Звезда сериала "Западное крыло" Джон Спенсер: актер с украинскими корнями, ставший мировой знаменитостью
Оказавшись на вершине, Спенсер не забывал, из какой среды вышел
Вместе с ветеранами президент Польши и премьер-министр почтили память погибших.
В Гданьске начинаются церемонии, посвященные 70-летию начала Второй мировой войны. Ожидается, что в них примет участие премьер-министр России Владимир Путин и канцлер Германии Ангела Меркель.
1 сентября 1939 года в 4 часа 45 минут немецкий учебный броненосный корабль "Шлезвиг-Гольштейн" открыл огонь по польскому Военно-транзитному складу на полуострове Вестерплатте.
В этот же момент Вермахт вошел на территорию Польши сразу с трех направлений.
3 сентября Великобритания, Франция, Австралия и Новая Зеландия объявили войну Германии в ответ на агрессию против Польши.
Хотя некоторые напоминают, что военные действия в Азии начались гораздо раньше, а в США многие датируют начало Второй мировой войны 1941 годом, именно вторжение в Польшу положило начало войне в Европе.
Событиям 70-летней давности будут посвящены торжества в Гданьске, в которых примут участие лидеры 20 государств.
Церемонии открылись около монумента героям Вестерплатте ровно в 04:45 (02:45 по Гринвичу). Вместе с ветеранами Второй мировой войны президент Польши Лех Качиньский и премьер-министр Дональд Туск почтили память погибших.
"Мы помним, потому что очень хорошо знаем: тот, кто забывает, или тот, кто фальсифицирует историю, и при этом имеет власть, или желает получить власть, снова принесет несчастья - как 70 лет назад", - сказал Туск.
В момент нападения на Польшу, которое начал "Шлезвиг-Гольштейн" (находившийся в Гданьской бухте с "дружеским визитом"), Гданьск имел статус вольного города под юрисдикцией Лиги Наций.
Военно-транзитный склад на полуострове Вестерплатте защищал польский гарнизон в составе около 200 человек. В Варшаве не ожидали, что он сможет продержаться под немецким натиском больше 12 часов, однако польские военные удерживали объект в течение семи дней – несмотря на интенсивный огонь с воздуха, с суши и с моря.
По данным социологического опроса, результаты которого были опубликованы в понедельник, защита Вестерплатте остается самым важным символом польского сопротивления во Второй мировой войне.
Из всех речей иностранных лидеров, прибывающих на церемонии в Гданьск, больше всего внимания поляки обратят на слова Владимира Путина. По мнению польского историка Павела Махцевича, от российского премьера ждут неких важных заявлений.
Отношения современной Польши с Россией - намного хуже, чем с Германией, и одной из причин такого похолодания остаются разные оценки событий начала Второй мировой войны.
Через две недели после немецкого вторжения советские войска оккупировали и аннексировали восточные регионы Польши. Эти действия были оговорены секретным протоколом к советско-германскому мирному договору, который подписали министры иностранных дел двух стран Молотов и Риббентроп.
В начале 1940 года советские спецслужбы расстреляли более 20 тыс польских офицеров – наибольшее число из них – в лесу под селом Катынь в Смоленской области. В течение 50 лет СССР обвинял в этой трагедии нацистов и признал свою ответственность за гибель офицеров только в 1990 году.
Современные российские суды отказались квалифицировать Катынские события как военное преступление, а официальная Москва до сих пор не рассекретила большую часть документов, касающихся расстрелов.
Российско-польские исторические разногласия усилились на прошлой неделе – после того, как по государственному российскому телевидению был показан документальный фильм о начале Второй мировой войны. Его авторы утверждали, что действия СССР против Польши были оправданы, поскольку Варшава вела тайные переговоры с Гитлером, направленные против Советов.
Эксперты не ожидают, что российский премьер-министр будет защищать подобную точку зрения во время церемоний в Гданьске. Точно также от него не ждут извинений за роль Москвы в оккупации Польши.
Впрочем, Путин, возможно, попытается сделать что-либо для ослабления напряженности в вопросе о Катыни.
В статье, опубликованной перед визитом в польской "Газете выборчей", Путин написал: "народу России, судьбу которого исковеркал тоталитарный режим, также хорошо понятны обостренные чувства поляков, связанные с Катынью, где покоятся тысячи польских военнослужащих".
"Мы обязаны вместе хранить память о жертвах этого преступления", - заключил премьер-министр России, пишет Би-би-си.
Украина и Вторая мировая война
Вот фрагменты из отчета городской команды государственной полиции командованию центра противовоздушной обороны города Львова от 1 сентября 1939 года:
«VII комиссариат сообщает, что 1 сентября с. г. в час. 11.45 вражеские бомбардировщики бросили на аэродром около 60 бомб, каждая весом от 100 до 300 кг. Эти бомбы в основном не нанесли больших повреждений самолетам боевого типа, но уничтожили около шести спортивных самолетов. Вражеские бомбардировщики снижали полет над аэродромом до высоты 500 метров, открывали огонь из пулеметов. Одна бомба попала в склады бензина, но вследствие осечки не было взрыва... На территории VII комиссариата вместе погибло восемь человек, из них две женщины, раненых около 17 человек. V комиссариат рапортует, что 1 сентября 1939 г. в час. 12.15 во время налета вражеских самолетов была сброшена одна фугасная бомба на ул. Вярусив, №16. На месте убито двух рабочих. Раненых не было. Повреждение дома незначительное.... На территории II комиссариата во время взрыва бомб погибло около семи человек, ранено около 150.... В аллее Фоша бомба повредила дом врачебной консультации. У дома убито 13 человек и ранено 18.... О всех случаях сообщено соответствующим шефам службы».
Именно в тот день около 100 тысяч украинцев в составе кадрового Войска Польского огнем встретили танки и пехоту Вермахта. И именно в тот день еще столько же украинцев-резервистов пошли в армию или собрались это сделать. Потому что хотя и жилось украинцам под властью варшавского правительства не слишком хорошо, но ведь военная присяга — дело святое для порядочного человека.
И покатилось колесо войны...
Вот какие сообщения из Львова в те дни 1939 года помещала на своих страницах «Нью-Йорк Таймс»:
2 сентября. Немецкая авиация бомбит Львов.
11 сентября. В газете — большая фотопанорама задымленного Львова после немецкой бомбардировки, очевидно, с Высокого Замка. Пишется, что Львов готовится к осаде. Население роет траншеи. Бомбардировка Львова продолжается. Сирены звучат почти целый день. Львовяне призваны защищать город от немцев голыми руками, если надо. Львовское радио перебито немецкими трансляциями. Польское правительство может переехать из Люблина во Львов. Красная армия мобилизуется на польской границе.
14 сентября. Немцы в 50 милях от Львова. Немецкие бомбы повредили водонапорную и канализационную систему в городе. Длинные очереди на улицах около архаических ручных поршней. Врачи опасаются чумы. С утра до вечера немецкие самолеты летают над Львовом. Вчера Львов подвергался немецкой бомбардировке 12 раз, сирены звучали непрерывно. Много частей города в огне. Польское население Львова, которое смирилось с поражением, в чем они обвиняют свое правительство, пытается бежать в Румынию. Вокзал переполнен. Еще пару дней назад Львов не имел никакой противовоздушной обороны.
15 сентября. Дипломаты нейтральных стран во Львове протестуют против немецких бомбардировок этого города. В результате бомбардировок Львова 12 сентября многие были убиты, и трупы были видны на площади Рынок. После бомбардировок немецкие самолеты опустились на низкие высоты и открыли пулеметный огонь по городским толпам...сообщает "День".
Часто подчеркивается, что беспощадный вихрь войны дважды пронесся по Украине — с запада на восток и с востока на запад. В Украине были задействованы до 60% дивизий вермахта, почти половина боевых частей Красной — Советской Армии, нанесших ряд стратегических ударов по немцам. Именно с Украины открылся путь советских войск в Центральную Европу и на Балканы. Украинцы показали, что они умеют воевать с нацистами.
В планах Гитлера Украина занимала особое место. Собственно говоря, эти планы строились с учетом ее захвата. В стратегии Сталина Украина тоже всегда присутствовала. Красный диктатор никогда не забывал стремления украинцев к независимости, продемонстрированного в 1917—1920 годах, яростно боролся не то что с проявлениями, а даже с намеками на это стремление. Все это обрекало Украину на то, чтобы оказаться между двумя тоталитарными силами, т.е. обрекало на жертвы.
22 августа 1939 года в выступлении перед командующими всех вооруженных сил Германии Гитлер сказал: «С осени 1938 года я решил идти вместе со Сталиным... Сталин и я — единственные, смотрящие только в будущее. Да, я в ближайшие дни на немецко-советской границе подам руку Сталину и вместе с ним начну новый раздел мира...». 23 августа все того же 1939-го, как известно, был подписан печально известный пакт Молотова—Риббентропа. Диктаторы делили Европу, и у каждого были свои расчеты. Однако в их планах не было места для независимой Украины. К сожалению, отсутствовала она и в планах тогдашних польских политиков. В 1938 году министр иностранных дел Польши Бек в переговорах с Герингом настаивал на присоединении Карпатской Украины к Венгрии. Ирония истории: и палачей, и жертв объединило, деликатно выражаясь, неуважение к Украине.
17 сентября 1939 года СССР вступил во Вторую мировую войну: войска Украинского фронта вошли на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии. 22 сентября Красная Армия была во Львове, а 27 сентября нацисты захватили Варшаву. «Освободительный поход» Красной Армии, «золотой» для Западной Украины сентябрь 1939-го, братское «воссоединение» — эти сталинские историко-политические атавизмы звучат и сегодня. Более того, попытки их преодоления вызывают (порой и в Украине, а особенно в России) бурные возмущения такого пошиба: «Сталин как объединитель украинских земель», «Нас встречали цветами» и т.п.
22 июня 1941 года поставило крест на преступных договоренностях Гитлера и Сталина, но не на испытаниях для украинцев. С началом войны начались мобилизационные мероприятия. Ресурсы Украины вывозились на восток — в Россию и районы Средней Азии. Туда были эвакуированы 3,5 миллиона граждан Украины. На восток вывезли оборудование 550 крупнейших украинских промышленных предприятий, а остальное разграбили немцы.
В условиях наступления немецких войск ЦК ВКП(б) и советское правительство дали указание местным органам власти и парторганизациям уничтожать все, что не удалось эвакуировать в восточные районы СССР: оборудование заводов, фабрик, колхозную технику, инвентарь, жечь хлеб, урожай. Об этом шла речь в директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года, в выступлении Сталина по радио 3 июля 1941-го, в специальном постановлении Государственного комитета обороны от 22 июля 1941-го и других документах. Как известно, в них говорилось о создании зоны «выжженной земли».
Официальные потери Украины в войне составляют до 10 миллионов. Всего, по современным подсчетам, СССР в 1941—1945 годах потерял 32 миллиона человек. Это были, как пелось в советские времена, «дети разных народов». А в Кремле подчеркивали (как, кстати, и ныне в России начали подчеркивать) роль лишь русского народа. Это не предвещало ничего хорошего другим народам и, естественно, украинцам, которым ВКП(б) не доверяла за то, что они пребывали под немецкой оккупацией, и за то, что с 1944-го и вплоть до конца 50-х годов на западноукраинских землях оказывали сопротивление «новому старому» оккупанту.
Уже в январе 1944 года на заседании политбюро ЦК ВКП(б) Сталин выступил с речью «Об антиленинских ошибках и националистических искажениях в киноповести Александра Довженко «Украина в огне». Фильм не просто подвергали критике, но объявили «антисоветским», ярким проявлением «национализма, узкой национальной ограниченности». Это был четкий сигнал к очередной масштабной антиукраинской кампании, полный размах которой проявится в послевоенные годы, пишет "ЗН".
Читайте по теме:
Польша "закрывается" для украинцев
Польша хочет вложить деньги в украинскую газодобычу
Россия и Польша отозвали военных дипломатов
Украина и Польша готовы к малому приграничному движению
Польша размещает у себя командный пункт НАТО
Ты еще не подписан на наш Telegram? Быстро жми!
Оказавшись на вершине, Спенсер не забывал, из какой среды вышел