Круг обороны семейства Круков
Одесса, как известно жемчужина у моря. Но и в ней самой есть свои жемчужины. Одной из таковых является порт «Южный».
Порт является естественным «придатком» нашумевшего ОПЗ, так ака изначально строился непосредственно для экспорта продукции завода. При этом порт занимался перевалкой аммиака, поступающего по трубопроводу из Тольятти (Россия), и химических грузов (прежде всего удобрений), поступающих по железной дороге из Украины, России, Белоруссии.
Кроме того, порт специализируется на перевалке навалочных, химических и генеральных грузов, в том числе угля, металла, карбамида, стройматериалов, аммиака, суперфосфатной кислоты, метанола, фосфоритов.
Основные направления перевозок: черноморский и средиземноморский бассейн; Латинская Америка, США; Ближний Восток; Юго-Восточная Азия. В общем, лакомый кусочек.
И естественно, как и у большинства госпредприятий, у порта крайне непростая судьба. С одной стороны – он достояние государства, а с другой – «дойная корова» для его руководства. И ведь так непросто обеспечивать полностью противоположные интересы…
Но если есть деньги, связи и, естественно, депутатский мандат – тогда и порт остается государственным, и деньги идут куда надо. К примеру, с самого конца 2007 они непрерывным потоком идут к известному в Одессе семейству Круков.
Юрий Крук. Фото сайта «Фаворит удачи».
Отец этого семейства является депутатом, шутка ли, со II созыва, и на данный момент занимает пост заместителя председателя комитета ВР по вопросам транспорта и связи. Нужно отметить, что Юрий Крук – не совсем обычный депутат. И только из-за стажа. Он известен тем, что побывал в членах одной депутатской группы и восьми фракций, и в конечном итоге с 2005 года обрел политическое спокойствие с совестью в БЮТ. А главное, он стал соучастником попытки развала коалиции в 2007 году. Как раз в канун избрания Тимошенко премьером. А впоследствии, после отказа от принципов отказавшись от своих принципов, его сын (видимо, в знак особого почтения) был назначен директором порта Южный. Младший из сыновей Крука, Юрий Юрьевич, стал генеральным директором порта в 29 лет!
Итак, Юрий Юрьевич – самый молодой директор порта в Украине. Он полагает, что его возраст не может стать ему препятствием в управлении столь ответственным объектом, как морской порт. Он небезосновательно приводит аргумент, что молодость нынче в моде, те. и Яценюк ведь тоже не старик, а в 31 год уже побывал министром экономики. Но суть не в этом.
Как уже упоминалось, Южный порт – это очень лакомый кусочек. И дело не только в самой простой схеме выманивания колоссальных денег. Все слишком просто. Под предлогом получения прибылей ставки на хранение грузов, подачу/уборку вагонов, зачистку складов и вагонов, перевозку грузов – по пришествии нового начальника сразу же были подняты в разы. Так, хранение груза более 20 суток стало стоить 0,5 $ в сутки, а более 60 суток – 1 $ в сутки. Следует учесть, что товары вывозятся с порта судами с дедвейтом от 50 тысяч тонн и потому не сложно предположить, что для рентабельности владельцы судом тратят не только деньги, но и время на то что бы накопить необходимые объемы партии. И потому рано или поздно они вынуждены искать понимания с Юрием Юрьевичем Круком, который с готовностью окажет помощь в минимизации потерь, особенно в период кризиса, когда на складах порта хранятся огромные объемы товаров. Правда стоить договоренность с ним вам будет отката в 50% от суммы сэкономленных затрат…
Кроме того, существует еще ряд ситуаций, когда начпорта может оказать «неоценимую» услугу.
К примеру, есть срочный груз, но, как назло, в порту заявляют, что свободных мест для груза нет. Потому прямая дорога к самому главному, который опять таки с готовностью разрешит ваши проблемы за 2 $ с тонны. Также существует в портах понятие, как «свои причалы», на которых разгрузка и погрузка производится средствами порта. И разгрузка также обойдется грузовладельцам за 2-2,5 $ тонну груза.
Начальству порта имеет целый арсенал способов дополнительного заработка. Существует целый ряд портовых сборов: канальный, корабельный, лоцманский, буксирный, санитарный, административный. Так, за каждое судно с указанным дедвейтом от 50 до 100 тысяч тонн приходится заплатить до 500 тыс долларов! И в случае, если судо- или товаровладелец желают сэкономить, то Юрий Юрьевич может сделать для Вас исключение: заплатите «официальные» платежи государству тысяч в 130-150 долларов США, а разницу (до «тупо положенных» 500 тысяч долларов) со «скидкой». Которую он определит для каждого случая отдельно…
Удобно, не правда ли?.
Но деньги деньгами, кто ж их не хочет заработать – сын депутата ведь тоже человек. Бог с ними, с суммами, которые набегают за хранение более 1 миллиона тонн грузов за месяц, оставим этот вопрос. Просто еще раз пристальнее просмотрим на объект.
Так, порт Южный вхож в тройку самых больших портов Украины. Он же является еще и самым глубоководным. В перспективе – модернизация порта для увеличения грузооборота до 81,36 к 2015 году. На это ожидается выделение 2,5 млрд гривень ежегодно. Кроме того, планируется увеличение глубины с 15 до 19 метров. Ну а к 2025 году ожидается увеличение грузооборота до 120 млн тонн.
Так вот интересная ситуация получается: планы есть, деньги точно будут, да вот незадача – развиваться порту дальше некуда, нет территорий! Случилось так, что новый руководитель Южного по пришествии на свою должность сразу же начал земли ревизировать, ну и конечно нашел «бесхозный» участочек размером в 24 га. Как раз между территорией, что занимает порт «Южный» (рядом с управлением порта) и кладбищем села Старые Беляры. Там раньше располагалась старая автобаза порта. Однако при новом начальнике, благодаря потрясающей схеме, эту землю удалось вырвать из баланса Южного порта.
В целом хитрость схемы заключалась в подмене понятий и юрисдикций судов. Ну а сердечное участие Круков подтверждается хотя бы фигурированием в данном деле помощника Крука – отца Миньковской А.А. Именно на нее была оформлена доверенность на представление во всевозможных органах госвласти, учреждениях и организациях, включая судебные, интересов нового владельца данного участка.
Последние тревожные вести из Одессы также связаны со скандальным семейством. Взять, к примеру, убийство начальника погрузочного участка №2 Геннадия Савельева.
Смерти Савельева предшествовала ссора ссора между ним и начальником порта, произошедшая в присутствии довольно большого числа свидетелей. Убитый был в порту авторитетным человеком. Кроме того, он же являлся председателем постоянной комиссии Южненского горсовета по вопросам административно-территориального устройства, регулирования земельных отношений, охраны окружающей среды, гражданской обороны. Так что несложно проследить, кому и чему мог сильно мешать Савельев.
Да, именно разделению порта на ряд юридических лиц, которыми Крук естественно хотел обеспечить «защиту» экономических интересов государства и предприятия от недружественных действий против него. Однако, как выясняется, особое внимание семейства привлекали причалы №5 и №6, к которым примыкает уже выше названный участок земли, площадью в 24.4 га. Так вот, именно Савельев стал на пути планам Круков по созданию собственного мини-порта на базе двух причалов и перспективного участка.
С одной стороны, доказательства возможной причастности начальника порта к убийству Савельева – исключительно косвенные. Не исключено, что семейство Круков вообще не имеет к произошедшему отношения. Но то, что устранение столь неудобного служащего Крукам более чем на руку – очевидно.
К защите экономических интересов государства Юрием Круком, очевидно, следует отнести еще и заботу о газовых пластах, обнаруженных в районе причала № 16. Угадайте, кому должны достаться контракты по добыче углеводородов в данном районе? «Газпрому», которому крайне выгодны эти условия в связи с близостью нашего нефтепровода.
В целом, рассказы о Круках можно продолжать долго, как и о самой Одессе, где семейство уже стало темной частью истории. Примечательно, что никакой пользы никому, кроме собственного клана, они не приносят. Вспомните хотя бы демарш главы семейства в критический момент для коалиции, и представьте себе цену, которую пришлось заплатить за перемену его намерений. Или его политическое долголетие. Или эволюцию его политических взглядов. Так что, к сожалению, не в нашей власти приближать таких политиков к реальности. Но мы не вправе делать вид, что нас это не касается.