На зависть доктору Геббельсу
24 июня президент Медведев издал указ «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах». Смысл указа в том, что некоторые теле- и радиоканалы должны присутствовать в каждом доме. «В будущем в Германии будет организована проволочная радиосвязь, это очевидно. Ибо ни одно разумное правительство не позволит отравлять свой собственный народ», — считал большой поклонник вертикали власти Адольф Гитлер*. У Гитлера не получилось. Зато у нас получится!
Нет, конечно, лавры первопроходца в деле массовой пропаганды принадлежат не Медведеву. Он не основатель и даже не продолжатель этого славного дела. Он его реаниматор. Уже казалось, умер Агитпроп, и безвозвратно, но нет — в умелых руках и при политической воле все возможно. Разве у нас не разумное правительство, которое никому и никогда не позволит отравлять народ?
Речь идет о восьми телекомпаниях и трех радиоканалах. В список привилегированных телеканалов вошли «Культура», Детско-юношеский телевизионный канал (на базе каналов «ТелеНяня» и «Бибигон»), канал «Спорт», «Первый канал», «Петербург — 5 канал», «Вести», «Россия» и НТВ. В список радиканалов вошли три станции: «Вести ФМ», «Маяк» и «Радио России».
Тяжеловесное и маловразумительное название указа не должно вводить в заблуждение. В указе два ключевых слова: «обязательные» и «общедоступные». Обязательными каналы будут «для распространения на всей территории Российской Федерации», говорится в указе. Общедоступными они будут по одной простой причине — деньги за передачу эфирного сигнала будут брать из государственного бюджета.
В указе лукаво утверждается, что каналы эти будут «бесплатными для потребителей». Это, разумеется, обман. Деньги за доступ к избранным каналам платить будет именно потребитель, но не в виде абонентской платы, а в виде налогов. Различие здесь только в том, что, покупая абонемент, потребитель выбирает себе каналы сам, а выплачивая налоги на содержание каналов и их ретрансляцию, он доверяет этот выбор правительству. Или не доверяет, что, впрочем, уже никого не интересует. Президент Медведев сам решил, какие каналы хорошие и заслуживают государственного обеспечения, а какие обойдутся. И сделал он это, конечно, «в целях обеспечения свободы массовой информации и создания условий для получения населением социально значимой информации». В самом деле, что же «населению» самому выбирать, какие каналы смотреть и слушать, если за него это может решить г-н Медведев!
А какие блистательные рекламные перспективы открываются для теле- и радиокомпаний, получивших возможность бесплатной ретрансляции по всей России!
Из 11 каналов восемь принадлежат ВГТРК — Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. Остальные три канала правительство контролирует неформальным образом. Задача превращения средств массовой информации в средства массовой пропаганды практически не скрывается. В значительной мере это уже произошло. Остались вопросы чисто технические: как накрыть этим пропагандистским ресурсом всю страну, каждого живущего в России человека?
В истории подобное уже случалось. «Радио в каждый дом!» — таким был один из девизов немецких нацистов. Летом 1933 года 28 радиозаводов Германии в обязательном порядке начали работы по созданию простого, дешевого и добротного радиоприемника. Такой приемник был создан, в народе его называли «мордой Геббельса».** «Массовый приемник» был рассчитан на прием лишь местных радиостанций. Чтобы у любопытных граждан не было искушения послушать что-нибудь не местное, власти издали закон, по которому запрещалось прослушивание зарубежных голосов. Злоумышленников обвиняли в измене Родине и наказывали концлагерем, тюрьмой или исправительными работами. К концу 1939 года в Германии было уже более 35 крупных радиоцентров и 70% немецких домов были радиофицированы. Число радиослушателей с 1933 по 1943 год возросло с 4 до 16 миллионов. Нацистское Министерство народного просвещения и пропаганды, возглавляемое доктором литературы Гейдельбергского университета Йозефом Геббельсом, полностью контролировало содержание всех радиопередач. Усилия Геббельса на ниве тотальной пропаганды позволили нацистам консолидировать немцев под лозунгами нацизма, но, в конечном счете, не спасли национал-социализм от глобального поражения.
В СССР коммунисты подошли к решению задачи тотальной пропаганды, как это ни странно, более основательно, чем немецкие нацисты. В 1925 году ЦК РКП(б) приняло постановление «О радиоагитации». Радиовещание было поставлено под партийный контроль. Была создана специальная Радиокомиссия для политического руководства радиовещанием. С 1927 года планы всех программ и передач в обязательном порядке просматривались партийными комитетами. С 1933 года началось создание проводного радиовещания, которое позволило полностью контролировать самый массовый способ получения информации в те годы. Радиоточки появились практически в каждом доме.
Советской школе радиопропаганды позавидовали нацисты. Когда в 1942 году Гитлер посетил свою ставку на Украине и узнал, что здесь в каждой избе есть радиоточка, он сказал: «Советы не только вовремя оценили значение радиовещания, но и осознали, какую опасность оно в себе таит». Опасность эта, которую вовремя осознал Сталин и с запозданием — Гитлер, состояла в возможности слушать зарубежное радио. Проводное радиовещание это исключало. К счастью, ни повальная радиофикация, ни другие ухищрения советской пропагандистской машины не смогли уберечь коммунистическую систему от краха в конце 80-х годов.
Концентрация медийных ресурсов в руках государства и в целях государственной пропаганды — дурной знак. Это свидетельство опасной деформации режима. Увы, в сегодняшней России это уже далеко не единственный признак поворота к авторитаризму. Следующим логическим шагом станет ограничение доступа в Интернет. Для начала — под предлогом заботы о подрастающем поколении или сохранении общественной нравственности, затем — без всяких предлогов. Не зря же доктор Геббельс говорил, что совершенно не важно, прилично выглядит пропаганда или нет, «важно, чтобы она вела к успеху — вот и все».
-----------------------------------
*Олег Пленков. «Третий рейх»
** Валентина Жолквер-Краснопольская. Радиополитика и радиопропаганда в Третьем рейхе
«Ежедневный журнал»