Секреты и мистика гривни
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В народе говорят, что природа дала человеку все, кроме денег. То же касается и государства: нет национальной валюты — нет и подлинной независимости. Сегодня не секрет, что работа над тем, как будут выглядеть банкноты независимой Украины, началась еще до провозглашения независимости: в апреле 1991 года, а уже в октябре в Канаду отправилась первая украинская делегация с заказом на их изготовление. Гривни, напомним, ввели в обращение вместо «фантиков»-купонокарбованцев 2 сентября 1996 года и с тех пор дизайн большинства полностью менялся дважды, а 1-гривневки даже трижды.
«Сегодня» попросила двух известных художников: Алексея Руденко (заслуженный художник Украины, автор орденов Богдана Хмельницкого и Княгини Ольги, клейнодов президента Украины, участвовал в разработке дизайна гривни) и Луиса Матяша (автор зала Победы в Мемориальном комплексе Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., медалей «За безупречную службу» и «Ветеран Вооруженных Сил» Украины, гербов и флагов городов) оценить эстетические достоинства и недостатки наших денег последнего выпуска, прежде всего самых крупных купюр – 100, 200 и 500 грн. Оказалось, что в целом мэтрам современные гривни нравятся, но, по их мнению, мировой опыт подсказывает: поработать над их дизайном еще стоит.
«Изображения архитектурных памятников на реверсе гривен соответствуют мировым канонам и логичны по подбору: Григорий Сковорода (500 грн.) учился в Киево-Могилянской академии, Леся Украинка (200 грн.) родом с Волыни, много бывала в Луцке, где расположен одноименный замок. А вот помещенная на старую 100-гривневку София Киевская выглядит странно, тем более что она уже есть на 2 гривнях, где изображен ее строитель — Ярослав Мудрый. Не вызывает возражений Успенский собор в Киеве, он связан с гетманом Иваном Мазепой (на 10 гривнях), много сделавшим для восстановления храмов, — говорит г-н Руденко. — Связка «Михаил Грушевский — здание Центральной Рады» на улице Владимирской в Киеве, помещенная на 50-гривневую банкноту, также исторически оправданна. Хотя сам портрет Грушевского получился не очень: с одной стороны, его хотели изобразить в зените славы — с другой, в этом возрасте он уже был лысым. Получилось исторически неточно. Но при чем тут попавшая на аверс старой 50-ки нынешняя Верховная Рада?»
А больше всего мастерам не по душе многострадальные одно- и двухгривневки — из-за портретов князей. В обросшем бородой Владимире они видят то ли «московского боярина», то ли мечтательного поэта или художника, но никак не полководца, названного Великим, окрестившего Русь, сделав ее одной из могучих феодальных держав средневековья. Ярослав тоже не похож на знаменитую реконструкцию его облика по методу профессора Герасимова, которая дает до 80% сходства с оригиналом. «Владимир бороду не носил, только усы. Именно такой он в базилике святого Петра в Риме, где изображены равноапостольные Владимир и Ольга, — удивляется Матяш. — «Отец гривни» художник Василий Лопата рассказывал, что известный историк Михаил Брайчевский, который его консультировал по поводу того, как выглядели древнекиевские князья, сказал: «Пане Василю, якщо ви намалюєте на грошах князів з бородами, я повішусь».
И тем не менее... Богдан Хмельницкий хорош, отвечает своему прижизненному портрету кисти голландца Абрахама Гондиуса. Что до Мазепы, то г-н Руденко уверен: ему удалось наиболее точно изобразить преданного анафеме гетмана, портреты коего были уничтожены. «Мазепа был похож на мать, а ее портреты существуют. Этим я и мой отец, тоже художник, руководствовались, когда работали над его образом. Не зря наша работа признана Нацбанком лучшей», — говорит он.
По мнению экспертов, главный недостаток нынешних банкнот — нет единой концепции, видно, что их рисовали разные художники. Особенно отличаются 200 и 500 гривен, наиболее удачные по дизайну. Возможно, нас ждет очередное «переодевание» нацвалюты?
«ГОРПИНКИ» ОТ НАРБУТА
Гривни УНР учредила 1 марта 1918 года Центральная Рада. Их отпечатали в Берлине по эскизам художников Василия Кричевского (2 гривни) и Георгия Нарбута (10, 100, 500, 1000 и 2000). Одна гривня делилась на 100 шагов (сокращение от «шеляг» — искаженное английское «шиллинг»). Купюры Нарбута отличались изысканным оформлением. В эскизе 10-гривневой банкноты он использовал орнаменты украинских книжных гравюр XVII века, 100-гривневой — изображение рабочего с молотом и крестьянки с серпом на фоне роскошного венка из цветов и плодов, 500-гривневой — свою любимую аллегорию «Молодая Украина» в виде девичьей головки в венке, за что их в народе прозвали «горпинка» (сельская девочка). Ходили эти гривни всего год, их заменили карбованцы гетмана Скоропадского. До нас гривен Нарбута дошло очень мало.
ОШИБКИ КУПЮР: ТАРАС ШЕВЧЕНКО ИЛИ ВИКТОР ЮЩЕНКО?
Таким утвердили Шевченко
Дизайн новых денег, выпущенных в обращение 2 сентября 1996 года, как специалисты, так и население восприняли неоднозначно. Особенно много вопросов вызвали банкноты в 50, 100 и 200 гривен, отпечатанные с ошибками, уже не в Канаде, а в Англии. На этих деньгах, в частности, не указан год выпуска, портреты Михаила Грушевского (на 50-гривневке) и Тараса Шевченко (на «сотке») были подписаны то «Виктор Ющенко» то «Вадим Гетьман», которые, напомним, в то время возглавляли Нацбанк и ставили свою подпись на купюрах. Да и сам дизайн этих денег, по утверждению их автора, заслуженного художника Украины Василия Лопаты, изменили без его ведома.
Особенно пострадала 100-гривневка: на ней появился хрестоматийный портрет Шевченко в сельском кожухе и шапке, тогда как на утвержденном Нацбанком эскизе Лопаты поэт был в городской одежде и без головного убора. А на ее обратной стороне здание Верховной Рады заменили на Софиевский собор, хотя он уже присутствовал на 2-гривневой купюре. Раду же «отдали» Грушевскому (заметим, на банкноте выпуска 2004 года туда вернули дом Украинской Центральной Рады. – Авт.). Леся Украинка получилась серой, грустной и... безымянной. Хорошо хоть фамилию главы НБУ из-под ее портрета убрали. Кто внес изменения — тайна, хотя среди художников и ходят слухи, что не обошлось без одного из бывших зампредов Нацбанка — ярого националиста — и самого Ющенко.
Лопату укоряли за то, что, мол, изображения князей Владимира (1 гривня) и Ярослава (2 гривни) весьма похожи на автопортрет художника. Сам Лопата утверждает, что в этом нет ничего удивительного, по его мнению, художник подсознательно вкладывает в своих героев частицу себя, отсюда и сходство.
Спустя 4 года после введения нацвалюты ее дизайн поменяли. Основной причиной называли слабую защищенность от подделки. Увы, второй вариант купюр выпуска тоже вызвал много нареканий: 2, 10 и 20 гривен оказались похожими по цвету, из-за чего пожилые люди нередко их путали. А когда на пост главы Нацбанка пришел Сергей Тигипко, он вообще изменил концепцию дизайна гривни, взяв за основу евро.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК КУПИЛ ТОЛЬКО ПОРТРЕТ МАЗЕПЫ
Мазепа от художника Руденко
Интересно, что нынешние гривни могли бы выглядеть совсем иначе, если бы Владимир Стельмах остался в 2003 году на посту главы НБУ. Так утверждает Алексей Руденко, рассказавший нам, как он готовил эскизы новых банкнот взамен лопатинских. «Мои эскизы одобрила комиссия НБУ, но потом сменилось его руководство (пришел Сергей Тигипко), и концепция того, как должны выглядеть гривни, кардинально поменялась: вместо одинаковых по размеру банкнот, изготовленных в одном стиле с большим портретом на правой стороне купюры, решили их сделать разными по размеру, как евро, чтобы лучше защитить от подделки. У меня купили лишь портрет Ивана Мазепы, который вы можете видеть на 10-гривневой купюре. Но если его сравнить с оригиналом, то сходство почему-то получилось достаточно отдаленным (см. фото). Все остальное разработал коллектив художников Банкнотно-Монетного двора», — говорит Руденко.
Лопатинский Сковорода худой
У Василия Лопаты, помимо утвержденных худсоветом Нацбанка эскизов банкнот выпуска 1992 года, было еще три. Это эскизы пятисот гривен с портретами (на выбор) Григория Сковороды и князя Данилы Галицкого. И 1000 гривен, на которых был основатель той же «Могилянки» митрополит Петр Могила. Спустя 14 лет вышла в обращение 500-гривневка со Сковородой. Ее тоже сильно изменили по сравнению с авторским вариантом: лицо философа округлилось, из его рук исчезла книга, а с банкноты — свеча, рукописи, перо с чернильницей, старинные фолианты. 1000-гривневку Нацбанк обещает не выпускать, потому что «по науке» банкнот разного номинала может быть не более девяти, иначе это — признак гиперинфляции.
ВМЕСТО РУИН ВОЗДУШНЫЙ ЗАМОК
Известный художник, автор нескольких десятков украинских монет и почтовых марок Николай Кочубей утверждает: нельзя рисовать на деньгах руины, как на 1-гривневой купюре выпусков 1990-х годов. «Пока не уберут руины Херсонеса — Украина будет в руине», — уверен он. Развалины убрали с гривен в 2004-м, заменив гипотетическим изображением града князя Владимира в Киеве. Но наша жизнь не улучшилась: доллар крепчал, завоевания «оранжевой революции» оказались мыльным пузырем. Может, оттого, что града Владимира ныне не существует, и надо было изобразить что-то крепкое и существующее сейчас?
Ходит байка и о полной переработке в 2005 году дизайна 100-гривневой банкноты с заменой портрета Шевченко в шапке на Тараса в юности (на ней теперь изображен автопортрет нашего гения в 26-летнем возрасте). Говорят, тем самым в НБУ хотели угодить... Виктору Ющенко. Мол, Виктор Андреевич в молодости был похож на молодого Шевченко. Поэтому и Катерину из его поэмы изобразили на купюре рядом с Тарасом (мол, в честь первой леди Украины). Хотя может это лишь совпадение...