Конец Ющенко опередил его финал
Выслушав предложения Банковой, БЮТ и ПР взяли паузу для раздумий. Окончательного решения о стратегии действий они пока не приняли. Бело-голубые не уверены, что дружба с Банковой так уж им выгодна. В БЮТ сомневаются в целесообразности противления неизбежному.
Упирается» все в правовое обоснование возможных сценариев поведения. В юридических департаментах двух крупнейших политсил дым сейчас стоит коромыслом. Торопиться особо некуда: оснований для роспуска Рады пока нет, законодательной возможности одновременно провести две совершенно разные по параметрам кампании – тоже.
Теоретически, закон можно изменить. Практически, без достижения политических договоренностей этого не сделать. Ведь на кону двойных выборов – не только президентский, но и премьерский пост.
Тимошенко взывает к Европе
Хуже всего с определенностью дела обстоят в БЮТ. Тимошенковцы признаются: атаки на деле – не на словах, от Ющенко не ожидали. Склонность Виктора Андреевича радикально менять собственную позицию по десять раз на дню усыпила их бдительность. Только вчера он предлагал переписать Конституцию, а сегодня уже говорит: во время кризиса есть занятия поважнее. Завтра гарант уже о референдуме рассуждает. Хоть проводить его не за что, да и невозможно (о чем вынужден Андрей Стрижак напоминать).
- Раньше мы гадали: чего хочет женщина. Теперь зато поняли, чего хочет Ющенко, - смеются бютовцы. - Двойные выборы – последний шанс для него. Так он хоть в Раду влезть успеет, а иначе вообще никуда не попадет.
Основной удар Банковой нацелен на то, чтобы воспользовавшись падением рейтинга ЮВТ:
- сократить численность ее депутатского отряда;
- пораньше выставить из Кабмина и впредь туда не пускать.
Осознав серьезность ситуации, в БЮТ провели оперативное совещание. Консультации продолжались и по вечерам – в элитных пригородах столицы.
Покамест Тимошенко непоколебима: уступать требованиям Президента нельзя. Просто потому, что Ющенко вообще нигде и ни в чем нельзя уступать. Не ровен час, избиратель подумает: они помирились, и в новой Раде снова сойдутся в коалицию.
Все больше советников премьера твердят: лучше рискнуть сейчас, чем к осени растерять остатки былого рейтинга. Их не слышат. Они повторяют громче: контратаки от БЮТ в СП не ждут. Если ее предпринять – команда Президента на какой-то период окажется сбитой с толку. БЮТ, таким образом, выиграет время. Что для них сейчас самое важное. Стратегию действий можно определить только после четкого понимания того, какое она получит юридическое обоснование и сопровождение. А с этим, из-за «казуса Портнова» нынче проблемы.
Единственное, что пока успели сделать «тимошенковцы» - прозондировать почву в Конституционном суде. Этому посвятили конец прошлой - начало нынешней недели. Прозондировав, убедились: беспокоиться не о чем - безоговорочно поддерживать Президента суд не намерен. В том, что касается легитимности Кабмина – точно. КСУ верен себе: по-прежнему остается слугой всех господ.
Параллельно «сердечные» разгадали один из нехитрых маневров Банковой. О намерении обжаловать дату выборов в офисе главы государства заявили сразу же после принятия ВР скандального постановления. Тем не менее, с самим представлением Ющенко тянул больше недели. Расчет прост: чем позже отправишь запрос – тем позже получишь ответ.
Избирательный процесс к тому времени будет в самом разгаре. «Отменить» его на половине (элементарно – затормозив), куда проще, чем в начале. Ибо возможностей саботировать неугодную кампанию в Кабмине предостаточно. Самая простая – не выделять финансирование.
Еще лучше для Банковой – обжаловать выборы как незаконно проведенные по факту (если исход их не устроит).
В споре с советниками Тимошенко использует еще один аргумент – возможность обеспечить выгодное для себя общественное мнение за пределами страны. Курировать данное направление по итогам упоминавшихся консультаций поручили Григорию Немыре. «Первая ласточка» долго ждать не заставила. Ею стало заявление госпожи Вольвенд (подруги ЮВТ): Европа, дескать, сильно сомневается в целесообразности двойных выборов по причине их незаконности.
В БЮТ убеждены: при необходимости смогут добиться даже того, чтобы Старый свет отказался от наблюдателей на кампанию присылать и результатов ее – невыгодных Тимошенко, не признал.
Медведчук и Портнов: таланти твої, Україно
Ближайшие соратники Тимошенко настаивают: создавая коалицию с Литвином, они вполне предвидели подобную реакцию Ющенко. Юристы блока предрекали: Банковая не упустит шанс усомниться в легитимности правительства, коалиции и парламента. Правда, контрмер на упреждение не предпринимали – БЮТовцы решили «подумать об этом потом».
Сейчас думать уже особо некому. Юридическим сопровождением досрочной кампании 2007-го занимался в основном Портнов со товарищи. Так, близкий к нему Владимир Пилипенко числился представителем блока в ЦИК. Сам Портнов, нередко через посредников, страховал интерес Тимошенко в Конституционном суде.
Логично, в сложившейся ситуации, правовое обоснование саботажа инициатив Банковой поручить должны были именно ему. Однако после конфликта с Онопенко-Корнейчуком, Портнов добровольно отошел от дел.
Прежде, правда, предупредив о своем намерении Турчинова.
Поскольку протестные выпады Портнова в СМИ прозвучали еще раньше, в глубине души он, видимо, надеялся: руководство таки вмешается в ситуацию – предпочтет «разрулить» ее по-хорошему, чем накапливать внутренние проблемы в канун 2010-го. Кроме прочего, это самое руководство не могло исключать варианта, при котором портновцы, решив идти до конца, заручатся поддержкой нескольких региональных ячеек блока. Углубив тем самым раскол.
Надежды «сердечного» юриста не оправдались. Уж о чем они с Турчиновы говорили – известно только им двоим, однако по факту беседы к активной жизнедеятельности на пользу партии и правительства Портнов решил пока не возвращаться. Мол, если потенциала компании «Магистр и партнеры» Блок считает для себя достаточным – пусть попробует.
Эффективность старой, как мир, тактики, частенько используемой Виктором Балогой – воздействовать на шефа показательными «отлучками» - никто не отменял.
Медаль имеет еще и обратную сторону. Не секрет: Портнов и Медведчук – близкие друзья. И местоположение первого в блоке не может не влиять на мнение о Тимошенко и Ко второго. Тем более, изначально коммуникатором между Виктором Владимировичем и Юлией Владимировной выступал именно Андрей Владимирович.
Нельзя сказать, что позиции Медведчука в БЮТ ослабли. Нет, скорее с первого плана он временно отошел на второй. Отошел после того, как они с Портновым (изобретавшим хитрые юридические формулы анти-РУЭ) помогли леди Ю решить газовые вопросы. Временно, ибо Юлия Владимировна еще планировала просить его о помощи в ходе президентской кампании. Хотя бы для организации нужных встреч в Москве, где у «князя тьмы и темников» все «схвачено, за все заплачено», и сам Путин в кумовьях.
«Виктор способен договориться о встрече на любом уровне. Стоит ему сказать «да» - результат мы имеем через 24 часа», - твердил «Обозу» ближайший соратник Тимошенко еще в октябре. Еще ранее, прошлым августом, именно Медведчук устроил Юлии Владимировне рандеву с доверенными лицами Путина - братьями Ковальчуками. Чтобы повидаться с ними, она специально возвращалась на континент, прервав отдых на палубе яхты бывшего главы АП.
Конечно, Портнов и Медведчук – не сиамские близнецы, у каждого из них с ЮВТ свои отношения. Тем не менее, вопрос о том, сможет ли Юлия Владимировна теперь говорить с Виктором Владимировичем так же легко и свободно, как прежде, открыт.
Какое Медведчук себе назначит «вознаграждение» - тоже. Мнения о том, желает ли он возвращения в украинскую политику, расходятся. С одной стороны, ему и в России неплохо. История с тостом на поминках Алексия ІІ – маленькая, но весьма красноречивая деталь. С другой, моральная сатисфакция за 2004-й до сих пор не получена. Возврат возможен, зависит только – на какой пост. Понятно: рядовым кнопкодавом Виктор Владимирович не пойдет. Хотя нынешняя ситуация дает ему неплохие шансы выбирать не из того, что предлагают, а из того, что сам хочет.
Воспользуется ли он им? Не факт. По крайней мере, пока от политикума Виктор Владимирович отстранился – сосредоточился на творчестве. То ли неудачной шуткой, то ли грустной констатацией прозвучала новость о том, что человек, в администрации которого президентом работал сам Кучма, принял участие в шоу «Україна має таланти». Он, оказывается, умеет издавать «утробным голосом» специфические звуки - подражать представителям флоры и фауны.
Логично предположить: активизация Медведчука зависит не в последнюю очередь от дальнейшей участи Портнова. Он же пока следует заветам Воланда: ничего ни у кого не просит. Уверен: сами придут и все дадут. Точнее, сама. Единственный вариант примирения с Тимошенко – если она лично попросит его «вернуться в семью».
ПР: с Яценюком нам выгодно сотрудничать еще в первом туре
Сама Банковая в выгодах затеянной авантюры тоже сомневается.
Во-первых, в ЦИК уже готов единый реестр избирателей. То есть прибегнуть к самому простому и действенному способу фальсификации – «голосованию» «мертвых душ» не получится. По той же причине затруднится запуск «каруселей». С помощью одного только «вброса» нужный результат не «нарисуешь».
Во-вторых, ясно, что двойные выборы предполагают борьбу не только за президентство, но также за премьерство. Ни на один из этих постов Секретариат, понятно, не претендует. Чего не скажешь о попытках продвинуть на них не чуждого себе кандидата.
О Януковиче речь, конечно, не идет. На президентской дистанции сами бело-голубые прочат ему, в лучшем случае, почетное второе место. Зато в собственном триумфе на парламентских они не сомневаются. Минимальный порог обозначают 34-мя процентами.
Тут кстати вспоминается фраза, сказанная одним из лидеров регионалов в 2007-м: «Какие же мы муд ... ки! Поверили Юле, договорились, что не станем свои результаты подтасовывать, вот она нас и обставила!». В смысле: впредь умнее будем. Под «обставила» подразумевается не количественный показатель – качественный. В ПР свято уверены: популистские посулы вроде отмены призыва, не говоря о «Юлиной тысяче», принесли Тимошенко «около 30% всех голосов». «Коалиция БЮТ и НУ-НС стала возможна благодаря перевесу всего в 0,8% - три мандата!», - утверждал в сентябре в интервью «Обозу» Борис Колесников.
Подобным «компромиссным» кандидатом вполне может стать Яценюк. Банковая и Липская, как мы ранее уже писали, склоняются к тому, чтоб сосредоточить свой интерес на фигуре экс-спикера. Многое, конечно, зависит от того, сколько он наберет на парламентских, в каком именно формате станет в них участвовать. Хотя уже сейчас понятно: сколько не наберет – не благодаря собственным усилиям, скорее – промахам оппонентов. Арсения Петровича ждет счастливая шара, аналогичная выпавшей Виктору Федоровичу в 2006-м.
Яценюк – президент, Янукович – премьер – лучший вариант, о котором мечтают ПР и СП. Для предметной его реализации необходимо, чтоб во второй тур вышли Арсений Петрович с Виктором Федоровичем, а Юлия Владимировна «утонула» еще в первом.
Тут лидеру «Фронта перемен» придется, конечно, пособить. Бело-голубе не скрывают: сотрудничество с Яценюком на уровне комиссий, взаимопомощь наблюдателями выгодна им уже в первом туре. Поясняют: «чтобы нас не кинули». На предмет «кидка» подозревают не столько даже Тимошенко, сколько Ющенко. Который уже просто устал намекать Яценюку на вакансию преемника.
Ну, а если Тимошенко не утонет? ПР подобная перспектива не сильно тревожит. Во-первых, они уверены: всегда смогут с ней договориться. Во-вторых, тогда бело-голубые сосредоточатся на комплектации в Раде неформального конституционного большинства, способного в любую минуту урезонить «зарвавшегося» Гаранта началом процедуры импичмента. Если еще и Премьера своего поставят – вообще можно расслабиться. Сопоставимость объема полномочий главы государства и главы КМУ Юлии Владимировне прекрасно известны.
Вопреки ситуативному совпадению интересов, разговорам о продуктивном сотрудничестве ПР и СП, уровень недоверия между ними по-прежнему очень высок.
Потому-то регионалы более чем скептически относятся к возможности подписания с Банковой тайного соглашения о кооперации в деле организации выборов, также – после самих выборов.
Такие предложения им сейчас настойчиво делают в Секретариате. Ведь заручившись поддержкой бело-голубых, команда Ющенко решит половину всех своих проблем.
Скепсис ПР вполне объясним. Во-первых, ни одно подписание не гарантирует выполнения самого соглашения. Так, в 2007-м подобных письменных договоров Банковая и Регионы заключили целых четыре! Вот только премьером все равно стала Тимошенко. А то, что ни один из четырех текстов до сих пор не стал достоянием общественности – глупая случайность, которую «Обоз» в самое ближайшее время постарается исправить.
Все замы Януковича готовятся к увольнению
Подобно Блоку Тимошенко, Партия регионов еще не решила, как жить дальше. «Перезагрузка» им действительно выгодна, однако они ей пока никак не способствуют. Более того, фраза Януковича «мы готовы подставить плечо этой власти», также – предоставление правительству «отсрочки до 14-го апреля», многие расценили как подготовку к формализации «ширки». Сомневавшихся убедили слова Колесникова о вероятности «широкой коалиции как 50 на 50».
Почему-то мало кто обратил внимание: друг Ахметова не уточнил, о какой именно коалиции речь. Ибо шансов у ПР и БЮТ нет никаких. Правда, у ПР и НУ-НС их еще меньше.
Очертить стратегию партии на ближайшую перспективу затрудняются не только рядовые нардепы - даже те, кого принято считать лидерами.
Первые ругают верховное руководство за отсутствие собственной антикризисной программы – им не о чем говорить на эфирах. Технически подготовить ее несложно, почему этого до сих пор не произошло – непонятно. Еще непонятней, под какое сукно засунули «Развитие Украины», презентованную фондом Ахметова год тому назад.
Вторые все не дождутся формирования фактического штаба, начала работы на местах. Жалуются: «подготовка к выборам вообще не ведется. В областях работа стоит. Хорошо еще, если руководитель областной ячейки добросовестный – у него «в хозяйстве» порядок. Но таких - единицы». С периферийными своими отделениями ПР поступает так же, как Виктор Ющенко с Народным союзом: «мне – решения, вам – ответственность».
Тогда как управление штабом на предстоящих выборах является без преувеличения вопросом «жизни и смерти». Для «групп влияния» – точно. Основных кандидатов на пост трое: Клюев, Джарты и Колесников. Первый рулил «теневым» штабом бело-голубых в 2004-м, второй – в 2006-м, третий – в 2007-м.
Однако Лидера имеющиеся варианты не устраивают. Давеча он ни с того, ни с сего заявил: руководство кампанией намерен принять на себя. Хотя даже чечетовым-кисилевым понятно: в пылу двух гонок одновременно первый номер списка, глава партии, еще и кандидат в президенты, отвлекаться на штабную «текучку» физически не сможет. Значит, перепоручит ее кому-то из ближайшего окружения. А ближе Левочкина у Лидера нет.
Вот и получается: Януковичу нежелательны Клюев, Джарты и Колесников, им троим – ненавистен Левочкин и стоящий за ним Фирташ. Круг замыкается, подготовка к гонке затягивается, партия ослабевает.
Ну, а для того, чтобы ослабить саму «группу РУЭ» в ПР, предложено было провести локальную кадровую реформу. Именно: ликвидировать институт замов главы фракции, заменив их секретарями. Учитывая, что замов у Януковича больше десятка, инициатива отнюдь не бесполезная. Секретарями планировалось назначить пятерых: тех же Клюева, Колесникова, Ефремова, кого угодно еще, только не Левочкина, не Бойко и не Герман.
Фракция с энтузиазмом тему обсудила, однако дальше этого не продвинулась. Таким образом, статус-кво «группы РУЭ» остался непоколебим.
Вместо эпилога
Все президенты начинают по-разному. Кончают – одинаково. По крайней мере, в Украине.
За всей этой суетой политикум как-то «прохлопал» пятую годовщину провала кучмовской Конституции.
Инициировав ее под занавес каденции, Леонид Данилович надеялся, таким образом, обеспечить себе пролонгацию полномочий. Хотя бы частичную – посредством сохранения «у руля» близких ему элит.
Реализация политреформы стала одним из главных базисов предвыборной платформы, сформированной тогдашними «большевиками» под «единого кандидата» Януковича.
При том, что реформу Кучма, в отличии от Ющенко, задумал задолго до того, как объявил (летом 2003-го). То есть к прокладыванию «нового курса» готовился тщательно. Того же требовал от преемника. Осенью 2002-го, выбирая нового руководителя исполнительной власти, ключевым претендентам формулировал условие: обеспечение трех сотен депутатских «за» новую Конституцию. Сергей Тигипко, будучи реалистом, обещать невыполнимого не стал. Хотя, именно его многие считали наиболее оптимальным премьер-министром. А Янукович пообещал. В результате – пост высокий занял, но слова не сдержал.
Известно об «условии Кучмы» стало только сейчас.
8 апреля 2004-го «за» новую версию Основного Закона высказались 294 депутата. Торжеству кучмизма не хватило всего ничего – шесть голосов. Считается, эта дата стала «началом конца» эпохи второго украинского президента. Конец третьего главы государства опередил финал его каденции.