«Вор должен сидеть в тюрьме»
По результатам работы его комиссии накопилось масса претензий к Ющенко, руководству СБУ и Генпрокуратуры, а также к тем украинским ведомствам, которые ответственны за экспорт вооружений. Если говорить о цифрах, то Украина за последние 4 года продала Грузии оружия на 2,5 млрд долларов США, из них бюджет получил лишь $200 тыс. Как говорится, «где деньги, Зин?» Народный депутат обвиняет в недостаче ближний круг Президента. Аргументы таковы – еще в первые годы своего президентства он переподчинил все оборонные ведомства себе, и на всех экспортных документах стоит подпись Ющенко. То есть без его ведома, а также без ведома его людей, возглавляющих оборонные и военно-экспортные ведомства, кража бюджетных денег не могла пройти.
За это президенту и его команде грозит ст. 365 УК Украины – использование служебного положения для прикрытия преступной деятельности (от 5 до 8 лет тюрьмы). По этой статье, по версии Коновалюка, должны ответить «группа негодяев в окружении Ющенко», которые не просто продали оружие грузинам, из которого потом были убиты российские миротворцы, мирные осетины, ополченцы и российские военнослужащие, но страна еще и не получила за это должного количества денег. Вспомним сомнительную операцию с кораблем «Фаина», когда было подозрение, что оружие продавалось Судану, разделенному гражданской войной, и которому оно вообще не должно никем продаваться (международное эмбарго).
Напомним, что ранее – после опубликования доклада ВСК по оружию в декабре 2008 года, Генпрокуратура проверила его сведения и не нашла ничего преступного в действиях властей. Однако… Сообщения о поставках (незаконных и, мягко говоря, невыгодных для бюджета) оружия от Коновалюка продолжали поступать – по его сведениям, в апреле и августе этого года Ющенко продолжил снимать с дежурства технику и переправлять ее в иные страны. На сей раз (и, наверняка, под влиянием того, что власть постепенно ускользает из цепких рук Ющенко) Генпрокуратура начала проверять «Укрспецэкспорт», который продавал танки, стрелковое оружие и системы ПВО («Буки М1») Грузии. Официально это не связано с комиссией Коновалюка.
Правда, Генпрокуратура добилась того, чтобы Апелляционный суд Киева принял решение о необходимости опровержения выводов ВСК из-за их недостоверности.
Между тем, по словам Коновалюка, оружейный бизнес Ющенко и Саакашвили продолжается: уже в октябре 2009 года «Укрспецэкспорт» намерен передать грузинской стороне, помимо прочего вооружения, 12 новых танков Т-84 «Оплот», разработанных Харьковским заводов имени Малышева. Грузинской стороной в счет оплаты уже перечислено $5,6 млн. Кроме того, Украина планирует поставить в Грузию 10 танков Т-72, три БТР-80, 20 ПЗРК «Игла-1», 40 ПЗРК «Стрела», а также партию снарядов для реактивного гранатомета РПГ-7 и 125-миллиметрового ПТУР «Комбат».
Да, Грузия – не страна с эмбарго на поставки вооружения. Однако едва ли кто-то возьмется спорить, что это – не горячая точка. Интересно, как бы мировая общественность посмотрела на то, если кто-то вооружал сербов против косоваров или наоборот. Думаю, его бы незамедлительно осудили. Конечно, я не говорю об этической стороне вопроса «Вооружать ли воюющую сторону или нет?»…
Ничего личного, только бизнес?
У этой истории есть и еще одна (не очень лицеприятная) линия. Дело в том, что по мере приближения к опубликованию доклада его комиссии сам Коновалюк и его близкие начали испытывать давление. Сперва тогда еще министр обороны Украины Юрий Ехануров лишил Коновалюка звания подполковника запаса, низведя его до старшего лейтенанта (это звание ему присвоили еще в Союзе в начале 1990-х). Потом посыпались угрозы его семье, заставившие народного депутата вывезти их в неизвестном направлении. Депутат даже просил СБУ предоставить ему охрану, но тщетно.
Еще в октябре 2008 года СБУ сообщила о возбуждении уголовного дела против Коновалюка по факту (по их мнению) разглашения гостайны. Основанием для этого послужила публикация в интернете копии письма госкомпании «Укрспецэкспорт». Но эта затея не удалась – позднее информацию о возбуждении уголовного дела опроверг сам Коновалюк и продолжил «копать».
«У нас ракеты летят в разные стороны»
Что же касается существа вопроса, то понятно, что украинские Вооруженные силы находятся далеко не в лучшем состоянии. Переход на контрактную основу, призванную изжить дедовщину, затянулся. Обещание Тимошенко осуществить эту реформу еще до 2008 года уже прочно позабыто. Снаряды на складах продолжают рваться, а о хищениях в армии вспоминают, кажется, только когда речь идет о выдавливании людей Ющенко из правительства. Армия продолжает сокращаться, а у оставшихся военнослужащих все чаще возникают проблемы с жалованьем. Существует масса мнений и свидетельств, говорящих о том, что даже техника, участвовавшая в парадах (2008 и 2009 гг.) – небоеспособна: танки по причине неисправности, говорят, даже останавливались по пути из Киева на базу в Белой Церкви, а самолеты «Су-25», летавшие над столицей, были без навигационного оборудования, то есть «слепые»… Да и что тут говорить, если регулярные воинские части, следовавшие на столицу в 2007 году по приказу Ющенко, чтобы «прижать» дерзкий парламент, смогли остановить… гаишники и депутаты! К имуществу ВС такое ужасающее отношение, что городской совет, к примеру, Одессы смог (по имущественным соображениям) отнять (!) у Минбороны корпус одного из военных образовательных учреждений.
Что бы ни говорили о полезности иметь в государстве несколько правящих голов (демократичность и проч.), но в войсках она должна быть одна, иначе какой-то урод получается.
Представьте, что в такой ситуации система ПВО Украины стала еще хуже – кроме «Буков», были проданы десятки танков. Также снятыми с дежурства оказались несколько самолетов «Су-25», которых – по поручению того же Ющенко – продали Венгрии летом этого года. Такая «милая» практика, как торговля оружия с сомнительными (и не очень) государствами, была начата еще Кучмой – достаточно вспомнить продажу хусейновскому Ираку установок ПВО «Кольчуга», из-за которых едва не разгорелся международный скандал.
Уж сколько раз твердили миру (и особенно в 1990-е годы), что надо бы приставить к российским ядерным установкам наблюдателей, чтобы они ненароком не взорвались или еще чего доброго – не пульнули по Америке или Европе! А как быть с ситуацией, когда ракеты во время учений или мирно лежащие на складах, попадают в самолеты (рейс Новосибирск-Тель-Авив в 2001 году, над Черным морем) или дома (Харьков, прошлый год)?
И кто-то еще серьезно говорит о российско-украинской войне? Помилуйте! Если забыть о том, что мы друг к другу ездим как будто границы нет, то для такой войны просто нет материальной базы – про Украину уже сказали, а Россия практически не имеет на западной границе танковых или мощных пехотных соединений (наследие Союза – тогда лучшие силы были в Восточной Европе или в Беларуси и Украине).
Так вот об импичменте…
Возвращаясь к Коновалюку и его комиссии – главный вопрос в том, почему Партия регионов и Блок Юлии Тимошенко, придерживаясь (на публике) единого мнения по поводу поставок оружия (Коновалюк утверждает, что Тимошенко была обеими руками против незаконных поставок и всяких «темных схем») и в целом желая поскорее устранить Ющенко как значимую политическую фигуру, не устроили импичмент на основании в том числе и данных от комиссии Коновалюка? Ведь в январе Тимошенко и Янукович смогли договориться и принять закон о ВСК, позволяющий создавать структуры, необходимые для процедуры импичмента (до этого импичмент был прописан в Конституции, но реальных законодательных основ его инициирования не было). Оказывается, по Коновалюку, что некие «влиятельные лица в БЮТ» были против этого. А, может, не только они одни? Судите сами – нужен ли импичмент тем, кто рассчитывает вот-вот сам (сама) стать президентом? Зачем создавать прецедент? В таком случае здесь был интерес и ПР, и БЮТ. Зачем же тогда было создавать комиссию Коновалюка, которая подготовила массу материалов для импичмента? Вариант – ВСК – это «дубинка» для давления на Ющенко (мол, не хочешь договариваться по-хорошему, будем по-плохому). Другой вариант – отыграться на Ющенко после его ухода на политпенсию. Уверен, что перипетии политической борьбы Януковича с Ющенко не могли для первого не оставить следа в душе. Едва ли Виктор Федорович забыл пощечину, нанесенную ему еще в 2004 году. А по делу украинского следа в грузино-осетинской войне и помощи куму Саакашвили Ющенко еще можно «помурыжить» после января 2010 г.
Если серьезно, то, разумеется, такой повод, как жесточайший в новейшей истории накал в украино-российских отношениях в августе 2008-го, когда официальные лица в украинском Минобороны и Генштабе обсуждали, как помешать Черноморскому флоту РФ выйти к берегам Абхазии, а в общество проник слух о «300 спартанцах» якобы (?) хотевших напасть на российские войска в Крыму и спровоцировать конфликт, не мог пройти незаметным ни для внешних, ни для внутренних антиющенковских сил.
Судя по тому, с какой регулярностью Коновалюк заявляет о новых фактах в «оружейном деле», этот «туз» остается в рукаве Януковича. И он ждет, когда побить им «оранжевую карту».
Мы были в шаге от импичмента Ющенко…