Мертворожденная революция
Еще несколько недель назад сообщения из Молдовы живо напоминали украинским гражданам ощущения «дежавю» пятилетней давности. Беспорядки после выборов, толпы радикально настроенной молодежи на улицах, осада правительственных зданий… А когда митингующие разгромили администрацию президента и парламента – казалось, вот она - новая «цветная революция»! Тем более, что после победоносных триумфов в Сербии, Грузии, Украине их шествие мягко говоря, сильно застопорилось – в результате столь же знаковых провалов в Белоруссии, Азербайджане, Узбекистане. И, наконец, России – где несмотря на все усилия разрозненных «правых», последним не удалось замутить даже мало-мальски заметного «брожения» в массах. Во всяком случае, даже дальневосточные митинги против фактического запрета на импорт бэушных японских иномарок были масштабнее на порядок, нежели малолюдные протесты против режима Путина-Медведева внутри Садового Кольца Москвы.
Но уже в процессе наблюдения за происходящим у соседки Украины становилось ясно, что на полноценную «цветную революцию» оно явно не тянет. Дело даже не в том, что результаты довольно таки разрозненной оппозиция по итогам выборов не шли ни в какое сравнение с таковыми у фаворитов-коммунистов. Подобные соображения в таких акциях в расчет обычно не принимаются – речь ведь идет не о формальной демократии (один человек – один голос) а о демократии «майданной». Которая, вспоминая исторический опыт, по сути является демократией «вечевой», когда в принятии решений имело не количество сторонников того или иного варианта – а их активность. В древнем Новгороде, например, победившая сторона определялась по громкости крика – а то и по способности (и готовности) утопить в Волхове максимальное количество своих противников.
Так и в Молдове начальные предпосылки, вроде бы, соответствовали вышеупомянутому «вечево-майданному» принципу. Задолго до объявления итогов голосования оппозиция (как когда-то Виктор Андреевич) объявила победителем себя – а власть, соответственно, авансом обвинила в массовых фальсификациях. Хотя, по оценкам молдавских аналитиков, если кто и был виноват в провальных для либералов результатах – так это их же электорат из молодежи. Дескать, в теплое погожее воскресенье юноши и девушки по большей части уехали на природу жарить шашлыки, предоставив голосование своим родителям и бабушкам. Верующие, кстати, не без оснований могут найти в данном эпизоде и элементы «Божьей кары» - за нарушение самого строгого в Православии Великого Поста в стране с преобладающе православным населением. Попостились бы пару неделек до Пасхи, вместо поездок за город сходили на избирательные участки – глядишь, и не пришлось бы так разочаровываться в столь провальном проигрыше на выборах.
Но дальше уже начались фатальные для организаторов манифестаций различия с победоносным югославско-грузинско-украинским опытом. Для начала обращает на себя внимание просто невероятная трусливость «протестантов» из числа крупных оппозиционных политиков. Власть заколебалась – они переходят в наступление: «Даешь не простой пересчет бюллетеней, а новое голосование». Власть топнула ножкой, арестовав самых активных погромщиков госучреждений – оппозиция сразу в кусты: «Не виноватые мы, это ж просто детишки расшалились, что с них возьмешь, а так мы тоже за закон и порядок». Право, когда ведомая Тимошенко толпа ломилась в окна Верховной Рады в декабре 2004 года, Юлия Владимировна хоть не открещивалась от своей роли в возглавлении этой сомнительной акции.
Даже и временную победу над властью, выразившуюся в захвате правительственных зданий, горе-революционеры не смогли конвертировать в нечто большее. Пока силы правопорядка худо-бедно сдерживали натиск митингующих, оппозиционерам в рядах полиции (как когда-то и в Киеве) чудились «российские спецназовцы». Готовые утопить восстание в крови – как только «антинародный режим» даст отмашку на это. Но стоило разгоряченной толпе ворваться в помещения (после чего она, вместо декларации о взятии власти, занялась банальным воровством компьютеров и прочей дорогой оргтехники) – и тон выступлений вновь меняется. Дескать, это власть сама спровоцировала белых и пушистых защитников демократии на вандализм и мародерство – и чуть ли не за ручку привела их громить государственные офисы. Думается, такие полярные метания не сильно умножили авторитет «кишиневского майдана» - в глазах и местной, и международной общественности.
Позиция Запада: молчание – знак согласия
Вообще, «международная составляющая» является одним из наиболее определяющих в победе классической «цветной революции». Начинается все с непризнания честности выборов наблюдателями Евросоюза и США, созданием соответствующего информационного фона – а заканчивается угрозами местной неугодной власти применить против нее действенные экономические санкции. Например – заморозить банковские счета правительственных чиновников и многочисленного сонма их родственников в западных банках, накопленных, ясное дело, отнюдь не из официальных зарплат. Говорят, именно этот фактор сыграл решающее значение в отказе режима Кучмы от применения силы на Майдане.
Впрочем, и это «абсолютное оружие» нередко дает «осечки». В случае, если истеблишмент страны не поддавался массовому постосоветскому мифу о «надежности» западных банков в плане хранения банковской тайны – как это имело место в Белоруссии. А также когда банковский шантаж боялись применять из-за силы правящей элиты (как в России), или ее нужности, как минимум, для части западных держав (как в Азербайджане).
Однако, Запад, судя по всему, просто не знал – как ему относиться к происходящему в Молдове. С одной стороны, там правят, вроде бы, коммунисты – но такие, которые постоянно подчеркивают свои евроинтеграционистские устремления. И давно уже отказались от марксистских заморочек, вроде «диктатуры пролетариата» или всеобщей национализации. С Москвой, правда, Кишинев тоже начал налаживать в контакты в последнее время – да и из ГУАМа практически вышел, не говоря уже о подчеркнуто нейтральном отношении к НАТО.
Ну так кому этот ГУАМ с НАТО нужны – кроме как Вашингтону с его глобальными амбициями единственной сверхдержавы – для чего им и создавался антироссийский пояс из недружественных Кремлю режимов? Европейцев же от срежиссированных за океаном газовых игрищ только трясет – в прямом смысле слова, когда в трубе заканчивается «голубое топливо». Так что Евросоюзу гораздо сподручнее пользоваться более старой, хотя и тоже вполне американской «доктриной Бжезинского». Также предусматривающего вокруг России «пояс» – но не «натовских», а нейтральных государств, пусть и с преобладающе прозападными симпатиями.
Да и президенту Обаме ныне не до былых наполеоновских планов его предшественника Буша – дай Бог с экономическим кризисом справиться. Косвенно об этом можно судить, например, по эпизоду с задержанием в Украине одного из вождей кишиневского «майдана» миллиардера Габриэля Стати. Как известно, в связи с закрытием границ Молдовы и Румынии «молдавский Ходорковский» не нашел ничего лучшего, как «уходить в эмиграцию» через территорию нашей страны. Однако украинские спецслужбы сработали на редкость оперативно - и беглеца задержали по запросу кишиневских правоохранителей.
Но дальше два дня разыгрывалась форменная комедия – Генпрокуратура задержала выдачу арестованного под смехотворным предлогом того, что, дескать, необходимо выяснить, не совершал ли Стати преступлений на украинской земле. И правда – молдавскому нуворишу делать было нечего, как только безобразничать на территории сопредельного государства. Да еще так, что об этом до сих пор никто ничего слыхом не слыхивал. Назывался даже и предполагаемый срок проверки – несколько месяцев. И вдруг проверку быстро свернули – и таки выдали опального олигарха в руки его врага – другого не менее богатого молдавского олигарха, президента Михаила Воронина. Можно только догадываться, насколько оживленная переписка между улицей Банковой и Госдепом США шла эти два дня. На тему - не обидится ли Вашингтон, если Киев выдаст на расправу «преступному режиму» «революционного лидера»? Пока не выяснилось, что сии вопросы Америке ныне «до лампочки». Видимо, режим не такой уж и преступный, а оппозиционер – не такой уж невинный мученик. И контролируемая Ющенко Генпрокуратура быстренько выполнила свои функции.
Этот назойливый «старший брат»…
Впрочем, похоже, что в солидарной позиции Европы, США и Украины, которые фактически «сдали» молдавский «майдан» сыграл важную роль еще один фактор – геополитический. Выразившийся, кстати, и в том, что нынешние события в Молдове не финансировались привычными спонсорами, на манер «Фонда Сороса» и других НПО. Спецификой кишиневской заварухи было требование довольно интересного «пути в Европу» – через слияние с сопредельной Румынией, уже входящей в ЕС. Вместо предлагаемой нынешней властью «эволюционной» евроинтеграции с сохранением независимости.
Собственно, «ползучий аншлюс» и так длился уже больше десятилетия – гражданам Молдовы Бухарест разрешил получать румынские паспорта. А Кишинев до поры до времени этому не очень возражал – терпя «двойное гражданство» для сотен тысяч сограждан. Ну а когда на деньги семейства Стати митингующие сорвали с флагштока знамя свой страны, водрузив на его место флаг Румынии – стало ясно, что стабильно долго такая ситуация продолжаться не может. Либо – независимая Молдова, либо – «Великая Румыния». Так что реакция молдавских властей по закрытию границ с самозванным «старшим братом», высылка румынского посла выглядит хоть и резкой – но вполне оправданной. Хотя, как знать - быть может, и слишком запоздалой…
Во второй части статьи будет подробнее рассмотрена история «Великой Румынии», значение этой идеологии для Молдовы и ее соседей, включая Украину.