Для Украины уже становится традицией быть замеченной в скандалах, связанных с торговлей оружием. До сих пор в ходе выяснения обстоятельств таких ситуаций, как с «Фаиной», или продажей танков Грузии, Киеву удавалось всеми правдами и неправдами «замять» тему, поскольку, руководству государства на ум приходили нужные слова. Дар красноречия наших лидеров в таких случаях был той самой палочкой-выручалочкой, которая спасала всю страну от позора, связанного с активным распространением Украиной «смерти» на мировом черном рынке. Однако в таком духе можно было оправдываться лишь до поры до времени.
Очередное, неприятное для нашей страны «оружейное» происшествие с задержанием набитого оружием украинского самолета АН-12 в Нигерии, украинская власть сейчас «отрабатывает», прямо скажем, не ахти как убедительно. После того, как стало известно о том, что 18 июня на нигерийских просторах совершил вынужденную посадку украинский авиатраспорт, набитый 18 контейнерами с пока еще не идентифицированным оружием, представители Украины по привычке начали опровергать причастность «Укрспецэкспорта» к данной перевозке. В самой госкомпании поспешили заявить, что «Укрспецэкспорт» и ее дочерние предприятия не имеют ни малейшего отношения к грузу, который находится на борту задержанного самолета. Кроме того, появилась так называемая «версия СМИ» о том, что АН-12 мог лететь не из Украины, а из Загреба, позволяющая несколько размыть утверждения о том, что самолет вез оружие именно от нас. В «Укрспецэкспорте» живо ухватились за эту «ниточку», и в конце концов заявили о том, что при вылете из Украины в данном самолете оружия не было вообще, и «стволы» принадлежат Хорватии.
Принимая во внимание то, как к событию с задержанием украинского АНа относятся сами нигерийские власти, можно прийти к мысли, что украинская сторона чересчур болезненно отреагировала на произошедшее. Оказалось, что Нигерия не выдвинула экипажу самолета никаких претензий, члены экипажа лишь находятся в отдельном помещении на территории аэропорта и при этом обеспечены всем необходимым. Полиция африканского государства всего-то пытается разобраться в том, кто именно отправил смертоносный груз в Экваториальную Гвинею (именно туда был направлен рассекреченный «оружейный рейс»). Там пытаются все сделать в соответствии с предписаниями ООН относительно распространения вооружений в мире, а потому задержание опасного груза и разбирательства скорее всего в Нигерии воспринимают как обычную процедуру выяснения обстоятельств его перевозки.
Такая позиция нигерийцев и то, что представители «Укрспецэкспорта» пытаются переложить ответственность за перевозку на хорватов, заставляет задуматься – что-то здесь не так. Поводом же отнестись с куда большим недоверием к официальным комментариям Киева стал «посыл» Секретариата Президента Украины в контексте проблемной темы. Пресс-секретарь Президента Ирина Ванникова на брифинге в понедельник первым делом подчеркнула, что военный груз, задержанный в Нигерии, не имеет никакого отношения ни к «Укрспецэкспорту», ни к Украине. По сравнению с тем, о чем она говорила в дальнейшем, лучше бы ограничилась этой стандартной «отмазкой». Все сказанное Ванниковой со ссылкой на слова Президента свидетельствовало не о чем ином, как о легкой панике Гаранта в связи со случившимся. Проанализировав комментарии СП, можно было понять, что у Президента спутаны мысли по этому поводу, будто Виктора Андреевича поймали на горячем.
Госпожа Ванникова, как бы невзначай, в контексте заданной темы заметила, что Экваториальная Гвинея не принадлежит к странам, на которые наложены санкции ООН относительно перевозки вооружений. Фактически, звучало это как своеобразное оправдание несанкционированной «Укрспецэкспортом» транспортировки 18 контейнеров зла. Любопытно, зачем это было делать, если виноватой уже пытаются сделать Хорватию? Любой здравомыслящий человек в таком случае согласится с тем, что говорить одновременно о непричастности госмонополиста на рынке торговлей оружием к злополучной нигерийской перевозке, и о том, что доставка военных грузов в Экваториальную Гвинею не попадает под соответствующие санкции ООН, было нелогично. Дальше – больше. Пресс-аташе Ющенко сказала следующие слова: «Президент предостерегает отдельных украинских политиков от разыгрывания карты с так называемой незаконной торговлей оружием со стороны Украины. Украина имеет жесткие нормативы в этой сфере и жестко придерживается соответствующих международных требований». Принимая во внимание свободный статус Экваториальной Гвинеи в вопросе торговли оружием, после таких слов просто невозможно было не прийти к мысли о том, что в Нигерии засветилось не что иное, как очередная «неофициальная» сделка «Укрспецэкспорта» по продаже оружия. Президент при этом, как главный «куратор» деятельности этой ГП, естественно, представляется одним из заинтересованных в сделке лиц.
В свое время факт наличия у «Укрспецэкспорта» «теневых» финансовых потоков, само собой, существующих за счет неофициальной распродажи оружия, подтвердила Юлия Владимировна Тимошенко. Еще в первый премьерский срок, в своих поучениях руководства компании она имела неосторожность обмолвиться, что теневую торговлю следовало бы сделать максимально прозрачной. Таким образом, выяснилось, что Украина таки подрабатывает на мировом черном рынке вооружений. Впоследствии только закрытый статус «Укрспецэкспорта» и президентская опека не позволили дальнейшему развитию данной темы.
Кстати, о заинтересованности в успешной торговле «Укрспецэкспорта» самого Виктора Андреевича – с 2005 года должность гендиректора ГП занимает Сергей Бондарчук, который проявил себя лоббистом интересов Президента в компании. Этот господин сменил своего предшественника – Валерия Шмарова – при весьма интересных обстоятельствах. Шмарова уволили по итогам расследования Генпрокуратоурой уголовного дела по факту незаконной продажи «Укрспецэкспортом» нескольких крылатых ракет в одну из ближневосточных стран. А вот как только компанию возглавил Бондарчук, внимание правоохранительных органов к деятельности оружейного монополиста мгновенно остыло, и до сей поры ими не выявлено ни одного нарушения в сфере торговли оружием.
Кроме того, когда в 2007 году между тогдашним премьером Виктором Януковичем и Президентом разразилась «потасовка» на почве выяснения того, кому должен подчиняться «Укрспецэкспорт», Бондарчук прямо заявил - компания должна быть подотчетна Президенту и только Президенту, поскольку якобы изменение его статуса может негативно отразиться на военно-техническом сотрудничестве с зарубежными партнерами. Таким образом, глава «Укрспецэкспорта» фактически «сдал» своего хозяина, поскольку настоял на президентской гегемонии в ГП, несмотря на то, что согласно Конституции и законам Украины организация деятельности компании может осуществляться исключительно Кабинетом Министров Украины.
Вот такие причинно-следственные обоснования можно дать нынешним сбивчивым и путанным комментариям Ющенко относительно ситуации с задержанием набитого оружием украинским самолета в Нигерии. У Виктора Андреевича явно сдают нервы, судя по тому, что ведет он себя как в той поговорке о воре, на котором шапка горит.
Oligarh.net
Нигерийский прокол «оружейного барона»