Во многих коммерческих структурах принято насаждать среди сотрудников дух корпоративизма. И конечно, главными носителями корпоративной этики и эталоном для простых служащих всегда являются хозяева предприятия и его топменеджмент.
Конечно, корпоративные стандарты это хорошо! Но!!! Но что происходит тогда, когда те, кто должен служить примером для своих подчиненных, живут по собственным, неприемлемым для общества и закона правилам? Именно в этом вопросе постарался разобраться «ОБОЗРЕВАТЕЛЬ» на примере одной из крупнейших украинских компаний.
В уже далеком 2007 году, украинские и зарубежные СМИ, облетела новость. В Шевченковском РОВД г. Киева при невыясненных обстоятельствах скончался один из основателей группы компаний «Фокстрот», главный свидетель в деле отравления Ющенко, Владимир Шульга. Несмотря на то, что согласно официальной версии причиной смерти явилась острая сердечная недостаточность, целый ряд СМИ заявил о том, что Владимир Шульга стал жертвой заказного убийства.
Основанием для такой версии послужило то, что начиная с 2005 года Владимир Шульга боролся за возвращение в свою собственность акций компании «Фокстрот», которые были, как он считал, украдены его партнерами Валерием Маковецким и Геннадием Выходцевым. Особую остроту этот конфликт приобрел, тогда, когда Шульга добился возобновления следствия в деле о подделке его подписи под фальшивыми доверенностями. С помощью этих доверенностей злоумышленники по версии Шульги и лишили его принадлежащей ему собственности.
Уже после его смерти, Петр Бойко, адвокат Владимира Шульги заявил: «дело в том, что есть две такие серьезные причины того что произошло, мотивы внешние, это дело Ющенко, а с другой стороны, бизнес-спор, где на кону больше миллиарда долларов. И та сильная причина, и другая причина его лишили жизни. Тут трудно судить, потому что одна версия может прикрываться другой, и наоборот»...
Но заявления заявлениями, а в конечном итоге победила официальная версия о смерти Шульги от сердечной недостаточности и к радости оставшихся хозяев «Фокстрота» дело закрыли. Возможно именно после тех событий, некоторые сотрудники этой уважаемой компании уверовали в то, что «бабло побеждает», и приняли это утверждение за корпоративный девиз.
Вы спросите, почему мы сделали такое смелое заключение? Все просто, основанием для этого предположения стали уже совсем недавние события в славном городе Донецке.
В начале 2008 года в донецком представительстве торговой сети «Фокстрот» при довольно странных обстоятельствах пропали 2 миллиона гривен. Директор ООО «Фокстрот-Донецк» Михаил Крамор, не обращаясь в милицию и не разбираясь, кто прав, а кто виноват, назначил козлом отпущения девушку-кассира, бухгалтера. По распоряжению Крамора кассира Надежду Королеву в течение двух суток удерживали в закрытом помещении, избивали, не давая возможность есть и спать. В результате Надежду, а также её отца и мужа принудили заключить с учредителем ООО «Фокстрот-Донецк» С.К. Лазовской. договора займов на сумму 1 млн 999 тыс. грн.
Вполне понятно, что после того как девушку освободили, она и ее отец обратились с заявлением в УБОП и одновременно в суд, чтобы признать недействительными данные расписки. В ответ на это, Лазовская С.К. вместе с начальником охраны Пиуном И.С. и Давыдовым А.И. заказали убийство отца девушки – Сергея Королева. С целью предотвращения этого преступления сотрудники ГУ УМВД Украины в Донецкой области инсценировали убийство Сергея Королева. После чего арестовали заказчиков в момент передачи денег «киллеру».
По мере проведения следственных мероприятий, стали всплывать интересные подробности которые могут свидетельствовать о том, как же на самом деле работает сеть «Фокстрот». В частности, кроме доказательств незаконного лишения свободы Надежды Королевой, сотрудники милиции обнаружили документы, подтверждающие ведение «чёрной кассы» и деньги в размере 1,5 млн. грн., полученные от реализации неучтённого товара. Так же они обнаружили нереализованный «левый» товар на сумму более 10 млн. гривен.
На основании собранных материалов, в отношении фигурантов нашей истории было возбуждено уголовное дело. 25 сентября Пиун И.С., Давыдов А.И, Крамор М.А. и Лазовская С.К. были задержаны. Всех их обвинили в совершении преступлений, по которым законом Украины предусмотрено наказание в виде лишения свободы на сроки более трёх лет. Ленинским районным судом города Донецка в отношении гр. Пиуна И.С. и Давыдова А.И. была избрана мера пресечения - взятие под стражу и содержание в СИЗО.
Но именно в этот момент вступило в силу упомянутое нами выше правило, «бабло побеждает». Оно в очередной раз победило закон и элементарный здравый смысл.
Уже 6 октября, вопреки всякой логики, в отношении Крамора М.А. и Лазовской С.К Ворошиловский районный суд города Донецка принял решение об отказе в избрании им меры пресечения – ареста. Подозреваемые были освобождены из ИВС. А уже 15 октября решением Аппеляционного суда Донецкой области были освобождены из-под стражи давшие признательные показания Пиун и Давыдов. В тот же день, было открыто производство по жалобе на возбуждение уголовных дел относительно Крамора М.А. и Лазовской С.К., а впоследствии и относительно Пиуна И.С., а также Давыдова А.И., в результате чего суд приостановил все следственные действия на период рассмотрения жалобы.
По слухам, за освобождение этих четверых тружеников донецкой сети «Фокстрот», подозреваемых в вымогательстве, незаконном лишении свободы, финансовых махинациях, принуждении к заключению договоров под угрозой убийства и покушении на жизнь, были «проплачены» сотни тысяч.
И хотя впоследствии Апелляционный суд отменил это решение, нет никаких гарантий что наша самая справедливая и неподкупная в мире юстиция сможет устоять перед соблазном золотого тельца и доведет это уголовное дело до конца.
Ну, а касательно корпоративных стандартов «Фокстрота» - согласитесь, довольно наивно было бы ожидать законопослушания от регионального менеджмента этой торговой сети. Ведь «рыба гниет с головы», а компания равняется на своих хозяев.