Русская тройка — разноаллюрная запряжка, в которой «коренник» (центральная лошадь) идёт быстрой рысью, а «пристяжные» лошади скачут галопом.
Демократия в Украине всё-таки есть. Иначе, если бы её не было, разве смог бы действующий президент Виктор Ющенко побить рекорд недоверия собственного народа за всё историю мировой демократи, и набрать на выборах немногим более 5% голосов избирателей?
Среди трёх фаворитов первого тура выборов нет ни одного политика, который готов был бы продолжать националистический курс действующего президента. В разное время и Сергей Тигипко, и Юлия Тимошенко и Виктор Янукович заявили о том, что будут строить отношения с Россией «на основах равноправия и партнёрства». Таким образом, в украинской политике образовалась своеобразная политическая «русская тройка», которая потянет Украину…
Куда? Ответ на этот вопрос может быть неоднозначным. Естественно, кто бы ни стал президентом, для России по итогам первого тура и Янукович, и Тимошенко, будут вариантом беспроигрышным. Для Украины же вариант проигрыша не исключен как минимум в одном случае. Всё зависит от того, кого избиратели пожелают видеть президентом страны после второго тура. Кандидаты это понимают и по аналогии с русской конной упряжкой пытаются определиться, кто же в нашей политической тройке возьмёт на себя роль коренника — направляющей тройку лошади.
Сегодня эту роль успешно выполняет Сергей Тигипко, набравший аж 13% голосов в первом туре. Его уверенная политическая рысь заставила Тимошенко и Януковича закусить мундштуки и бросится галопом наперегонки — делать Сергею Леонидовичу заманчивые предложения в обмен на поддержку в финале президентской гонки.
Виктор Янукович оказался расторопнее Тимошенко и заверил избирателей, что учтёт в своей работе программные принципы кандидатов, набравших солидное количество голосов в первом туре выборов. А между тем сам Сергей Тигипко уже заявил, что провел переговоры с Партией регионов и будет сотрудничать с этой политической силой только в том случае, если его самого и его партию — «Сильную Украину»— допустят к проведению реформ в стране с учётом предвыборной программы Тигипко как кандидата в президенты. Вместе с тем политик отметил, что, поддержав одного из двух кандидатов до второго тура — это значит взять на себя определенную ответственность. "Поддерживая, вы разделяете ответственность. А какие гарантии? Премьерство? Премьерство сегодня есть — а дальше? Пообещать — это не значит выполнить", — отметил Тигипко. А и в самом деле? Что может принести Тигипко союз с Януковичем? Для «регионалов» Тигипко был и останется маргиналом, который предал партию в трудный момент, когда дезертировал из штаба Януковича в 2004 году. Захотят ли они видеть такого политика во главе своего Кабмина после парламентских выборов? Сомнительно! Есть и ещё один фактор, руководствуясь которым, Тигипко, скорее всего, не пойдёт на союз с Януковичем.
Победа Януковича на выборах станет для Украины своего рода «прививкой» от «москволюбства». Ведь для страны, которая получила независимость случайно, именно такой президент, как Янукович, является идеальным. Любой школьник знает — для того чтобы завоевать своё государство, народу надо бороться за независимость. А Виктор Фёдорович слишком часто грешил пророссийской риторикой. Он и русский язык продвигал на государственный уровень, и против автокефалии украинской церкви неоднократно выступал, и с инициативой украинско-российского газотранспортного консорциума первым выступил тоже именно Виктор Янукович — ГТС в обмен на дешевый газ. А в 2004 году, чтобы привлечь избирателей, Виктор Фёдорович, будучи главой Олимпийского комитета Украины, даже высказывал идею объединить олимпийские сборные команды Украины и России, мотивируя это тем, что тогда эта мегакоманда уж точно завоюет на Олимпиаде больше золотых медалей, чем команда США…
Это с одной стороны.
С другой стороны, сами кремлёвские политики признают, что с Януковичем крайне сложно разговаривать, ибо Виктор Фёдорович понимает патриотизм, как проявление экономической независимости Украины. Представители крупного капитала из окружения лидера регионалов осознают, что в случае сдачи государственных интересов в руки Кремля, их рано или поздно может ожидать судьба Ходорковского. Именно потому ни они, ни сам Янукович не допустят, чтобы Украина потеряла хоть толику государственного суверенитета и экономической независимости.
Следовательно, Янукович-президент — идеальная мишень для критики националистов. Многие националистически настроенные политики, вроде Тягнибока и того же Ющенко (который, кстати, уже заявил, что покидать политику не собирается), изберут Януковича-президента как объект для имитации борьбы за независимость Украины без риска потерять эту самую независимость. Любой мало-мальски грамотный политик-националист просто обязан будет сделать себе карьеру на президенте, давно и прочно ассоциирующемся у электората с Россией и оранжевым Майданом. А ведь ответить на это жестко Виктор Янукович уже не сможет. Недаром он дал обещание быть президентом всей Украины ради объединения Востока и Запада. Януковичу придётся терпеть критику и к ней прислушиваться.
Нужно ли молодому и перспективному политическому лидеру Тигипко такое скандально опасное политическое соседство? Естественно, нет, поскольку гораздо выгоднее оставаться политиком, не замешанным во властных скандалах. А Сергей Леонидович пока ещё не вызывает острого неприятия ни у Запада Украины, ни тем более у Востока. Следовательно, как минимум, до парламентских выборов ему крайне важно сохранить политическую нейтральность.
Юлия Тимошенко поступила не так дипломатично, как Янукович. Она решилась действовать наглее и пригласила Тигипко в штаб практически открыто. Зазывая политического оппонента за стол переговоров, Тимошенко тем самым показывает избирателям, что несёт стране перемены, хочет услышать все политические мнения. Но о чём Тигипко разговаривать с Тимошенко? Если о должности премьера, то она не в состоянии её предоставить, поскольку Кабинет Министров формирует в Украине не президент, а парламент. А для того, чтобы парламент мог сформировать Кабмин, в котором Тигипко станет премьером, Тимошенко должна создать в Верховной Раде коалицию депутатских фракций специально под своего кандидата. Но депутаты — не солдаты в армии… Они продаются и покупаются! В крайнем случае, депутаты могут и по совести не проголосовать за того, кого им навязывают! А даже если депутатская коалиция будет создана, то Тигипко-премьер будет чувствовать себя в Кабмине как приговорённый на пороховой бочке: коалиция распалась - и прощай портфель.
Если Тигипко согласится на такой союз, он превратится в свадебного генерала, который будет лишен реальной власти, а Кабинетом министров будут руководить президент, ну, и конечно же, первый вице-премьер Александр Турчинов. Дальше – больше: президент будет сваливать на премьера ответственность за любые провалы, любое ухудшение ситуации в стране, любые непопулярные меры. А сваливать есть что: промышленное производство сократилось почти на 22%. Такой показатель падения промышленности сопоставим, по мнению экономических аналитиков, с результатами войны на территории государства! Государственный долг Украины, по словам самой же Тимошенко, прогнозируется в следующем году на уровне 48,4% ВВП. Такие цифры госдолга есть разве что в странах Африки, причём в самых неблагополучных. О том, что весь мир с нетерпением уже который месяц ждёт дефолта в Украине, и говорить не приходится.
Исходя из этого, становиться понятно, что амбициозный Тигипко вряд ли станет размениваться на союз с премьер-министром, не сумевшим защитить страну от кризиса, дабы не марать свою репутацию и, опять-таки не фигурировать во властных скандалах.
Вот и получается, что оба лидера президентской гонки хотят просто использовать потенциал Тигипко. Но если Янукович ещё может быть заинтересован в нём как в прагматичном государственном менеджере, то Тимошенко просто постарается спихнуть на младшего партнёра будущие неудачи своей политики.
Выходит, что политические союзы перед вторым туром выборов президента заранее обречены на провал, а значит, невыгодны бронзовому призёру. А поскольку тройка-то в политике Украине образовалась «русская», то и обратиться стоит к российскому опыту как к историческому примеру, не более.
Николай Рыжков баллотировался в президенты, пригласив на пост вице-президента генерала-«афганца» Бориса Громова. И Ельцину, как основному конкуренту Рыжкова необходимо было уравновесить этот выбор — на пост вице-президента был приглашен Александр Руцкой. Но после выборов Руцкой как вице-президент был лишен всяческой власти, хотя очень её хотел. Что делает русский генерал, когда обижается на президента? Правильно, палит из пушек по Белому дому. Потому после подавления мятежа Руцкого Ельцин ликвидировал пост вице-президента навсегда. А на следующие президентские выборы, когда стало понятно, что Ельцин может проиграть коммунисту Геннадию Зюганову, был найден очередной генерал — Александр Лебедь. Перед вторым туром генерала назначили секретарем Совбеза. Лебедь уже привык к мысли, что добрался до реальной власти, но не тут-то было! Его сняли с генеральской должности и задвинули подальше.
Позже этот сценарий был опробирован и в Украине – когда после первого тура президентских выборов избиравшийся на второй срок Леонид Кучма назначил секретарем СНБО генерала Евгения Марчука. Евгений Кириллович был генералом украинским, более искушенным в политике и менее прямолинейным, чем генералы российские, и потому ему удалось удержаться во власти гораздо дольше. Но, как известно, договоренности с Кучмой практически поставили точку на его карьере публичного политика.
Потому, кого бы народ Украины не избрал своим президентом, представителям так называемого третьего пути развития — Тигипко и Яценюку — спешить с политическими союзами не стоит. Русская тройка потому и была таким быстрым и эффективным средством передвижения, что «пристяжные» лошади шли галопом, держа головы каждая в свою сторону. А «коренник» смотрел только прямо, вперёд на дорогу и шёл рысью, не спеша, зная своё дело - направлять упряжку.