Торжество «левого» шабаша
Для Украины суть реформ свелась к ломке старых социальных институтов. Взамен прорабами реформ планировалась последующая трансплантация извне и попытки насаждения новых институтов демократии, рыночной экономики. Роль символа процветания от результатов национальных реформ взялись играть олигархи. Также они взвалили на себя тяжкое бремя ответственности за исполнение одновременного интенсивного выкачивания из страны ресурсов, предназначенных для структурных преобразований и роста стандартов жизни.
Эффект от таких реформ мог получиться только аналогичным приёму большой дозы снотворного и слабительного, одновременно. Строя демократию, власть всего лишь основательно расчистила строительную площадку, самозабвенно разрушая всё, что на ней было. В итоге, восемнадцать лет правительство налаживало «механизм самовоспроизводящей бедности», публично обзывая всё это «переходной демократией» и «рыночными реформами».
Под материнским патронажным надзором власти мизерная группа богатых бесконтрольно богатела, а бедные беднели и множились. Как результат закономерный, экономика умерла. Взамен обещанных европейских стандартов жизни, сегодня 70% украинского общества прочно ассоциирует своё выживание, с «враждебной демократией». Вера в её ценности, связь с ними своего будущего – для массового сознания надолго утрачена. В том числе, в глазах народа основательно скомпрометированы геополитические устремления официальной Украины в ЕС и НАТО.
С 91 года, не покладая рук, власть олигархов сооружала нам грандиозный фундамент под «левое» общество маргиналов и авторитарный режим.
В маргинальном обществе, откуда могут взяться группы населения, групповые интересы и массовые представления, - которые в состоянии способствовать успеху страны на пути структурных реформ и европейских интеграционных устремлений? Однако, по мнению доморощенных политиков и дельцов от всяческих наук, общественные силы были просто обязаны способствовать успеху демократизации страны под воздействием, только лишь, их бесконечной болтовни и симуляции демократической прививки. Господа, с огнём играли и продолжаете играть! Ваши рейтинги не в состоянии заменить того, что можно поесть и потрогать. Напротив, накрывший перманентно кризисную Украину, мировой и энергетический кризис значительно повышает шансы на успех массовой безработице и голодным бунтам, технологиям социалистического распределения и усилению центробежных сепаратистских тенденций в регионах. Тем самым, уже в ближайшей перспективе, кризис запускает политический механизм и создаёт реальные возможности для утраты нашей страной государственности. Не так давно, аналогичные тенденции - децентрализация, падающая эффективность производства и экономики, растущее технологическое отставание – привели к распаду СССР.
Пятнадцатилетняя зацикленность олигархической системы на сохранении статус-кво, все годы независимости целенаправленно высушивала конкурентную среду поля политики. Взамен была выстроена система абсурдной кукольно-бутафорской политической конкуренции. Такой подход исключал возможность становления здоровых внутриполитических альтернатив. И сводил к нолю эффективность национального парламентаризма. Что, в свою очередь, ослабляло потенциальные источники развития страны. В итоге, вся политика государства свелась к прозрачному популизму.
В главных ролях национального политического шоу снимаются силы идеологически одинаковых кланов. Ведь идеология «украл и в оффшор» для основных игроков национальной политики общая. Коммунисты в этой ситуации заняли аристократическую нишу национальной Палаты Лордов. Непосредственно в сфере «прихватизации» они не работали. Коммунистам всё доставалось от олигархов только за «голосовое» присутствие во время законодательного освещения дерибана. Сегодня они будут снимать дивиденды уже и за эксплуатацию другими политиками своих, нынче очень популярных и давно запатентованных красными, идеологических штампов и электората. Только непонятно как это смогут делать ПР, БЮТ и НУ-НС. Представьте себе Януковича и Ахметова, Тимошенко и Ющенко во главе колонн голодных маргиналов, «левого» протестного электората. Попробуй проведи здесь грань между реальностью, театром абсурда и бредом. С другим электоратом сейчас в стране совсем не густо. С таким количеством избирателей претендовать на власть, всё равно, что фантазировать во время «секса по телефону». А напичкай программу партий откровенной «левой» начинкой, так политики и сами себя понимать перестанут. Думается, если действующее правительство в мае или в сентябре, вдруг, окажется на улице, оно также пополнит ряды оппозиции. И станет критиковать собственные экономические провалы. Как же здесь разобраться рядовому гражданину?
Хотя внесение ясности и определённости в общественное сознание никогда не было целью национальной политической элиты. Однако с такой биографией основным силам украинской политики и их лидерам всё сложнее исполнять роль идеологической «затравки» или служить каналом социального протеста. Тем более, служить ярлыком социальных надежд. Политический опыт нашего общества сегодня уже генерирует избирателя с критической оценкой происходящего. Люди устали от бесконечного политического популизма и его обострений во время выборов. Ко многим избирателям пришло понимание, что их роль свели всего лишь к манифестации принятия или непринятия власти и её оппонентов, кандидатов во власть.
На этом фоне, в национальной политике сведена к нулю конкуренция программ и тем более их реализация. В итоге, роль электоральной демократии в нашем кризисном и не модернизированном обществе, в очередной раз, будет заключаться в санкционировании консервативного изоляционизма поля политики. И это несмотря на то, что его основные игроки утратили источники своей легитимации у электората. Поэтому их основная задача заключается в обеспечении ограниченной альтернативы предложений политического рынка. Что сделать сейчас, ввиду сильного электорального спроса на новые лица и свежие силы в политике, достаточно сложно. Консервацию режима попытаются обеспечить, в первую очередь, посредством устранения возможных оппонентов, меняющих расстановку сил в политике. А также поддержанием условий неконкурентности.
Молчаливо согласованная основными игроками и спущенная «сверху» структурная печать поля политики на предстоящих выборных игрищах почти традиционна. Крайне «левые» представлены коммунистами. «Правый» и «левый» центр заняты ветеранами соревнований за президентское золото, премьерское серебро и спикерскую бронзу. И представлены ПР, БЮТ, Блоком имени спикера и НУ-НС. Здесь все настолько свыклись с мыслью о распределении главных наград, исключительно в границах сложившегося «бермудского треугольника». Что если кто-то вслух осмелится высказать предположение о возможности другого расклада, на него могут обидеться. Единственное, привычный глаз некоторых ветеранов выборных игрищ может раздражать неприятный для них прорыв «Свободы», в крайнем правом углу поля политики. И раздражает он тем, что отсутствовал в утверждённой структуре штампа основных электоральных предпочтений этого сезона. Так сказать, не соответствовать стандартам разнарядки, спущенной членами корпорации власти «сверху». Так же не всем нравится результат выборов в Тернополе, где на втором месте (после «Свободы») вдруг оказалась ПР.
Если в этих условиях, вдруг в уже сложившуюся электоральную игру будет правильно и с подстраховкой вброшен джокер-дебютант, - он может штабным яйцеголовым здорово спутать их стройные синергетические мысли.
В Украине достаточно широкие возможности для «левого» реванша и утраты государственности восемнадцать лет создавали олигархические кланы собственными руками. ФСБ и ЦРУ здесь совершенно не при чём. Поэтому когда клановые партии будут утверждать, что страдают «правым» мировоззрением, вы не верьте им. Внутри они глубоко «левые». Ибо «по делам их судите о них». В такой ситуации не совсем ясна дальнейшая судьба кланового капитала. Да и какой вес, в случае чего, будут иметь на новой Родине приватизационные акты, выданные олигархам старым Отечеством. У них там среди чекистов-пенсионеров своих преданных общему делу терпигорцев достаточно. А поставить под вопрос «добросовестность приобретения» чего хочешь для византийской власти не проблема.
Сейчас Украина застыла на грани, за которой пропасть. С одной стороны, страна парализована противоречиями и длительными конфликтом внутри властной элиты, внутриполитическим и экономическим кризисом. С другой стороны, мировой кризис требует компетентных государственных решений и оперативных адекватных ответов. На которые действующий режим, включая теневое правительство, просто не способен. Столкновение этих диаметрально противоположных тенденций, сильно осложняет реальное положение страны. Причём абсолютно не важно кто кого из политических ветеранов заменит в правительстве и кто заполнит парламент, если ротация рекрутов произойдёт по старым принципам. В этой связи проблемы коренных изменений в политике и структурных реформ в экономике - не застарели, а уже просто загноились.
Дальнейшая трансформация в Украине возможна, скорее всего, только через крайнее обострение системного общественного кризиса. И здесь главное, во-первых, выявить основные факторы, которые представляют потенциальную угрозу для политической системы. Во-вторых, определить, каким образом они смогут эффективно способствовать политическим изменениям. Нужны системные подходы, а не разговоры типа «изменений выборного законодательства», «открытых списков» и т.д. Эти изменения, конечно, нужны, но в концептуальном контексте. Сами по себе они ничего не дадут.
Автор - аналитик Института национальных интересов