Владимир Корнилов: Черноморский флот будет в Крыму вечно!
13 мая отмечается день Черноморского флота Российской Федерации. «Обозреватель» решил по-своему отпраздновать это событие и организовал пресс-конференцию с участием директора Украинского филиала Института стран СНГ Владимира Корнилова.
Предлагаем вашему вниманию мнение господина Корнилова о целесообразности пребывания ЧФ РФ на территории Украины, а также его ответы на наиболее интересные вопросы читателей.
Владимир Корнилов «не имеет особых сомнений» в том, что «Черноморский флот сохранит свою базу в городе Севастополе и до 2017 года, и после 2017 года». По мнению эксперта, в вопросе о пролонгации пребывания ЧФ РФ в Крыму речь будет идти «о широком спектре всевозможных условий». Не последним из них будет вопрос о цене аренды «этой немаленькой базы», а также «о ценах на энергоносители, об открытии таможенных экономических барьеров» и т.д.
Господин Корнилов считает, что о пролонгации обе стороны должны говорить уже сейчас, ведь «геополитическое значение базы в Севастополе для России несравнимо ни с одной военной базой на самой территории России». «Я думаю, уже сейчас Россия может пойти на то, чтобы обсуждать изменение стоимости аренды через год-два взамен на то, что уже сейчас срок пребывания Черноморского флота в Севастополе будет продлен. Только на этих условиях можно говорить об изменении цены за аренду на данном этапе».
Вместе с тем, и в России, и в Украине «все понимают, что с нынешним руководством Украины говорить об условиях продления данных соглашений, по большому счету, смысла нет». «Но я думаю, что для того, чтобы начать длительный процесс переговоров, который займет ни один год, я думаю, следует артикулировать данное устремление уже сейчас. Это было бы правильно с точки зрения геополитических интересов и России, и Украины, и это было бы правильно с точки зрения тактики и стратегии выстраивания будущих переговоров с будущими, более вменяемыми с точки зрения РФ лидерами Украины».
«Я очень надеюсь на то, что на Украине будет-таки вменяемое, здравое руководство, которое интересы Украины поставит превыше всего, а не интересы Вашингтона, НАТО, Брюсселя или кого-то еще. А интересы Украины требуют того, чтобы Черноморский флот оставался в городе Севастополе».
«Обозреватель»: В чем заключаются геополитические интересы Украины?
Владимир Корнилов: Геополитические интересы Украины заключаются, во-первых, в стабильности, в том числе политической стабильности в Крыму и Севастополе, в экономических интересах – давайте не будем забывать, что Черноморский флот – это, по сути, градообразующее предприятие города Севастополя. Кроме того, немаловажным фактором пребывания Черноморского флота в Крыму является защита южных рубежей Украины. Как это может быть ни печально для нас, но у Украины фактически нет ни своего флота, ни боеспособных вооруженных сил.
Конечно же, сейчас никто не рассматривает всерьез угрозы, которые существуют в гипотетическом будущем для Украины. Никто не рассматривает всерьез угрозы каких-то непредвиденных событий в Турции, в Румынии и т.д. Но недавние события на Кавказе показали, что Черноморский флот остается действенным инструментом, способным разрешить тот или иной конфликт – это не просто ржавые посудины, как нам пытались представить еще до прошлого года некоторые, так сказать, военные эксперты. Черноморский флот доказал свою боеспособность. Конечно же, никто сейчас не говорит о глобальных катаклизмах, о войнах с использованием ядерного оружия – дай Бог, чтобы до этого не дошло. Но будущие геополитические вызовы для Украины сбрасывать со счетов, конечно же, не стоит.
Читатель «Обозревателя» Виктор: Украина - безъядерное государство, а на вооружении ЧФ есть ядерное оружие. Как быть с таким противоречием?
Владимир Корнилов: Я очень надеюсь, что Украина – безъядерное государство. Во всяком случае, многие украинские политики сейчас заверяют в том, что данная норма декларации независимости уже устарела и надо ее пересматривать и чуть ли не возвращать «взад обратно» украинские, давно уже уничтоженные, ядерные боеголовки.
По поводу присутствия на вооружении российских кораблей ядерного оружия – я могу об этом догадываться. Я не спец в области вооружений. Можно сказать то же самое: Черноморский флот – это корабли Российской Федерации, а Россия – ядерное государство. Мало того, не надо забывать, что когда Украина взяла на себя обязанность уничтожить ядерные боеголовки, то защиту Украину, в том числе ядерного оружия, взяли на себя государства вроде России и США. Так что в этом плане никакого противоречия я не вижу.
В Конституции Украины есть четкая норма о военных базах, и нет никаких норм по поводу безъядерного или ядерного статуса этих баз.
Читатель «Обозревателя»: Как стыкуется с Конституцией Украины пребывание ЧФ в Севастополе? У нас ведь запрещено пребывание иностранных баз на нашей территории.
Владимир Корнилов: Отсылаю автора данного вопроса к последнему переходному положению Основного Закона страны – там четко сказано, что данная норма не распространяется на иностранные военные базы, которые на момент провозглашения независимости Украины находились на территории Украины. Соответственно, на Черноморский флот РФ, на базу в Севастополе, данное положение не распространяется.
Черноморский флот находится на территории Украины вполне на законных, конституционных основаниях. Мало того, нигде в Конституции ничего не сказано про 2017-й, 2025-й или какой-то еще год. Украина и Россия вправе продлевать соглашение о пребывании Черноморского флота на любой срок, в любое время. Соглашения по Черноморскому флоту могут быть автоматически пролонгированы, если со стороны Украины и России не будет каких-то препятствий и претензий друг к другу.
Так что в этом смысле вполне закономерным и логичным является тот факт, что Россия отвечает постоянным отказом на призывы тех или иных украинских политиков начинать обсуждение условий вывода ЧФ после 2017 года. Если до 2017 года не будет официальных требований убрать этот флот по окончании срока соглашения, они могут быть автоматически пролонгированы. Так что в этом плане Россия, конечно же, не будет обсуждать данных условия вплоть до 2016 года.
Читатель «Обозревателя»: В чём именно исключительность Черноморского флота (если быть точным, то флотилии двадцатилетних кораблей), чтобы в Украине согласились пойти на нарушение Конституции Украины? Может, стоит провести референдум в Украине по этому вопросу?
Владимир Корнилов: Можно, в конце концов, проводить и референдум по данному вопросу, но присутствие военных баз на территории той или иной страны не решается путем референдумов или даже решениями каких-то местных судов. Давайте представим, что на Кубе будет проведен очередной референдум по присутствию базы Гуантанамо. И что, американцы после этого референдума выведут свои войска с территории Кубы? Часто ссылаются на решения тех или иных районных, городских, областных судов – по маякам, гидротехническим сооружениям, навигационным объектам. Вы не представляете, сколько было решений кубинских судов по базе Гуантанамо, но разве такие вопросы решаются местными органами юстиции? Данные вопросы решаются исключительно межгосударственными, двусторонними переговорами. И больше инструментов для решения данных вопросов нет. Есть межгосударственный договор, межгосударственное соглашение между Россией и Украиной. Их должны выполнять и Россия, и Украина. Если кто-то хочет изменить условия данных соглашений, есть процесс переговоров, который длится очень тяжело на протяжении всех годов независимости Украины, но, тем не менее, этот процесс продолжается. И других инструментов для решения данных вопросов никто не может придумать или посоветовать.
«Обозреватель»: То есть, взаимоотношения Украина-Россия Вы приравниваете к взаимоотношениям Куба-США
Владимир Корнилов: Нет, я не приравниваю взаимоотношения Украина-Россия к взаимоотношениям Куба-США. Можно приводить массу примеров. Я привел самый яркий пример. Вы не представляете, сколько было споров у Китая по поводу Гонконга с Великобританией. Мы видим, что путем долгих двусторонних соглашений львиную долю вопросов удалось урегулировать. Можно сравнить отношения Россия-Украина с отношениями Великобритании нынешнего Китая. Но я все-таки думаю, что между Россией и Украиной никогда не дойдет до стадии таких взаимоотношений, какие сейчас имеются между США и Кубой.
«Обозреватель»: Если Украина пойдет на уступки?
Владимир Корнилов: Я думаю, что и Россия пойдет на уступки. Мы пойдем на взаимовыгодные соглашения. Я в это верю. Сейчас пока что на уступки никто не идет – ни Украина, ни Россия. Потому что отношения между Россией и Украиной доведены до низшей точки развития. Но при этом и Россия, и Украина обязаны выполнять все условия двухсторонних соглашений. Это общемировая практика. Это касается и взаимоотношений США и Кубы, это касается и взаимоотношений США и Японии, это касается и взаимоотношений Великобритании и Кипра, например.
Я говорю об общемировой практике.
«Обозреватель»: Можно ли сказать так: Украина должна согласиться на условия России, либо пеняйте на себя?
Владимир Корнилов: Что касается 2017 года, то я уже сказал в самом начале: данные вопросы будут решаться, и я уверен, они будут решены в двустороннем формате переговоров между Россией и Украиной. При этом Россия, я уверен, будет вырабатывать приемлемые, выгодные для Украины формулы, касающиеся экономического сотрудничества, стоимости аренды и т.д. При чем тут «пеняйте на себя» - я не совсем представляю.
Читач «Обозревателя»: Чим швидше російський флот повернеться до Росії, тим швидше стабілізується ситуація в Криму. Ви все не можете взяти до тями, що ви гості в Севастополі. Уявіть собі, що ви прийшли до мене в гості, а потім сказали: "Мені тут подобається, я буду тут жити". Як ви вважаєте, що б я вам відповів би?
Владимир Корнилов: Наверное, это сторонник господина Тягныбока, потому что, чуть ли не дословно Тягныбок недавно говорил в эфире на одной из телепрограмм. Притча о дядьке, который пришел в Севастополь, может несколько иначе интерпретироваться. Если мы говорим об истории Черноморского флота, то давайте вспомним, кто куда пришел. Черноморский флот вошел в дикую бухту, флот основал город. Все первые постройки были связаны исключительно с флотом, и день основания Севастополя – это день, когда был заложен порт, был заложен домик командующего флота и часовенка.
Я говорю о том, что этот город основал Черноморский флот, а потом по какой-то причине товарищ Хрущев передал Крым Украине. Т.е. Украина пришла в город, который был основан Черноморский флотом, и сказала: «Я тут буду жить». При этом сейчас Черноморскому флоту говорят, что вы тут гости. Но какие же моряки ЧФ гости в городе, который они основали? Они полноправные хозяева.
Читатель «Обозревателя»: А для чего в Крыму дислоцирована морская пехота ЧФ. На кого и куда десант готовим?
Владимир Корнилов: Мы видели, как эта морская пехота была задействована на Кавказе. Флот без морской пехоты в современных условиях, по-моему, лишен смысла. Именно морские пехотинцы Российской Федерации спасали от голода. Они доставляли продукты в порт Поти во время гражданской войны в Грузии. Сейчас в Грузии об этом предпочитают умалчивать, что Черноморский флот, расположенный в Севастополе, спасал грузин от голода, причем, тогда украинские власти тоже пытались препятствовать этой гуманитарной миссии.
«Я не сомневаюсь в том, что Черноморский флот и Севастополь – это неразрывные части одного целого. Я не мыслю город Севастополь без Черноморского флота, а Черноморский флот – без Севастополя».
Полную стенограмму пресс-конференции читайте здесь
Тематические видеоцитаты Владимира Корнилова:
Владимир Корнилов: «Условия аренды ЧФ могут быть изменены уже сейчас»
Владимир Корнилов: «Черноморский флот не может существовать без своей пехоты»
Владимир Корнилов:«Реальные угрозы для целостности и независимости Украины лежат внутри Украины а не во вне её»Владимир Корнилов:«Я не сомневаюсь в том, что ЧФ будет сохранен в Севастополе после 2017-го года»