16 ноября. Три гримасы истории

16 ноября. Три гримасы истории

История наука точная, но многолико точная. Как правило, любое событие, так или иначе оставившее след в истории, проходит три фазы развития - миф, разоблачение мифа, появление общепринятой версии. Да, в наш век мобильных телефонов с камерами творить мифы, на первый взгляд, гораздо сложнее. Или все же проще?

 16 ноября 1941 года, во время битвы за Москву (во время Великой Отечественной Войны - примечание для тинэйджеров и понаехавших из всяческих канад), произошло одно из самых известных событий советской мифологемы. Двадцать восемь бойцов 316-ой стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Панфилова остановили атаку фашистских танков ценой собственной жизни. Перед боем политрук Клочков произнес знаменитую фразу: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».

Это стадия мифа. Придуманная литературным секретарем газеты «Красная Звезда» Кривицким. Проверять эту историю прокуратура начала еще во время войны, когда то там, то сям стали всплывать живые люди из списка панфиловцев. В итоге в 1948 году генпрокуратура в закрытой докладной записке высшему руководству СССР признала – история о 28-ми панфиловцев есть литературный вымысел. Ну доложили и доложили. В учебниках и детских книгах история продолжала жить своей жизнью, памятник на разъезде Дубосеково поставили, крылатые слова политрука Клочкова путешествовали из передовицы в передовицу.

Но началась перестройка, журналисты стали шастать в архивы( вернее, получать папочки со « cливом”). И началось. Боя не было. Клочкова не было. Слов не было. И вообще, лучше бы мы проиграли в войне – сейчас бы пили баварское пиво. Так проходит вторая стадия жизни исторического события. Позорно и некрасиво.

А потом настало время исследования. И оно показало – бой был. Жестокий, но не по правилам книжек о спартанцах, где неведомо каким боком участок фронта защищают двадцать восемь человек. Обычная рота держала оборону. Которая потеряла в бою больше ста человек. Но не все погибли. И танков подбили не 18, а чуть меньше. И командовал боем не выставочный политрук Клочков, а неполиткорретно звучащий командир Гундилович. Нет, ну подумайте, как бы звучало в «Красной Звезде» - «И тут Гундилович воскликнул…»

Сейчас многие знаковые события современной украинской истории находятся именно на второй стадии исторической экспертизы – сомнения и опровержения. Такова специфика момента – предвыборные компании у нас являются главными локомотивами истории. Скоро мы узнаем, заказывали ли Литвин и Кучма убийство Георгия Гонгадзе. Уже даже Ющенко сказал об этом в Кременчуге. Он у нас такой, быстрый. В смысле президент, а не Кременчуг. Охотно делится работой прокуратуры. Причем не итогами, а как бы промежуточными состояниями. Так что скоро узнаем. Или нет.

Вот пошел разговор о том, что на Януковича накопали страшный компромат эпохи шапочных увлечений будущего кандидата. А сами шапки будто бы он не снимал, а придумал все это Бродский, еще один кандидат. Вот сейчас будет вся правда! Или не будет.

Вот заговорили о том, что скоро, совсем скоро, Павел Лазаренко получит от США вольную, вернется на Украину и порвет всех своих врагов правдой и компроматом. Ну а кого ему рвать? Конечно, Юлию Владимировну. Ну и немножечко одну широко известную в узких кругах финансовую группу. Скоро грянет буря правды. Или не грянет.

Пройдет много лет и мы (те, кто доживут, естественно) узнаем все. Узнаем, что Виктор Ющенко никогда не увлекался пчелами и ничего не понимает в меде. Что у Юлии Владимировны поддельный Луи Виттон, потому что она бомж, как уверяет наш президент. Что Виктор Янукович снимал шапки с богатых и отдавал их бедным. Узнаем, сколько стоили майданы, северодонецки и прочие ингульцы, как охотились Кушнарев и Лозинский. Узнаем все. Или почти все. Не узнаем мы одного – по какой причине нам все это слили.

Сто семьдесят три года назад Александр Сергеевич Пушкин получил от анонимного респондента письмо, в котором его торжественно поздравляли с титулом рогоносца. Взбешенный поэт принялся бегать по Санкт-Петербургу и вызывать на дуэль всяческих понаехавших из Голландии и Франции. Тогда, в ноябре, дуэль с Дантесом удалось предотвратить. Но потом наступил январь…

Можно схохмить. Вот относился бы Александр Сергеевич к анонимам, как относятся к ним в современном Рунете, - и жил бы, творил на радость современникам и нам, будущим и тогда не рожденным.

Можно сделать вывод – в январе лучше не проводить серьезные мероприятия типа дуэлей и выборов. А то еще лишимся лучших сыновей и дочерей Украины, сиречь кандидатов наших, которые могут на дебатах и загрызть друг друга. Правда, у меня ощущение, что большая часть так называемого электората о таком исходе мечтает. Зачем-то мы же смотрим все эти шустерливы и шустервилы. Ждем, наверное.

Ну и финальный позитив – пятьдесят лет назад на Бродвее состоялась премьера великого мюзикла «Звуки музыки». Если этот понедельник будет особенно серым и тяжелым, скачайте вечером из Сети эту музыку. Вам станет легче, это я Вам гарантирую. Эта вещица уже прошла все стадии исторического признания.

16 ноября. Три гримасы истории