подачи экспортного газа в украинскую ГТС, при которой САМИ украинцы отказались бы это топливо прокачивать. Тем самым вновь доказав в глазах европейцев транзитную ненадежность. Операцию «Псевдотранзит» Кремль ловко и безнаказанно провернул 13 января. А если кто из европейцев принял сторону Украины, то им, чтоб не болтали лишнего, банально заткнули рот газовым «пряником».
Техническая «ловушка»
Итак, 13 января «Газпром» в час ночи потребовал от «Нефтегаза» в виде пробной прокачки экспортного топлива доставить 76, 6 млн кубов газа на Балканы и в Молдавию. Маршрут – от ГИС «Суджа» на ГИС «Орловка» (см. схему), где уже находились европейские наблюдатели, готовые мониторить процесс транзита. Газовую «задвижку» Москва открывала в 9 часов утра.
С утра вся Европа, затаив дыхание, наблюдала, как «голубое топливо» якобы вошло в украинскую ГТС. Однако проходил час за часом, а на выходе был все тот же леденящий «ноль».
В Брюсселе жутко нервничали и чертыхались. Зато никто не был удивлен в «Газпроме». Почему? Все просто – в Кремле изначально знали, что Украина российский газ не пропустит. Убедившись к середине дня, что цель достигнута, Москва заявила Европе: и вот с этим безруким транзитером вы хотите сотрудничать как партнером?
Транзитный финт «Газпрома» удался благодаря ряду причин.
Во-первых, Москва выбрала практически нереальный технический маршрут, угрожающий всему газоснабжению Украины.
Традиционно экспортный газ (см. схему) двигался с востока на запад по двум основным каналам: магистраль «Уренгой - Ужгород» (ГИС «Суджа») и «Союз» (ГИС «Валуйки»). Причем часть газа использовалась на юго-востоке промышленниками, а потом по ходу возмещалась из подземных хранилищ на Западной Украине и собственных украинских скважин в регионах.
После прекращения поставок для Украины мы продолжали отбирать российский газ для своих потребителей на магистралях, компенсируя разницу ( 200-250 млн кубов) на выходе. А вот после полной остановки транзита пришлось качать газ из ПХГ в реверсе - с запада на восток, центр, юг. Для этого была перестроена работа компрессорных станций. Кроме того, восточные области начали параллельно пользоваться резервами из размещенных хранилищ в Харьковской, Полтавской, Луганской областях.
Предложенный Москвой маршрут нарушал традиционную схему поставок, поскольку всегда на Балканы газ шел через магистраль «Союз». И перекачать газ с магистрали «Уренгой - Ужгород» в «Союз» по имеющимся связующим трубопроводам малого диаметра, мягко говоря, крайне сложно.
Но даже если представить, что «Нефтегаз» совершил бы подвиг и за 7 часов перенастроил компрессорные станции, то автоматом пришлось бы прекратить поставки газа в восточные области. Ибо маршрут выбран «Газпромом» столь хитро, что пересекает всю ГТС по диагонали, то есть все компрессорные станции работали бы на поставку газового потока только в Одесскую область. Тем самым, пришлось бы затормозить поставки газа с наших западных ПХГ на половину страны.
Конечно, в «Газпроме» парируют: ну так не надо переводить газовый поток с одной магистральной трубы в другую. Просто компенсируйте необходимый нам объем по «Союзу» из ваших восточных ПХГ. Но это точно также оставило бы весь юго-восток без газа. Да и хранилища там достаточно маловместительные и почти опустели. В той же Харьковской области осталось не более 20%. И даже полностью выкачивая их на экспорт, более чем на несколько дней не хватило бы. Ведь, несомненно, «Газпром» на следующий день дал бы заявку не на 76 млн кубов газа, а, к примеру, на 100-120 млн кубов.
Во-вторых, Украине пришлось бы за свой счет компенсировать технологическую прокачку газа, дополнительно опустошая запасы страны и оставив южные области без топлива.
Как известно, газ в трубе идет под давлением, которое постепенно падает. И его поддерживают за счет работы газоперекачивающих агрегатов (ГПА), расположеннывх на компрессорных станциях. ГПА используют для своей работы часть экспортного газа из трубы. Вот он-то и считается технологическим, сгорая в газовых турбинах. В свою очередь, чтобы восстановить первоначальные объемы, вошедшие в нашу ГТС для Европы, Украина уже на выходе добавляет недостающие миллионы кубометров из своих запасов, вместо использованного на прокачку.
Когда речь идет о традиционном маршруте через Западную Украину, то тут проблем нет – там находятся ПХГ. Но, учитывая предложенный «Газпромом» маршрут, предусматривающий на выходе с нашей ГТС получить «газпромовские» 76 млн кубов, «Нефтегаз» откуда-то в Одесской области должен был найти резерв примерно в 5-6 млн кубов. И это только на 13 января. С одной стороны – там нет ПХГ. Перекачать с востока – посадить на «голодный паек» Харьковскую или Донецкую область. С другой стороны - губернатор Одесской области Сердюк 14 января отметил: в магистральную трубу, от которой питается регион, топливо вообще не поступает. Приходится выкачивать все досуха. Иными словами, у НАК большие проблемы перекачать газ с Западной Украины на юг.
В-третьих, маршрут «идеально» проходил через территорию Молдавии (см. схему), где нет европейских наблюдателей на газоизмерительных станциях и подземных хранилищах.
В «Нефтегазе» прекрасно понимали, что именно выйдет на практике. Из задекларированных 76 млн кубов 13, 9 млн кубов предназначены для Молдавии. Однако нет никакой гарантии, что Молдавия, сидящая который день без газа, не возьмет больше положенного. С одной стороны, на молдавской ГИС «Каушаны», согласно протоколу, нет европейских наблюдателей. С другой – ничего не мешает Молдавии подыграть России, поскольку половина АО «Молдовагаз» принадлежит «Газпрому». И если даже Украина попытается надавить, чтобы вернули лишнее, в Кишиневе ответят: все сразу использовали, а из-за отсутствия ПХГ нечем восполнить.
В итоге мониторинговый комитет на нашей украинской ГИС «Орловка» зафиксировал бы прохождение в сторону Балкан не 62, 7 млн кубов топлива, а, к примеру, 50 млн кубов. И Европа бы наконец-то наглядно убедилась не со слов Путина: дескать, действительно украинцы воруют газ.
Информационный провал и «газпромовские барыши»
Собственно говоря, Украина собственными руками загнала себя в тупик. Вновь провалив информационную оборону.
Первое - именно Ющенко, Тимошенко и глава НАК Дубина весь понедельник браво кричали европейцам: мы при любом раскладе сможем обеспечить вам завтра бесперебойный транзит. Пускай только Россия пустит газ. Хотя тот же Дубина периодически здраво говорил, что нам необходимо 36 часов, дабы технически восстановить аверс ГТС. Но товарищи на Банковой и Грушевского слишком спешили задобрить Брюссель, чтобы обращать внимание на «мелочи»: каким маршрутом пойдет газ и откуда Украина возьмет технологический газ. Именно подобного чисто украинского «ляпа» ждали в Москве, заранее прописав нереальный транзитный маршрут.
И только 14 января Дубина уже активно и публично начал вещать о приснопамятных 36 часах. И подготовил технический протокол о принципах возобновления транзита, без подписания которого НАК не сможет выполнить обязательства.
изображение кликабельно Второе – когда стало ясно, какой «сюрприз» подготовил «Газпром», украинские политики предпочли лить слезы о коварной России, вместо НАГЛЯДНОГО пояснения Европе технической конкретики НЕВОЗМОЖНОСТИ транзита при таких условиях.
Вместо того, чтобы на словах рассказывать, что «Газпром» хотел саботировать внутренне газоснабжение Украины, как это делали Ющенко и Дубина, необходимо было это НАГЛЯДНО показать в диспетчерском пункте «Укртрансгаза». Как это не поленился сделать 13 января премьер Путин, устроив вместе с Миллером целое шоу перед европейцами в диспетчерском центре «Газпрома». Мол, смотрите, господа, вот тут лампочка показывает, что мы газ в Украину с утра подали, а эта лампочка указывает на их отказ принять транзит. Вот вам Иван Иваныч и все подробные данные покажет. Эти кадры облетели весь мир. И, как показали отклики европейцев, практически никто не усомнился в правоте Путина. Что позволило «Газпрому» продолжить фарс. Не только заново подав на 14 января заявки по тому же маршруту, но и добавить к прежнему объему еще 22 млн кубов газа в Словакию.
Да, кое-кто из европейцев старался слабо возражать Москве, что, мол, Украина предоставила доказательства невозможности транзита по такому маршруту. Так, к примеру, это отметил 14 января премьер Словакии Фицо. В ответ Путин откровенно заявил: «Кто бы и какие бумаги не предоставлял, я готов все эти бумаги в печку выбросить!». И сразу же решил закрыть рот словаку газом: мол, не исключен вариант, что «Газпром» может договориться, чтобы «Нефтегаз» отдавал конкретно Словакии по 20 млн кубов топлива в день с западноукраинских ПХГ. Намек ясен – но взамен никто не должен публично противоречить официальной позиции России о саботаже «хохлами» транзита.
Какие «бонусы» принес «Газпрому» хитрый транзитый маневр?
1. Россия начала оперировать очередной цифрой газового долга Украины, который нам придется погасить по цене долларов так в 450-470/тыс. кубов. К «сворованным» до 7 января более 86 млн кубов газа прибавилось еще 140 млн кубов, из-за отсутствия коих, по версии Кремля, Украина в ГТС не смогла создать необходимое давление для возобновления транзита.
В принципе в этом есть доля правды. Из-за сниженных объемов поставок «Нефтегаза» на протяжении всей ГТС упало давление – потребители разобрали излишки. Поэтому даже если бы Россия предложила пустить транзит напрямую по «Уренгой - Ужгород», то, помимо компенсаций технологического газа, нам бы пришлось еще добавлять газ для стабилизации общего давления в трубе. Но это технически сложно сделать. Поэтому Дубина и ведет речь о восстановлении ежедневных поставок не менее 300 млн кубов, с прицелом компенсации заполнения магистрали на выходе из ПХГ. Другое дело, можно ли говорить, что мы украли российский газ, «высмоктав» газ из ГТС?
2. Кремль в очередной раз продемонстрировал, что техническое состояние украинской ГТС оставляет желать лучшего. Отсюда выводы – развивать альтернативные маршруты («Северный поток», «Южный поток»), а также создавать консорциум по управлению и модернизации.
3. Транзитная баталия как-то скрывает факт, что Украина-то живет за счет собственных запасов газа уже две недели. И они постепенно заканчиваются. Тем не менее у «Газпрома» есть благовидная причина оттягивать время переговоров, ссылаясь на необходимость в первую очередь восстановить поставки в Европу. Тем временем оппозиция, бизнес и общество, страдающие от уменьшения подачи газа, должны сами надавить на Тимошенко и Ющенко, сделав более сговорчивыми. Яркий пример – заявление главы созданной парламентской комиссии по вопросам газа Богословской: меморандум Тимошенко-Путина перестал действовать.
То ли еще будет.
Но есть и другое объяснение. Посмотрите на карту GasEuropeCIS2008 - на ней четко виден магистральный трубопровод диаметром 48 дюймов (1200 мм), проходящий по самому короткому маршруту с севера на юг: Суджа-Сумы-Полтава-Кременчуг-Кривой Рог и далее 40 дюймов (1160 мм) в направлении Молдовы и Орловки. Эта же линия имеет ответвление в Кременчуге на магистраль 56 дюймов (1600 мм) "Союз" на запад до Ужгорода.
Никаких технических проблем (при стандартном использовании УГТС) этот маршрут не создает, при этом магистраль Суджа-Орловка является самым коротким экспортным путем в Молдову, Болгарию и Сербию.
Вот это и было показано "Газпромом" всем европейским наблюдателям, а также премьерам Болгарии и Сербии.
Но в чем же оказалось дело, почему Украина не смогла принять газ по этому маршруту и почему она при этом проиграла?
При отсутсвии поставок из России магистраль "Союз", работая в реверсном режиме, подает газ с западных ПХГ в восточные регионы. Без подпитки от реверса остается весь газораспределительный узел Шебелинка - Харьков, Луганск, Запорожье, Днепр. Поставка в сторону Словакии 22-х мегакубов газа напрочь убивала поставки газа на восток. Кроме того, чтобы дополнить количество транзитного газа в направлении Юга, пришлось бы газ, идущий на снабжение Одессы по описанной мною трубе (вероятнее всего, т. к. трубу Ивано-Франковск-Одесса вряд ли пускали из-за того, что она проходит по территории Молдовы), также загнать в экспорт. Об этом и сказали после долгих раздумий руководители "Нафтогаза". НАК "Нафтогаз Украины" не мог принять заявку ОАО "Газпром" на транзит 76,6 млн куб. м природного газа в направлении ГИС "Орловка" (Одесская обл.), поскольку пришлось бы оставить без газа Одесскую, Донецкую, Луганскую области и часть Днепропетровской области, сообщил журналистам глава правления госхолдинга Олег Дубина во вторник в Киеве.
И как последний аккорд – письмо-свидетельство.
изображение кликабельноВот в этом-то и состоит прибор с винтом от "Газпрома" на хитрые седалища Ю+Ю. Это же подтверждает и то, что часть газа, принятая НГ, остановилась под Полтавой, т. е. именно в этой трубе, но перед "Союзом"!