Убить Эсхила
Ну кто такой этот Эсхил? Чем он так известен, кроме каких-то архаичных, античных драм и трагедий? Разве рейтинг цитируемости его «Орестеи» или «Агамемнона» сопоставим рейтингу цитируемости, скажем, микроблога Бритни Спирс? Спирс, между прочим, сегодня на седьмом небе от счастья, потому что для уверенного и обстоятельного общения с окружающим миром абсолютно достаточно всего нескольких десятков сленговых слов. И тебя уже читают миллионы. Какой там Эсхил? Грек всего лишь изящно, воздушно, виртуозно управлял слово, но его читали сотни. В лучшем случае. А сегодня хватает фразы «я вчера была в гуччи-бутике и украла там розовые трусы» и ты уже кумир! Спирс и есть кульминация развития нашей цивилизации. Обратного развития. От пытливого разума к жующему эрзацу. Квинтэссенция нынешнего мира, где уверенно правят каких-то «30 эллочкиных слов».
Ну, зачем, поясните мне, кому-то нужна эрудиция, которая совершенно не продается так же хорошо, как продается сила, власть, должность, элементарная PR-технология? Настоящий интеллект, проявленный публично – нынче это безусловный признак слабости, несовременности, неадекватности. Модно кичиться крайней тупостью. Модно проявлять умственную запущенность. Олигофрения продается просто на ура. Энциклопедические же знания, реально подтверждаемые публично – это проявление полнейшего идиотизма в мире, где нет никакой потребности в Дидро или Вольтере. Скорее ценится совсем иное знание. Знание того, как правильно дать взятку, чтобы получить должность министра или задаром прибрать чужую сеть автозаправок, или выгодно купить госпакеты в облэнерго.
Только давайте обойдемся сегодня без привычных политических пристрастий. Вообще без политики. Поговорим в целом. Безотносительно. Сразу оговорюсь, что Тимошенко, демонстративно проявившая свои истинные познания в классике, ничем не хуже всех прочих наших политиков. Одна из многих. Такая же. Все они ничего не знают. Все они не имеют никакого фундаментального багажа знаний. Их навыки, их умения, их желания в ином – решить что-нибудь кулуарно, продать/купить, обмануть, беспрестанно улыбаться на телекамеру, сообщать банальности звонким и уверенным голосом. И я даже не пытаюсь сравнивать бренд «Тимошенко» и бренд «Янукович». Везде минусы. Везде слабости. Я говорю лишь о том, зачем сунуть нос туда, где ты полный профан? И даже не понимать собственного профанизма, обнаженного публично.
И ведь действительно, имеется бренд «Тимошенко» (далекий, между прочим, от реального образа Юлии Владимировны), который отлично продается публике. Бренд, вполне адекватный времени и месту, где никто не хочет покупать ум, но все норовят мечтать о «сильной руке». Оставлю в стороне очевидное, что «сильная рука» без подлинного (но не пиарного) ума – это даже не просвещенная монархия. Это что-то примитивно-диктаторское. Не об этом речь. Ну что дергает этот вполне адекватный по нынешним меркам бренд Т. публично и беззастенчиво перевирать Эсхила? Зачем говорить вслух то, что никогда не произносишь шепотом и только ради самой себя? Неужели кто-то должен поверить в нелепость, что она – Ю.В. – читает этого великого грека на сон грядущий? Абсурд ведь полнейший. Так зачем же лепить еще один изначально нелепый миф? Неужели у нее под правой рукой лежит подстрочник с любимыми цитатами из любимых (а главное – реально прочитанных) авторов? Еще больший абсурд. Почему? А потому чтение книг делает человека человеком, понижает его звериную суть, возвращает способность сострадать и понимать, и уж точно лишает великой доли нездорового цинизма. Коим хронически больна наша политика. Вся.
Политики – тем более тяжеловесы – книг точно не читают. На это нет времени. Они читают, разве что, выдержки хвалебных статей о самих себе. Отдельные (впрочем, таковых тоже немало) вербальные мазохисты регулярно читают разоблачительные и компроматные опусы. Опять же о себе любимых. Все вместе обязательно читают неформальную инструкцию о том, как обмануть партнера, соратника, оппонента, налоговика, избирателя. Любого иного человека. Эсхил не писал об обмане в нынешнем понимании. Его эмоции – это подлинные бури, где тоже проливались лживые капли. Но ложь эсхилова и ложь юлина – это даже не Гулливер и лилипуты. Скорее, это боги против вирусов, где роль вирусов играют слова Тимошенко. О цене на газ – ее (Юлино) ночное чтение. Настольная книга – план ближайших PR-мероприятий. И только. И не надо этого стесняться. О дивный, микроблоговый мир, где правят «романы» длиной в 140 слов, не требует проявления настоящего, глубинного интеллекта. А вот упоминание, как правило, не к месту, великих классиков - только подчеркивает мелочную сущность тех, кто тщится нынче быть героями, вершителями, путеводными «поп-звездами». Мелок нынче дух человеческий, и его явно не удастся замаскировать сворованными и оболганными чужими фразами.
Эсхил – глубина. Погружение. Растворение. Часы раздумий и переживаний. Осознание тщеты и вечности. Зачем все это сегодня, когда выигрышным считается разговор о завтрашней цене гривни? Или о росте социальных выплат? Или об обязательном и немедленном прекращении финансового кризиса в одной отдельно-взятой стране и только потому, что там правит женщина-премьер? Чтобы стать известным и цитируемым, нужно не «Прометея» или «Эдипа» выстрадать, а развесить не менее 30 массивных бигбордов по столице. Нынче слово - классический голодный воробей. Вылетает и его никто не ловит. Слова теперь вовсе пустышки. Это – если говорить широко. Обо всем сразу. О нелепости нынешних героев в сравнении с глубиной древних. О Тимошенко – как о ярчайшем проявителе тотальной серости.
А теперь парочка еще более ехидных слов о частности. Почему вообще произошел этот постыдный эсхиловый прокол? Судя по всему (и эсхил-ляп тому прямое доказательство), возле Тимошенко нынче трутся иноземные ПР-виртуологи, которые искренне, тупо считают всех прочих (и нас, прежде всего) полнейшими лохами, идиотами, напрочь оторванными от человеческих миров. Они несут сюда свои рекламные технологии и свои знания. Часто поверхностные и нелепые. Их знания действительно хорошо работают среди лохов. Но только среди американских, которые и в самом деле широко раскрывают глаза, когда слышат не то, что цитату, но просто фамилию «Достоевский» или «Голдинг» из уст кандидата. А уж если этот кандидат на что-либо ввернет какую-нибудь красивую фразу, сказанную до него лет двести назад отцом-основателем, он тут же переходит в разряд полит/богов. Таково их мироустройства. Но мы-то здесь причем? Ох уж эти америкашки – сообщив какую-то банальщину, они уже считают, что подмяли, покорили мир. И даже не хотят напрягаться, чтобы менять фразы-шаблоны, переходя от кандидата к кандидату. Когда-то (а именно 4 апреля 1968 года) их популяр-сенатор Роберт Кеннеди бросил в массы ту самую цитату, которую безбожно переврала Тимошенко. Цитата, кстати, это абсолютно вольный (а не как не скрупулезный) пересказ мыслей Эсхила. Скажем так, Тимошенко в любом случае нигде не могла прочитать такого Эсхила, кроме как на могильном камне… самого Кеннеди. Тем не менее, ее советники отряхнули сие чужое изречение от нафталина, опримитивили его еще больше и подсунули Юлии Владимировне – «говорите, госпожа, не стесняйтесь! Это должно произвести впечатление». Тимошенко – в силу собственных интеллектуальных особенностей – еще более упростила смысл эсхилового слова. Произнесла нечто, сама не понимающая что. И случилась нелепость. Чистая технологическая нелепость.
И можно было бы поставить на этом точку. Что я, собственно, и хотел сделать. Но просто надоело, что все «эти» ту…цы – большие и надутые, с мандатами и без оных – раз за разом демонстрируют свой настоящий IQ. А мы им регулярно аплодируем. Полная бессмыслица. Ладно – они сильнее, хитрее, циничнее, наглее, беспощаднее, «предательнее». Все это позволило им забраться на самый верх и жрать от пуза. Но зачем нам умиляться их поголовной тупости? Или это мы так стебемся? Они несут околесицу, а мы хлопаем в ладоши: «Ай да Юлия Владимировна! Какой потрясающий у вас греческий акцент!»
И все-таки вернемся к самому началу. Зачем «PR-танку», который все ломает на своем пути к абсолютной власти, выводить на бортовой броне потрясающие строчки, принадлежащие Эсхилу:
«Через муки, через боль Зевс ведет людей к уму, К разумению ведет. Неотступно память о страданье По ночам, во сне, щемит сердца, Поневоле мудрости уча. Небеса не знают состраданья. Сила - милосердие богов»?
Зачем разрушителю вести речь о созидании? Зачем человеку говорить о том, чего он в принципе понять не сможет? Ведь это ровным счетом не добавляет и толики популярности. Скорее выставляет человека в явно невыгодном свете. Отвечу. Никто еще не отменял первейший смертный грех – гордыню. Отсюда тщетное стремление иных премьеров выдавать себя за интеллектуалов. И ведь кое-кто верит. А Эсхила надо быть запретить или даже убить (виртуально, изгнав из «википедии» и прочих инет-ресурсов). Чтобы не соблазнял красотой своего слова и не подчеркивал лишний раз никчемность нынешних наших випов…