(Продолжение. Начало читайте здесь)
Подоходный налог в Украине – 15%. Заработал на чем-то – будь добр, поделись. Как сказал однажды Николай Янович – «поделись с сиротами». Аналогии с фильмом «Двенадцать стульев» я решительно отметаю. Сироты – дело серьезное. Как тут не поделиться…
Да вот только делятся-то, в основном, лопухи. Те, у кого и так в карманах не шибко густо. Те, кто считает, что в стране, где более половины населения живет за чертой бедности, следует делиться тем, что смог выгрызть, урвать, заработать трудом тяжким. И правильно – лохи на то и лохи, чтобы делиться с неизвестными, мифическими сиротами. Люди «правильные» над налогом этим смеются. И обходят его весьма заурядными способами.
Нужно, к примеру, человеку отмыть денежку, полученную в результате мутной операции. Бюджет, предположим, грамотно распилили. Вывести несколько десятков миллионов за границу просто так не получится. У тебя за границей обязательно поинтересуются – откуда дровишки? Ответ у многих наших миллионеров стандартный – «продал акции». Арсений Петрович Яценюк любит именно так объяснять происхождение своего капитала. Акции продал! Удачно. В Украине никто не спросит, а на Западе спросят обязательно – «заплатил ли ты с этой сделки налог?»
И вот тут начинается операция по уклонению. Нет, налог не заплатил, потому что в течение 30 дней после удачной продажи акций произошел у счастливого миллионера инвестиционный убыток.
Делается это так – покупает миллионер акции какой-нибудь закрывающейся конторки. Ценные бумаги стоят 5 копеек, или, в лучшем случае, гривна за штуку. Купил, и выставил эти фантики на биржу ПФТС. Появляется некий банк, желающий срочно фантики приобрести. По десять тысяч долларов за бумажку. Ну, верит банк в то, что конторка когда-нибудь составит конкуренцию Microsoft. Чутье отменное у специалистов банка. Причем, деньги обладателю фантиков отсчитывают прямо в кассе банка. Может, так удобнее банкирам, кто их, банкиров, поймет.
Кажется – вот она, прибыль, отдавай с нее налог! Не тут-то было. У миллионера есть 30 дней для того, чтобы от налога уйти. Он свою прибыль вкладывает в другие ценные бумаги. В облигации государственного займа, или в странно дорогие акции свинофермы. При этом маленький кипрский банк с труднопроизносимым названием сделку страхует на всю сумму сделки.
А государство миллионера кидает! Или свиноферма разваливается, свиньи разбегаются, акции обесцениваются. Все, господа, каюк. Нет прибыли, есть инвестиционный убыток, возникший в течение 30 дней с момента получения прибыли. Убыток налогом не облагается.
При этом киприоты без проблем страховку в полном объеме выплачивают. Сумма отмыта, 15% от нее никому платить не надо. Сироты мерзнут, пенсионеры получают 800 гривен, те же, кто ездил на Бентли, пересаживаются на Бугатти. А вы думали – зачем 30 дней дано украинским миллионерам по законодательству? Не для этого ли?
Теперь обратим свои взоры на тех, кто, собственно, налоги собирает. В моем доме живет налоговик. Даже не среднего звена – так, рядовой сотрудник. Машины парень меняет чаще, чем некоторые мои соседи меняют носки (в лифтах сей нелицеприятный факт обычно дает о себе знать). Причем авто у парня - отнюдь не Ланосы и не Жигули. Но это, скорее, исключение из правил. Как правило же, сотрудники налоговой – честные ребята, выбивающие из гадких барыг долги перед сиротами. Они живут на зарплату, питаются пельменями, и валятся в конце рабочего дня с ног не от излишков выпитого коньяка, а от усталости. А когда скучно на работе становится этим рыцарям бюджета, они выдумывают разные интересные схемы. Такие себе веселенькие сценки, в которых сами потом и играют. Не была бы система налогообложения в стране такой тупой, не было бы и схем. Возьмем, к примеру, одежку.
Одной из причин, по которой рука власти решила взять за горло секонд-хенд является тот факт, что под видом ношенных вещей в страну ввозят шмотки, реализуемые потом в дорогущих бутиках. Есть ведь два способа ввоза того или иного товара в Украину – либо «в кармане», либо задекларировав. Если у тебя нет Государственной таможенной декларации, ты вещицу свою официально здесь не продашь. Но вот притащил ты шмотки, поставил себе на баланс, и продал как юрлицо. Продал, положим, гламурные трусы какому-нибудь Олегу Ляшку за 20 тысяч долларов, аналогичную лабуду продал Лободе, так и набежало в месяц 200 000 $. Если у тебя супердорогая аренда, и зарплату персоналу ты платишь аховую, все равно слишком велик доход. Большой доход – большие налоги. Жалко.
Тогда ты находишь фирму, которая окажет тебе информационные услуги. Пересчитает, к примеру, звезды на небе. Спросят – «а зачем тебе это надо было?», ты и ответишь – «хотел сделать пиар-ход, но не получилось». Таких фирм, считающих звезды, либо оказывающих дизайнерские, реставрационные, консультационные и прочие услуги в Украине немало, и получают они за труды 10% от суммы «заказов». Но ни одна из подобного рода контор не создается просто так и лишь бы кем.
Их создает, по рассказам источников в среде налоговиков (универсальная журналистская отмазка для суда – «по рассказам источников», поди их найди эти источники) либо налоговая инспекция, либо налоговая милиция. Получают люди свой процент, но становится им рано или поздно скучно. И придумывают они схему, позволяющую взимать с лохов-коммерсантов небольшие надбавки к жалованию.
Удумали налоговики отменять госрегистрацию своих фирм. Во всех странах мира при аннулировании регистрации плательщика НДС 1 числа все операции, осуществленные 2-го числа, считаются незаконными. Отечественные борцы с коррупционными схемами и неплательщиками налогов создают фирмы, получающие свидетельства плательщика НДС 1-го числа, а 2-го числа собственноручно написанным заявлением владельцы фирм просят аннулировать это свидетельство.
Но на руках у фирмача копия свидетельства плательщика остается, и он ее всем своим клиентам, заказывающим различные услуги, тычет. К слову, в 99 случаях из 100 бухгалтер просто отправляет копию свидетельства плательщика НДС по факсу. Налоговики ждут, пока фирма распухнет от финансовых поступлений, как пауки ждут толстую муху. И вот фирма «созревает» - наколбасили «звездочеты» за год 100 млн. гривен одного лишь НДС. Пора операцию завершать. Налоговая милиция по результатам проверки своей же фирмы подает на нее в районный суд. Выясняется страшный факт – свидетельство аннулировано. Но если свидетельство аннулировано, то имел ли право контрагент зачислять себе НДС на кредит на услуги, которые он предоставлял? Нет, не имел. НДС в данном случае незаконный, как и вся отчетность.
Приезжает к фирмачам, заказывавшим два года назад у данной фирмы услугу по пересчету лавочек во дворе налоговая милиция, и производит выемку копий документов. Все происходит культурно, со словами «спасибо» и «будьте так добры». Берут заверенные копии, и исчезают на месяц. А через месяц появляются вновь.
С озабоченными лицами приходят к руководству фирмы, и сообщают о том, что за неправильно насчитанный НДС с фирмы причитается колоссальный штраф. Вот, операция за 2007 год – незаконная. Не хотите заплатить штраф в пятикратном размере? «Как так?! Вот, смотрите, копия свидетельства, заверенная печатью!» «В том-то все и дело», - отвечает налоговик с умными, чуть усталыми глазами, – «Такие жулики вам попались…» Что же делать? Естественно – договариваться. И платить…