Зачем Ющенко идет в президенты?

Зачем Ющенко идет в президенты?

Если пять лет назад кандидат Ющенко, заявивший на Певческом поле о том, что «Ющенко йде в президенти!», вдохновил миллионы, то сегодня пространные тезисы утратившего свой внутренний блеск, но отнюдь не амбиции ВАЮ вдохновляют исключительно политических критиков, аналитиков и экспертов.

Возможно, автор не была бы столь категорична к Виктору Андреевичу, если бы он на последнем съезде полуживой «Нашей Украины» хотя бы попытался ее технологично реанимировать, провести работу над ошибками и сформулировать внятную стратегию и тактику. В том числе и на перспективу партии-2015, а не только на потребу кандидата-2009. Увы. Трудно искать черную кошку в темной комнате. Особенно если ее (стратегии) там нет. Поэтому вопросы остаются:

— зачем Ющенко идет в президенты, если был у руля уже пять лет и не состоялся как государственный деятель, который никогда бы не разменял стратегию реформирования страны на тактику собственного выживания во власти?

— с кем Ющенко идет в президенты, если им же «порожденная и убитая» политическая сила дышит на ладан, а некогда многочисленные соратники по Майдану активно перекладывают яйца в другие корзины?

— за чей счет Ющенко идет в президенты, если его, мягко говоря, рейтинг находится на уровне статистической погрешности и автоматически охлаждает инвесторов, занимающихся, кстати, тем же, чем и его экс-соратники по революции?

На самом деле президенту просто критично необходимо поставить эти вопросы перед самим собой. И как можно быстрее дать на них прямые ответы. Исключив при этом обволакивающее влияние придворных «гонцов с доброй вестью», давно и с головой погрузивших Ющенко в теплую ванну дутых процентов, победных прогнозов и обещанной поддержки старых заокеанских партнеров по демократии.

Зачем?

Отправляясь в неблагодарные поиски ответа по задворкам чужой души и политических амбиций, пожалуй, уже совсем не обязательно детально анализировать плодотворную политическую и государственную деятельность Ющенко. Так случилось, но большие планы Виктора Андреевича провалились, а итоги правления с легкостью систематизируются в короткие тезисы, констатирующие, что Ющенко:

а) не провел обещанные на пути в Европу политические, экономические и социальные реформы;

б) не встал над схваткой сцепившихся за власть политических элит, а принял в ней самое непосредственное участие;

в) не стал гарантом Конституции и закона, а наоборот, в числе других политических сил лично способствовал их дискредитации.

Отсюда президентский рейтинг ниже, чем у Кучмы, в который еще пять лет назад не поверил бы и самый ярый оппонент лидера оранжевой революции. Но даже после того как ВАЮ разочаровал … Януковича, не так давно на полном серьезе заявившего, что теперь он просто «обязан выполнить справедливые обещания Майдана», Ющенко в прямом и переносном смысле (на этот раз 18 июля) продолжает свое уже до смешного символическое восхождение на Говерлу.

Что им движет? Версий три.

Во-первых, непреодолимое желание остаться в политике. Действительно, согласиться на политическое забвение для еще достаточно молодого политика (а Ющенко всего 56), которому стоя (!) аплодировал весь мир, — непростая задача. Как для космонавта, который всю жизнь готовился к полету в космос, потом слетал один раз и... дальше что?.. Пенсия? Тренажеры? А почему не лекции, просвещение, «Украина -3000» или «Мистецький Арсенал»? Почему вообще не нормальная работа третьего президента Украины в третьем секторе? Но Ющенко, похоже, не готов к тому, чтобы найти себя в какой-то другой нише. Зато может оказаться вполне готов к использованию рычагов, которые теоретически можно применить в борьбе за свое политическое долголетие.

Один из таких — административный ресурс. В виде губернаторской вертикали (пусть и во многом от рук отбившейся), Минобороны (пусть и с большим скепсисом к верховному главнокомандующему относящемуся) и части СБУ (зачастую Тимошенко подмигивающей). Именно этот актив, который составляет капитализацию Ющенко и исключает «техничность» его кандидатства, может сыграть определяющую для него роль в формате довыборных переговоров. И дать ВАЮ, по прогнозам оптимистов, 5—7 процентов. А значит, совсем другой уровень переговоров при сдаче власти. Эти же люди говорят не только о серьезных личных гарантиях, которые под свои виртуальные проценты Ющенко может выбить у победителя, но даже о портфеле премьера.

В тоже время не стоит забывать, что админресурс Ющенко — это совсем не то же самое, что админресурс Кучмы, Медведчука или Януковича. И даже если Виктор Андреевич решит сыграть с Януковичем по правилам второго тура, не факт, что у него это получится. Впрочем, как и додавить досрочные парламентские выборы, на которых сегодня настаивает не столько сам президент, нуждающийся, конечно, в собственной фракции, сколько пекущееся о своем неприкосновенном будущем президентское окружение. На прошлой неделе эта тема стала предметом обсуждения закрытого совещания в «липском особняке», где креативили Дмитрий Выдрин, Анна Герман и секретарь СНБО Раиса Богатырева.

Во-вторых, возможность выгодно поторговаться с элитами до официального старта кампании. А потом, обменяв тот же доступ к админресурсу на личные гарантии, вовремя сойти с дистанции. Интересно, что в торговом ассортименте президента знающие люди называют и откровенный блеф ВАЮ по отношению к собственному известному (теперь уже не газовых, а химических кругах) спонсору.

Один депутат, пожелавший остаться неизвестным, разложил коммерческую версию буквально по полочкам: «То, что все трое так называемых демократов — Тимо­шенко (15,8%, июньские данные компании Right&Bright. — Авт.), Яценюк (12,3%) и Ющенко (2,2%) будут играть на одном поле, ясно как божий день. И если, по последним оперативным данным, «Арсе­ний» — переодически наступает на пятки Юлии Владимировне, то Виктор Андреевич мертвой хваткой вцепился в свои железные два процента. А они для несостоявшегося (официально J — Авт.) преемника ВАЮ могут стать золотыми. Да и кризис на дворе. Понятно, что давние и влиятельные спонсоры Ющен­ко тактически в нем нуждаются. Пока он сидит на Банковой и ДУСе. Но стратегически они уже вряд ли хотят рисковать и распылять как проценты их основного рейтингового кандидата от демократов Яценюка (консерватора Януковича г-н Фирташ проводит по другой смете), так и собственные ресурсы. Виктор Андреевич понимает это и не сдается. Пока. По-видимому, выторговывая за свой отказ почетное место в системе координат возможного нового президента (преемника)». Поживем — увидим.

В-третьих, «высокая жизненная и политическая миссия». По мнению большинства опрошенных «ЗН» представителей политбомонда, это и есть та самая фишка, которая стала чуть ли не основной глубинной причиной президентских амбиций Ющенко. Как оказалось, в то, что ВАЮ беззаветно верит в свою миссию, верят все. При этом никто давно не верит ВАЮ. В мире его собственных процентов и ощущений, периодически подкрепляемых лестью окружения, — он победитель. Он человек, которого не поняли. Но который, по-прежнему, имеет шанс довести до конца то, что ему начертано свыше.

Все, что начертано здесь на земле, Ющенко в силу своей внутренней харизмы просвещенного барина, а его команда — эгоистичной привычки, в расчет не берут. А зря. Ведь в Украине, где не просто числится какой-то абстрактный и безликий народ, озабоченный исключительно НАТО, УПА и Голодомо­ром, а живут вполне конкретные люди с именами, фамилиями и земными миссиями — накормить своих детей, дать им европейское образование, медицину и будущее, — высокая идеологическая миссия Ющенко оказалась невыполнимой. При этом нация не поняла своего «учителя» глобально и повсеместно — от Львова до Донецка. Дина­мика падения рейтинга Виктора Андреевича, стартовавшего в 2005 году с отметки доверия в 75 процентов (апрель 2005, Центр Разумкова), познавшего относительный всплеск электоральной любви в момент роспуска парламента весной 2007-го (32%, Right& Bright), а также в момент про­вала ПРиБЮТ в 2009-м (7,3%, Национальный центр стратегических исследований), отчетливо это демонст­рирует. Как, впрочем, и наводит на поучительную мысль о том, что, похоже, и сам ВАЮ не понял свой народ (2,2% в июне 2009 г. — Авт.).

С кем?

Уход с поста СП Виктора Бало­ги, с некоторых пор скептически настроенного в отношении президентского ремейка Ющенко, не только ослабил хватку СП в медиапространстве, но и усилил внутреннюю борьбу за лидерство в команде гаранта. Однако уже сегодня ясно, что успешно расставленные Игорем Тарасюком противовесы еще не набравшей силы Вере Ульянченко и теряющей влияние Раисе Богаты­ревой позволили главе Государственного управления делами (в народе ДУСи), выйти на первую строч­ку президентского чарта. Таким образом, некогда не раз сосватанному СМИ на пост главы СП Игорю Григорьевичу удалось убить сразу двух зайцев — нынче он имеет возможность контролировать и секретариат президента, и разворачивающийся избирательный штаб. Мы не спрашиваем — зачем ему это. Вопрос — сможет ли?

Появление на ключевых постах в СП людей не Ульянченко, а именно Тарасюка только подтверждает факт влиянияглавы ДУС. Что касается прогрессирующего заката звезды секретаря СНБО Раисы Богатыревой, то знающие люди утверждают, что причина происходящего одна: в связи с уже сделанными предвыборными ставками к персоне Раисы Васильевны заметно охладели Ринат Ахметов и Дмитрий Фирташ. И это не могло не сказаться на внутрикомандном рейтинге Богатыревой, некогда так неосмотрительно пожертвовавшей своей политической карьерой в пользу искавшеих президентской поддержки олигархов.

Однако вряд ли Игорю Тарасюку удалось бы так легко оттеснить от тела государя влиятельных стацдам, если бы не его доверительные отношения с семьей Ющенко и потенциальная возможность инвестировать в избирательную кампанию собственные средства. Начнем с последнего. По догадкам некоторых приближенных к СП людей, Виктор Балога покинул своего некогда глубоко уважаемого, но низкорейтингового патрона не в последнюю очередь из нежелания тратиться. Понапрасну. Тарасюк же, помимо одной очень популярной на пищевом рынке торговой марки, а также заводов и пароходов ДУСи (а их, в случае критического дефицита инвесторов у ВАЮ, по нашей информации, могут начать активно продавать в «свои» руки), обладает главным — уверенностью в предстоящей победе своего шефа. Так что своих цыплят и СП, и «Наша Ряба», похоже, будут считать не по осени, а по январю.

Есть еще один кадровый момент. Как ни крути, как ни разводи форматы Ющенко-2009 и Ельцин-1996, напрашиваются некоторые показательные параллели. И дело здесь не только в низком стартовом рейтинге обоих, но и в политическом одиночестве и тотальном недоверии, которые и у Ельцина, и у Ющенко вывели на первый план Семью и людей, к ней приближенных. Разница лишь в том, что Ельцин отдал бразды правления своей избирательной кампании дочери Татьяне Дьяченко официально. В украинском же варианте Екатерина Ющенко, играющая важную роль и в продвижении своих людей, и в процессе принятия решений, касающихся выборов, по традиции остается в тени. На­сколько это честно по отношению к команде президента и его будущим избирателям? Вопрос к Екатерине Михайловне, почему-то настойчиво не желающей признать очевидное. Как это произошло когда-то в России. Как это довольно часто происходит в других странах Европы сегодня.

В этой связи стоит отметить, что уже не первую неделю Виктора Ющенко консультируют три американские компании политтехнологов. В их числе знакомая на украинском политическом пиар-рынке «АПКО», некогда работающая с Виктором Медведчуком и Григорием Суркисом, а теперь занимающаяся международным продвижением украинского президента. Ее в свое время привела в СП Раиса Богатырева. Также трудится на пиарной ниве команда влиятельного в Штатах политтехнолога Джеймса Карвилла. Известно, что координирует работу американских и местных специалистов давний друг Семьи Ющенко, глава украинского филиала известной американской корпорации PBN, участвующей в президентской кампании-2004 Мирон Василик. Однако пока не ясно, кто и из каких резервов оплачивает работу столь высококлассных и дорогостоящих заморских пиарщиков. Впрочем, не совсем понятно и то, на каком основании более полутора десятков представителей чужой страны периодически заседают в офисе президента Украины на Банковой.

Для того чтобы не по слухам, а по факту разобраться с уже отмеченными выше вопросами, а также в кадрах, организационной структуре, стратегии и бюджете избирательной кампании Ющенко, мы обратились за комментарием непосредственно к Игорю Тарасюку (его Ющенко не раз в своих заявлениях в СМИ называл главой кампании). К сожалению, массив информации, добытой и сформулированной в вопросах «ЗН», которые любезно, но, по-видимому, опрометчиво, принял к изучению Игорь Григорьевич, на данный момент оказался неподъемным для рулевого избирательной кампании Ющен­ко. «У меня еще нет полномочий на публичное мнение. Да и боюсь, что если стану отвечать на ваши вопросы, то вряд ли дождусь официального назначения. Лучше потом», — сыронизировал Тарасюк и больше не выходил на связь. Таким образом, «ЗН» оставляет за собой право на первое интервью Тарасюка, уже официального руководителя кампании. В том числе и по таким общественно значимым вопросам:

— кого и в каком статусе (кроме американских политтехнологов, Веры Ульянченко и Раисы Богаты­ревой) Игорь Григорьевич приглашает на совещания в СП?

— станет ли структурной основой агитационной сети президентской кампании Ющенко партия «Наша Украина»? Если да, то каким образом штаб собирается восполнить потерю столичной организации — единственной, кто в процессе развала и недофинансирования партии в регионах сохранила мощную сеть, структуру и людей?

— или это будет пул партий, включающих УНП, «Собор», а также политический проект Вячеслава Ки­риленко и «Украинскую партию»?

— кто будет финансировать эти новые проекты — сам Тарасюк или господин Аваков? И не считают ли в штабе это обстоятельство непростительным распылением и без того скудных ресурсов кампании единого кандидата?

— возможно ли участие в финансировании кампании г-на Ах­метова, г-на Коломойского и

г-на Пинчука, которые ранее поддерживали все президентские политические проекты?

С финансированием же в штабе Ющенко с некоторых пор обнаружились проблемы.

За чей счет?

На днях состоялась встреча одной из ключевых представительниц избирательного штаба Ющенко с акционером «РосУкрЭнерго» Дмитрием Фирташем. Тема — открытие отдельной «кредитной линии» кандидата в президенты Виктора Ющенко. Однако, в подтверждение уже обозначенных нами прогнозов повышенной бережливости переживающих экономический кризис олигархов, дама вернулась с пустыми руками. Инвестор же мотивировал свой якобы временный отказ отсутствием официального решения о создании избирательного штаба, а также кандидатства Ющенко.

На самом деле этот пикантный факт ставит логическую точку в основной версии, касающейся ситуации, сложившейся вокруг президента. У Ющенко нет своей игры. Он перестал быть интересен всем. Включая электорат, основных политических игроков и инвесторов. Виктор Андреевич растерян и не знает, что ему делать дальше. По последним данным источников в СП, на закрытой встрече с участием президента и его ближайшего окружения — Игоря Тарасюка, Веры Ульянченко и главы Службы внешней разведки Украины Николая Маломужа — Ющенко выразил большие сомнения по поводу своего участия в предстоящей кампании. А на этой неделе Вера Ульянченко безотлагательно начала готовить почву для возможного отступления и заявила, что ВАЮ еще не принял окончательного решения. «Однако партия и команда, — на всякий случай уточнила Ульянченко, взрыхляя почву в противоположном направлении, — на сегодняшний день не видят другого кандидата».

Но проверенные источники намекают, что зрительные и обонятельные рефлексы СП могут быть серьезно скорректированы в ходе предстоящего визита в Украину американского вице-президента Джозефа Байдена. Да-да, того самого сенатора-демократа, главы комитета по международным вопросам, который в апреле 2007 года лоббировал в сенате принятие знакового законопроекта о всесторонней поддержке результатов оранжевой революции в Украине. И тем самым поддержал Ющенко, объявившего вендетту Кабмину Януковича и распустившего Раду.

Тем не менее мы не собираемся в этой истории походить на чокнутого вещающего «пане президенте, ваша дружина американка». Не собираемся, также указывая на его американских технологов, считать Ющенко ставленником Америки. В конце концов, Тимошенко недавно подписала контракт с российским Ситниковым, а Янукович — с американским Монофортом. Однако должны заметить, что разговоры о визите Байдена, как ключевой точке решения Ющенко заиграли новыми красками с появлением в Киеве представителя некогда главного стратега избирательной кампании Барака Обамы, а ныне старшего государственного советника президента Америки Дэвида Аксельрода. Гостя принял штаб Яценюка. Похоже, Вашингтон не «РосУкрЭнерго», а Обама не Фирташ, чтобы сопровождать к креслу по три-четыре кандидата. Может, это по нашим меркам и фешенебельно. Однако по их — нерентабельно. Байден действительно может сказать «стоп».

…А может, оно и к лучшему? А, Виктор Андреевич? Ведь, если абстрагироваться от нынешней политической ситуации и вернуться в ваше славное прошлое, то, пожалуй, вам никуда ходить больше и не надо. Надо просто учесть ошибки своих предшественников и остаться в истории не проигравшим кандидатом в президенты, не маловлиятельным депутатом Верховной Рады или того хуже — обслугой новых политических игроков, а третьим президентом Украины. Президент не выходит на пенсию. Это на всю жизнь. С каким бы рейтингом и куда — в науку или на сцену — он ни ушел. Главное — найти нишу. Денег-то на жизнь и кипучую общественную деятельность у вас — проводника «РУЭ», антикризисного куратора НБУ, хозяина курса доллара и ДУСи покровителя Черновецкого, защитника Монтризора, ангела-хранителя Рината Ахметова и компании «Венко» — определенно хватит. Однако хватит ли мудрости самостоятельно принять это непростое решение?..

«Зеркало недели»

Зачем Ющенко идет в президенты?