Наследники Щербаня
О Владимире Щербане в последнее время почти не слышно, в 2006 году он со скандалом вернулся в Украину из американской тюрьмы, дал пару интервью и «затих». Раньше, в 2004-м, его особенно «возлюбили» участники Оранжевой революции в Сумах – за Беркут с дубинками, за давление на СМИ, за хождения по трупам с целью обеспечить результат Януковичу. В 2009 году журналисты о нем вспомнили лишь раз, когда разузнали о скользкой истории Сумского мясокомбината, принадлежавшего Щербаню и срочному выведению основных активов из него. Банк Виктора Пинчука «Кредит-Днепр» остался с носом – мясокомбинат почти обанкротился и не выплатил ему долг по кредиту на 20 миллинов гривен.
Не исключено что Владимир Петрович затаился и ждет то ли своего выхода на сцену перед президентскими выборами, то ли смены власти и возможности вновь стать хозяином Сумщины или какого региона получше. Однако не стоит забывать о его наследниках, смело продолжающих дело скандального губернатора.
Начать стоит с сына Владимира Щербаня – Артема Щербаня, который является ярким представителем молодого поколения из фракции Партии регионов. Пока папа в США готовился к «триумфальному» возвращению на родину, генеральный директор ЗАО «Гефест», один из крупнейших операторов рынка нефтепродуктов, получил №140 в списке регионалов. В 2007-м Артем Щербань был опять избран нардепом. Депутатская неприкосновенность в те времена «разгула демократии» была отнюдь не лишней для Артема Владимировича. Помнится, министр МВД Юрий Луценко рассказывал, как «два месяца Артем Щербань продавал подконтрольные отцу предприятия, начиная от банка «Владимирского» и заканчивая другими предприятиями. И, по некоторым оценкам, около 200 миллионов гривен были аккумулированы в "Родовид Банке", переведены в наличку, а потом, как свидетельствует сын Щербаня, он их передал после звонка отца незнакомому человеку». То ли из-за скандальности фамилии, то ли по причине врожденной скромности, но Щербаня-младшего трудно назвать политиком — он остается довольно непубличной фигурой. Хотя в последние год его «непубличность» пошатнулась – он закрутил роман с Кульбабой, знаменитой ведущей с телеканала М1. Щербань и Кульбаба, как истинные тусовщики, регулярно позируют для фотокамер светских фотографов. Судя по снимкам, жизнь Щербаня-младшего – настоящая «дольче вита».
Вторым по списку идет Виталий Хомутынник. Чаще всего в прессе он предстает в образе светловолосого ангела из Макеевки, самого молодого и перспективного депутата из Партии регионов, яркого представителя нового поколения честных и амбициозных политиков. Намеренное отбеливание образа Хомутынника СМИ не удивительно, есть что отбеливать. Началось сотрудничество Щербаня и Хомутынника с 1994 года и щербаневской фирмы «Каскад», занимающейся оптовой торговлей: углем, коксом, горношахтным оборудованием, канатной продукцией. Виталий был председателем правления ЗАО «Каскад» и одновременно директором.В течение нескольких лет под Хомутынником оказался целый ряд коммерческих структур: «Укрспецпоставка», торгующая топливом, «Интайм», оформленная на друга юности Лемешко и занимавшаяся скупкой акций предприятий и др. Отставка Щербаня и приход Януковича, равно как и расстрел Брагина, смерть большей части «авторитетов» и установление на Донбассе закрытой для чужаков «власти своих» не подкосила позиций Хомутынника. После назначения летом 1999 года Владимира Щербаня сумским губернатором в областной центр начали перебираться донецкие предприниматели, милиционеры, прокуроры и бандиты.
Подробнее о делах Хомутынника читайте в статье "«Ангельский» бандит из Макеевки"»,
Придя в Сумы с заданием от Кучмы выбить почву из-под ног Натальи Витренко, Щербань, выживший во многом благодаря доходам «Каскада», начал процесс внедрения "донецких ребят" на разные должности области. Следующим этапом пошел банальный рэкет местных предпринимателей и директоров. Хомутыннику досталась забота о предприятиях приборостроения, деревообрабатывающей отрасли, черной и цветной металлургии. Среди них - "Нефтепроммаш" (Ахтырка), "Свесский насосный завод" (Ямпольский район), "Белопольский машиностроительный завод", "Лебединский завод поршневых колец", "Сумской фарфоровый завод", а также ряд других региональных предприятий приборостроения, деревообрабатывающей отрасли, черной и цветной металлургии.
В 2000 году Щербань с Хомутынником регистрируют корпорацию "Северо-восточная промышленная группа". В ней 49% акций принадлежало ЗАО «Каскад», а остальные 51% — самой корпорации. Совместное детище Щербаня–Хомутынника до прихода к власти Виктора Ющенко контролировало деятельность ЗАО «Кролевецпромарматура», ОАО «Свеский насосный завод», ОАО «Нефтепроммаш», ЗАО «Сумской фарфоровый завод», ОАО «Роменский завод полиграфических машин», ОАО «Сумской завод резинотехнических изделий», ООО «Химические источники тока «Сател», ЗАО «Сумская швейная фабрика «Спецодежда», ОАО «Ахтырская швейная фабрика», АО «Ахтырсельмаш» и ряд других предприятий. Структура просуществовала до 2005 года.
В Сумах Хомутынник организовал банду «Бауманских» в структуру под названием «Молодь Сумщини». Хомутынник и еще один приближенный Щербаня – Борис Родельс выплатили перед выборами 2004 года этой организации более 100 тысяч долларов для запугивания избирателей и наблюдателей, для «каруселей» и избиения студентов. Родельс с Хомутынником даже непосредственно руководили этой бандой, указывая, на каком именно участке нужно устроить беспорядки.
В 2004 году, уже будучи нардепом, Хомутынник завязал отношения с двумя парламентскими братьями, известными финансистами, владельцами «Брокбизнесбанка», зарегистрировал совместно с ними страховую компания «Брокбизнесстрахование» и компанию по управлению активами пенсионного фонда. Эти контакты помогли ему выжить при новой власти и отстоять имущество, оставшееся в наследство от Щербаня. Так, он фактически перебрал на себя зернотрейдерскую компанию "Агроконтракт", переведя ее объемы на свой Торговый дом «Евросервис». "Агроконтракт" собирала зерно со всех подконтрольных Щербаню сельхозпредприятий. Сейчас они по инерции сдают урожай «Евросервису».
Последний раз Хомутынник вместе со своими «Союзом молодежи регионов» и Всеукраинским союзом молодежных и детских организаций «Национальный совет молодежных организаций Украины» «отличился» в 2007-2008 годах. Оба года подряд его организации получали по 295 тыс. грн из государственного бюджета для финансирования своих программ. Куда и на что пошли эти деньги, только Богу и Хомутыннику известно.
Третьим наследником Щербаня можно назвать Виталия Гайдука, крупного украинского бизнесмена, государственного деятеля, совладелеца корпорации "Индустриальный Союз Донбасса" (ИСД). Ныне – руководителя группы советников премьер-министра Юлии Тимошенко. В 1994 году началось тесное сотрудничество Гайдука с тогда еще председателем облсовета Владимиром Щербанем. После того, как Щербань возглавил областную администрацию, Гайдук стал его советником, позже – заместителем по вопросам работы промышленности, транспорта и связи. В 1997 г. Гайдук ушел в отставку, причиной чего, по некоторым данным, послужил его "коллаборационизм" с людьми премьер-министра Павла Лазаренко. В 1997 году губернатором Донетчины стал Виктор Янукович (по ноябрь 2002 г.), он и пригласил Гайдука на пост своего советника.
По версии журнала «Фокус» Виталий Гайдук в 2008 году вошел в число самых богатых украинцев (№7). Его состояние оценивается в $2,770 млрд, которое, согласно оценкам специалистов, за последний год увеличилось примерно на $500 млн. Гайдук стоял у самых истоков создания ИСД. В число активов корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» входят - Алчевский металлургический комбинат, Алчевский коксохимзавод, Днепровский меткомбинат им.Дзержинского, Днепровский трубный завод. По данным Интернет-сайта «Досье», ИСД контролирует: меткомбинат «Dunaferr» и метзавод DAM-2004 (Венгрия); меткомбинат «Huta Czestochowa» (Польша); металлопрокатный завод «Lozenс» (Польша); завод огнеупорных материалов в Хшанове (Польша); Краматорский меткомбинат им. Куйбышева; Пантелеймоновский огнеупорный завод. У корпорации три футбольных клуба: алчевская «Сталь», днепродзержинская «Сталь» и донецкий «Металлург». Пару лет назад Виталий Анатольевич приобрел газету «День». По слухам, в 2007 году Виталий Гайдук и Дмитрий Фирташ выкупили за $600 млн 61% акций канала «Интер», принадлежавших российскому миллиардеру, владельцу металлургической компании Evraz Group Александру Абрамову. По некоторой информации, к созданию ИСД имели отношения ныне покойные лидеры донецкого клана – Евгений Щербань и Ахать Брагин.
Издание «Украинская правда» в материале «Теневая энергетика» (24.02.2006) называет Виталия Гайдука причастным к коррупционным схемам работы госпредприятия «Укринтерэнерго», которое подчиняется Министерству топлива и энергетики, и которое в 2002 году возглавлял Гайдук.
Про других соратников, друзей и последователей Щербаня можно и не говорить. Достаточно включить телевизор или открыть газету, чтобы увидеть их на самой верхушке властного Олимпа в первых десятках списка бело-голубых, на президентских бигбордах или в ВИП-ложах самого дорогого стадиона в Украине. Вместе со Щербанем выходцы из одного с ним «донецкого клана» с помощью силы и денег добились всего. Вспомнят ли они о своем не столь удачливом друге, узнаем уже в ближайшие полгода.