Битая карта меджлиса

Битая карта меджлиса

Со времен первого прохождения «Нашей Украины» в парламент лидеры «Меджлиса крымско-татарского народа» привыкли, что они получают гарантированные места в избирательном списке. Привыкли они также и к тому, что в их руках не только огромные средства на «обустройство» репатриантов, но и полный контроль над распределением получаемого госфинансирования.

В общем, жизнь у вождей меджлиса была совершенно безоблачная. О месте в большой политике беспокоиться не приходилось – есть старшие товарищи в Киеве, а выделенные десятки миллионов прокручивались через подкрышные фирмы, с гигантскими даже для Украины откатами. Делать это было нетрудно – крымские регионалы подобострастно подарили меджлису место курирующего вице-премьера в республиканском правительстве и все структуры, призванные распределять выделяемые бюджетные средства.

Чтобы не упустить ни копейки, меджлис имел подкрышные проектные, строительные и прочие фирмы, неизменно выигрывавшие тендеры, проводимые верным начальником Республиканского комитета по делам национальностей.

Со стороны выглядело происходящее более чем странно. Крымские татары возвращаются уже двадцать лет, но средств на обустройство выделяется почему-то все больше и больше. И сколько будет продолжаться это заглаживание грехов, к которым Украина непричастна – неведомо никому.

Почему-то власть, совершенно не интересует, когда в Кировоградской, Днепропетровской или любой другой области в селах нет газа, телефонной связи, водопровода и рабочих мест для селян, но по отношению к крымским татарам это считается недопустимым. Правда, до рядовых татар деньги все равно доходят в сильно урезанном виде - на получаемую разницу меджлис и содержится. Учитывая немалые личные потребности Мустафы Джемилева, Рифата Чубарова, их ближайшего окружения и разбухшего аппарата этой нигде не зарегистрированной структуры, средства им нужны значительные, тут не до нищих единоверцев.

А беда в том, что взять деньги кроме, как из госбюджета Украины теперь негде. Дело в том, что меджлис, претендующий на представительство всего крымско-татарского народа, контролирует не более 30% возвратившихся в Крым. Остальная часть – или последовательно сторонится любой политики, или находится под влиянием ваххабитских организаций, влияние которых постоянно возрастает.

Если ранее Турция, США и некоторые арабские страны сытно кормили меджлис, не отказывая ему в финансировании ни одного проекта, то сейчас ситуация в корне изменилась. Турция полностью утратила интерес (да его, по большому счету, и имел-то только Сулейман Демирель) к Крыму - у нее более чем достаточно забот с курдами и, нет желания из-за геополитических фантазий входить в конфронтацию с Россией.

То же самое, кажется, произошло и с США после прихода к власти Барака Обамы. Во всяком случае, меджлисовцы давно не получают обычного финансирования и, как они жалуются - в штатовском посольстве в Киеве уже не могут провести встречу на сколько-нибудь приемлемом уровне для решения накопившихся вопросов.

Что касается арабов (прежде всего Саудовской Аравии), то они давно поддерживают ваххабитские организации, считая, что бородачи способны переориентировать на себя большинство крымских татар.

Меджлис перестает быть кому-либо нужным. Для любой политической силы, которая возьмет его на содержание – это будет только тяжкий и, главное бесполезный груз.

Понятно, что партия, замеченная в сотрудничестве с джемилевцами, автоматически утратит поддержку славянского населения Крыма. Ограниченное количество голосов, которое может предложить меджлис, не станет сколько-нибудь равноценной заменой.

Конечно, для «Нашей Украины», а потом и НУНСа данное соображение никакой роли не играло. Крымчане и так никогда, и ни при каких условиях за них бы не голосовали, поэтому надо было получить, хотя бы, меджлисовские голоса. Да и, в сугубо идеологическом плане - это полностью вписывалось в оранжевую линию последовательной русофобии.

Сейчас ситуация для меджлиса крайне осложнилась. Понятно, что друзья-нашеукраинцы всегда приютят, чтобы продемонстрировать лишний раз ненависть к русскокультурной Украине, но как гласит один известный анекдот – есть нюанс.

Во-первых, достаточно сомнительно - пройдет ли вообще полностью разложившаяся и недееспособная «Наша Украина» в следующий созыв. Если такое чудо случится, то число ее депутатов будет минимально и сомнительно, что Джемилев с Чубаровым попадут в число омандаченных счастливцев. Ничего не поделаешь – национал-патриотов много, а проходных мест в списке становится все меньше.

Однако дело не только в этом. Если даже сделать допущение маловероятной двойной удачи, то толку в этом для «национальных лидеров» будет немного. Оказавшись в составе полумаргинальной оппозиционной фракции, они утратят контроль денежных потоков из бюджета. В новом Кабмине их никто не допустит к распределению бюджетных средств, а у крымской ПР хватит ума понять, что больше с меджлисом считаться нечего и тендеры начнут пачками выигрывать совсем другие фирмы.

В итоге, исчезнут последние остатки влияния меджлиса среди крымско-татарского населения и он быстро развалится. Что касается его бывших сторонников, то многие из них станут добычей ваххабитов, предлагающих простые решения и регулярно подкармливающих членов своих организаций. Произойдет нечто подобное западноукраинскому сценарию, когда «умеренные» ющенковцы и тимошенковцы были вытеснены Тягнибоком из Галичины. Ваххабиты в напоре и демагогическом таланте нисколько не уступят фюреру «Свободы», а в их готовности применить методы чеченских единомышленников можно не сомневаться.

Усиление ваххабитов, несомненно, серьезно радикализирует обстановку в Крыму, но одновременно даст возможность окончательно отделить умеренные силы в крымско-татарском движении от экстремистских, которыми давно пора заняться правоохранительным органам.

Понимая, что действовать надо быстро – Джемилев и Чубаров ищут, кому бы продать своего недавно горячо любимого президента и предложить электоральные услуги (грубо говоря, торговлю голосами крымских татар). Сначала кинулись в БЮТ просить места в будущем списке, но без толку. Юлия Владимировна (к которой пробивались больше месяца) выслушала без интереса и ничего не обещала. Оно и понятно – у Тимошенко стратегический электоральный курс «дранг нах Остен» и, завязываться в этой ситуации на русофобский меджлис было бы более чем странно.

Следующей была встреча с Яценюком, который повел себя совершенно аналогично. Ему тоже понятно, что судьба выборов решится на Юго-Востоке и, никому из потенциальных покупателей не нужен массовый отток избирателей из-за нескольких десятков тысяч голосов меджлиса.

Больше меджлису идти некуда – разве что к Тягнибоку, хотя далеко не факт, что тот примет. Слишком много амбиций и требований – слишком мало пользы. Пламенному галичанскому социал-националисту лучше пригласить тех же ваххабитов – ребята серьезные, не меджлисовские попрошайки.

Oligarh.net

Битая карта меджлиса