В условиях спровоцированной мировым финансовым кризисом паники на фондовом рынке для многих компаний приобретает смысл реализация программы обратного выкупа своих ценных бумаг на открытом рынке. Обратный выкуп (buy-back) обычно происходит в случае, когда акции компании являются недооцененными. Такая мера уменьшает количество акций, находящихся в обращении, и, как следствие, увеличивает показатель «доход на акцию» (EPS), повышая рыночную стоимость бумаг, оставшихся у акционеров компании.
Главные риски при проведении buy-back состоят в последующем спекулятивном подъеме котировок акций, в результате чего теряется всяческий смысл выкупа бумаг. Именно потому компании, которые заинтересованы в проведении buy-back, стараются не озвучивать свои планы. В этом контексте «разговорчивость» руководства компании Ferrexpo, контролируемой народным депутатом от БЮТ Константином Жеваго, относительно намерений реализовать buy-back, провоцирует тревожные подозрения.
Вопрос обратного выкупа акций Ferrexpo включен в повестку дня запланированного на 19 мая 2009 года собрания акционеров компании. Согласно планам руководителей Ferrexpo, предполагается buy-back до 10% акций этой компании, котирующихся на Лондонской фондовой бирже (LSE). Впоследствии эти активы смогут либо продать, либо аннулировать, либо раздать сотрудникам компании в качестве «поощрения». При существующих рисках проведения такой операции ситуация выглядит неоднозначно. Есть основания предполагать, что на самом деле с помощью buy-back Жеваго намеревается достичь вовсе не официально заявленных целей. И вполне вероятно, что сейчас бизнесмен всего лишь дает развитие начатому еще осенью прошлого года «проекту» по концентрированию средств компании в своих руках.
Как известно, 25 октября 2008 года Константин Жеваго занял пост Генерального исполнительного директора компании Ferrexpo. Обладание контрольным пакетом акций Ferrexpo (51% активов компании принадлежат бизнесмену через его компанию Fevamotinico) позволяло ему осуществить подобный шаг, однако, не оправдывало допущенные при назначении на должность нарушения законодательства Украины. Назначая себя на руководствующий пост, Жеваго не посчитал нужным посоветоваться с другими акционерами компании, и проигнорировал тот факт, что депутатский статус не позволяет ему возглавлять организацию, деятельность которой нацелена на получение прибыли. По закону после вступления в должность Генерального исполнительного директора компании Ferrexpo, Жеваго должен был в течение 20 дней (то есть - до 15 ноября 2008 года) сложить свои депутатские полномочия. Однако, ожидаемого шага от Жеваго так и не последовало, вследствии чего появились основания заключить, что бизнесмен занимает пост незаконно. И так - уже 5 месяцев.
Следует заметить, что назначивший «себя любимого» главным управленцем Ferrexpo Жеваго, до этого абсолютно не интересовался управлением компании. При таких обстоятельствах, в день осуществления кадровых ротаций в руководстве Ferrexpo ее инвесторы отреагировали вполне адекватно, начав выводить средства из компании, акции Ferrexpo обесценились сразу на 25%. Это заметно ухудшило и без того неважное положение компании. Нужно заметить, что причиной «спонтанного» решения владельца контрольного пакета Ferrexpo назначить себя гендиректором компании считалось резкое ухудшение состояния его бизнеса. Подтверждением такого положения вещей была информация о том, что из-за кризиса компания Ferrexpo приостанавливает свои инвестиционные проекты. Красноречивым свидетельством того, что дела у Жеваго из рук вон плохи была и неутешительная статистика убыточности горнодобывающего производства его компании, спровоцированной кризисом в металлургической промышленности. В такой ситуации обратный выкуп акций Ferrexpo вполне логично расценивать как попытку Жеваго любой ценой поправить материальное состояние. Причем, свое личное. И самое главное – за счет других акционеров Ferrexpo!
О том, что Константин Жеваго вряд ли настроен проводить buy-back в интересах остальных акционеров Ferrexpo можно подумать исходя из того, что запланированный им обратный выкуп ценных бумаг компании сводиться к покупке акций за счет средств самой Ferrexpo. Здесь следует заметить, что 49% активов компании не принадлежит господину Жеваго (как упоминалось, он владеет контрольным пакетом через свою частную структуру), а это значит, что бизнесмен рассчитывает приобрести акции на открытом рынке фактически за счет миноритарных акционеров Ferrexpo. Поскольку же, котирующиеся на Лондонской фондовой бирже акции Ferrexpo собираются выкупить у принадлежащей именно Жеваго компании Fevamotinico, это значит, что принадлежащие остальным акционерам Ferrexpo средства перекочуют в карман депутатствующего бизнесмена. Пост Генерального исполнительного директора Ferrexpo в этом случае пришелся Жеваго как нельзя кстати, поскольку именно на этой должности бизнесмен в силах обеспечить себе необходимые «козыри» при осуществлении такой недобросовестной сделки.
Полученные от акционеров Ferrexpo средства вполне пригодились бы Жеваго для финансирования самых кризисных направлений бизнеса. Например, сейчас как никогда в материальной помощи нуждается принадлежащий Жеваго банк «Финансы и Кредит». О состоянии его дел можно судить по тому, как 18 марта 2009 года в банке официально обратились за помощью к государству, а 24 марта собрание акционеров этого банковского учреждения подтвердило необходимость такого шага. Правда, государство дало понять, что помогает из госбюджета только тем банкам, в которых введена временная администрация. Жеваго такой вариант явно не подошел, а потому ему пришлось искать других путей финансового оздоровления «Финансы и Кредит».
Банку Жеваго действительно жизненно необходим «спасательный круг». На сегодняшний день тот факт, что 25% кредитного портфеля банка – в деньгах около 3,75 миллиардов гривен - составляют ипотечные кредиты, половина из которых обещает перейти в разряд безнадежных, заставляет переживать за дальнейшую судьбу этой банковской структуры. Эксперты считают, что в таком положении принадлежащее Жеваго финансовое учреждение может спасти только оперативное финансовое подкрепление, минимум в 3,5 миллиардов гривен. Усугубляет положение банка Константина Жеваго и то, что международное рейтинговое агентство Moody's понизило рейтинги банка «Финансы и Кредит» с уровня B1/B2/E+/Aa3.ua до уровня Caa2/E/B3.ua. - до фактически дефолтного уровня. Агентство объяснило такое решение тем, что банк провалил расчеты по привлеченному от Raiffeisen Zentralbank, Standard Bank и VTB кредиту на сумму 70 млн. долларов, погасив только 5% от суммы займа. В таком контексте обратный выкуп акций Ferrexpo определенно расценивается не иначе, как акцией спасения «Финансы и кредит» от неминуемого дефолта. При этом, начиная с 16 апреля, господин Жеваго оказывает неприкрытое давление на руководство Нацбанка – требует провести рекапитализацию банка «Финансы и кредит» в обход существующих норм.
Особого внимания заслуживает то, что при возможном buy-back Жеваго планирует продавать свои акции Ferrexpo по неоправданно завышенной цене. Речь идет о стоимости акций в 2008 году, когда до начала осени стоимость ценных бумаг Ferrexpo была намного выше нынешней. В первом полугодии 2008 года цена акций Ferrexpo на Лондонской бирже колебалась в пределах 4,52-5,08 фунтов стерлингов за акцию. Теперь же цена акции Ferrexpo не дотягивает до 0,65 фунта. Однако, Жеваго рассчитывает использовать среднюю цену за год, в результате чего принадлежащие ему коммерческие структуры продадут акции Ferrexpo по цене3,62 фунта за акцию - примерно в шесть раз дороже их реальной «кризисной» стоимости.
В случае удачного проведения buy-back владелец Ferrexpo Константин Жеваго смог бы не только поправить финансовые дела «Финансы и кредит». Как упоминалось, руководство Ferrexpo одним из вариантов использования выкупленных через buy-back акций компании рассматривает использование этих ценных бумаг для поощрения работников компании. Константин Жеваго в этом случае - работник Ferrexpo, а это значит, что он может получить «в подарок» часть выкупленных акций. Поскольку, при этом, Жеваго еще и «руководство», складывается впечатление, что такое «поощрение» было изначально задумано в его личных интересах. В итоге, и деньги по сделке обратного выкупа получит, и пакет акций на «личном балансе» возрастет! Такой вот buy-back «по-украински» мог бы получиться у Константина Жеваго. Правда, однозначно утверждать то, что обратный выкуп акций Ferrexpo планируется бизнесменом именно из таких соображений, пока что слишком рано. В нынешнем критическом положении текущих дел Жеваго, обусловленном затянувшимся спадом производства в горно-металлургическом секторе, и простоем на рынке экспорта металлопродукции, перспективы Ferrexpo туманны. А потому просто невозможно предугадать, каким именно образом Константин Жеваго решиться спасать свой бизнес.
Особенности buy-back по-украински