"Родителей сажают в тюрьму за прогулы детей". Украинка – о бюрократии в Германии, проблемах с кружками и о том, на что хватает зарплаты учителя
Вторая часть интервью с бывшей журналисткой Полиной Новиковой
Да, быть прокурором в нашей стране непросто. Всегда есть риск неправильного обращения с оружием при загадочных обстоятельствах (как в случае с прокурором Днепропетровской области Владимиром Шубой). Но могут и просто выстрелить из ружья. Как случилось в Тараще. Прокурор района Сергей Мрук погиб на боевом посту – в своем рабочем кабинете. Что он делал там поздно вечером в воскресенье – самая большая загадка этого преступления…
При словах «Таращанский район» журналисты всех без исключения изданий страны вздрогнули, а некоторые покрылись холодной испариной. Как там у Чехова: ружье, висящее на стене, обязательно выстрелит? В данном случае все вспомнили про обезглавленное тело, случайно найденное 2 ноября 2000 года в таращанском лесу примерно в 100 километрах от Киева, – то, что осталось от жизнерадостного Гии Гонгадзе. И подумали: неужто снова аукнулось? Как это связано с арестом Пукача?
Вообще, после обнаружения трупа Гонгадзе Тараща стала несчастливым местом для тамошних прокуроров. Как известно, после назначения Святослава Пискуна Генеральным прокурором Украины тогдашний прокурор Таращанского района Сергей Обозов, допустивший, по информации Пискуна, нарушения при проведении предварительного следствия (например, при оформлении первичного протокола осмотра тела), был арестован.
Но ничего, кроме служебной халатности, вменить ему не смогли. Тем более что за такие провинности обычно не арестовывают, а объявляют выговор или в крайнем случае снимают с должности. Да и следователь Таращанской райпрокуратуры Сергей Белинский, непосредственно проводивший осмотр места захоронения, в отличие от Обозова, не подвергался аресту. И это вполне объяснимо. Изъять труп Гонгадзе из морга без ведома судмедэксперта Игоря Воротынцева и транспортировать его в Киев Обозов не мог бы без указаний свыше.
Таким образом, от него хотели получить показания на кого-то из Генеральной прокуратуры. По одной из версий – на Алексея Баганца. Но Обозова, по слухам, спасло то, что на момент осуществления «трансакций с телом» он был… мертвецки пьян. И не помнил деталей происходящего.
Как бы там ни было, но из СИЗО его вскоре выпустили, он уволился из прокуратуры и работает адвокатом. Говорят, не очень успешно, поскольку с алкоголем у него все более тесные «взаимоотношения».
Что же касается Сергея Мрука, то о нем подобного никто не скажет. Уроженец села Копачивка Деражнянского района Хмельницкой области, на работу в районную прокуратуру он поступил совсем молодым парнем, вскоре после окончания учебы.
Мэр Таращи Николай Горобченко сказал журналистам, что Мрук работал в городе во второй раз. Первый раз его назначили после отстранения от должности предыдущего прокурора (возможно, Обозова), который занимался расследованием дела о "таращанском теле". Впоследствии отстраненный прокурор через суд отвоевал свое место. И Мрук переехал в Борисполь, жил там на улице Красных партизан, работал в областной прокуратуре, возглавлял прокуратуру Тетиевского района Киевской области.
Потом снова вернулся в Таращу. Вместе с женой Натальей – сотрудницей Таращанской райгосадминистрации - он получил служебную квартиру на улице Кирова и участок земли для индивидуальной застройки. Уже вроде бы начал строить дом.
По версии мэра Горобченко, земельные дела вряд ли имеют отношение к смерти прокурора. Он уверен, что Мрука убили наркоторговцы, устроившие в городе перевалочный пункт. "Наркодельцы оптом привозили товар в город, а фасовали его в Белой Церкви. Больше мне не известно, какие прокурор вел дела, задевавшие большой бизнес или криминалитет", – сказал Горобченко.
Источники в правоохранительных органах, которых мы попросили расшифровать слова мэра, пояснили – речь идет о масштабной спецоперации СБУ и МВД, проведенной в апреле этого года в… Одесской области. «Это один из редких случаев, когда в деле принимало участие спецподразделение «Альфа», – пояснили нам. – У шести задержанных наркодельцов было изъято значительное количество героина, кокаина, амфетамина и средства их фасовки – электронные весы, паковочный материал и прочее…».
Возникает вопрос – при чем же тут прокурор Таращи? Оказывается, одновременно с одесской спецоперацией на трассе Киев–Одесса был задержан курьер, доставлявший упомянутым выше наркодельцам в Одесскую область очередную партию амфетамина. Он сообщил, что контрабандно поставляемые из-за границы наркотики направлялись через Одессу в Таращу Киевской области.
После этого члены группировки транзитом везли товар в Белую Церковь. Здесь их расфасовывали для реализации и отправляли в разные города, в том числе часть наркотиков возвращали на юг Украины. Курьеры доставляли преимущественно так называемые клубные наркотики – амфетамин, кокаин и экстази, которые сбывали в развлекательных заведениях.
Однако уголовное дело по этому задержанию ведет СБУ (ч.3 ст. 305 УК – контрабанда наркотических средств, психотропных веществ в особо крупных размерах, совершенная организованной группой, и ч.3 ст. 307 – незаконное хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических средств, психотропных веществ). Мрук непосредственно этим делом не занимался, но по должности оказывал прокурорское содействие спецслужбе.
Не исключено, что кто-то опасался разоблачения, не сторговался о молчании или имел зуб на прокурора. Загадкой остается сама «убийственная ситуация». В вечер убийства Сергей Петрович кого-то ждал. Но не того, кого хотел бы принимать дома, поэтому вечером в выходной пришел в рабочий кабинет.
Соседи, чей двор от двора прокуратуры отделяет лишь не очень плотный деревянный забор, говорят, что Мрук несколько раз выходил на улицу. Они же рассказали, что проникнуть в кабинет прокурора без препятствий мог любой посторонний человек: здание районной прокуратуры представляет собой одноэтажную «халупу» без охраны, а ночью улица практически не освещается.
Смертельные выстрелы прозвучали из окна кабинета. По предварительной версии правоохранителей, убийца или убийцы стреляли из ружья. Будучи тяжело раненым, Сергей Петрович успел самостоятельно вызвать машину "скорой" помощи, однако медики оказались бессильны. Прокурор умер прямо в карете «неотложки». Ему было… 33 года. Возраст Христа, как говорится.
После смерти Сергея Мрука, вопреки традиции «о мертвых только хорошо или ничего», стала появляться информация, что «убитый не пользовался авторитетом неподкупного и справедливого правоохранителя и был связан с многочисленными скандалами в сфере раздела земли и приватизации». Оперативниками также отрабатывается информация о появившихся накануне убийства листовках, в которых неизвестные требовали отправить Мрука в отставку.
Вокруг чего возник конфликт, пока неизвестно. Несмотря на заштатный вид, Тараща не такой уж и бедный город. В городе и районе работают несколько предприятий по переработке мясо-молочной и рыбной продукции, птицефабрика, завод комбикормов, мебельный комбинат, хлебопищекомбинат. Есть даже машиностроительный завод (который еле фурычит), учебные заведения, строится много коттеджей на продажу. Где именно возник конфликт, стоивший прокурору жизни, неизвестно. Надежды на то, что следствие сможет это установить, минимальны. Правда, небольшие надежды дают расшифровки последних звонков с мобильного телефона убиенного и свидетельские показания врачей «неотложки»: известно, что Сергей Мрук был в сознании и, возможно, успел назвать имя предполагаемого убийцы. В таком случае задача следствия сейчас – защитить свидетелей, а также 31-летнюю вдову прокурора (его односельчанку по Копачивке).
Не пропусти молнию! Подписывайся на нас в Telegram
Вторая часть интервью с бывшей журналисткой Полиной Новиковой
В следующем году ездить и есть для россиян станет еще дороже
Отдыхать здесь очень интересно, а туристов вы встретите не так много
Малоизвестные направления являются уникальным сочетанием древней истории и красоты природы.