За госдокументы бизнес платит "частникам" 8 млд в год!
Глава Госкомпредпринимательства в беспрецедентно резкой форме подверг критике целый ряд министерств и ведомств, которые срывают дерегуляцию предпринимательской деятельности — с указанием фамилий. Причем прозвучали и цифры, которые позволяют судить о том, какой ущерб государству наносят коррумпированные чиновники и приближенные к ним коммерческие структуры.
Минздрав, Минстроительства, таможня, губернаторы, Нацбанк — претензии к их роли в дерегуляции Бродский озвучил четко. Но более всего он обрушился на известный коммерческий консорциум «ЕДАПС», который, как не раз писало «ЗН», превратил выдачу государственных документов в высокоприбыльный частный бизнес. С помощью, скажем так, специфических аргументов «ЕДАПСу» многие годы удавалось договариваться со всеми правительственными чиновниками. Но вот теперь в действующем Кабмине нашелся чиновник, который не боится выступить против коррупционных схем, а это, согласитесь, ЧП в хорошем смысле слова, тем более нехарактерное и резонансное, что патрон «ЕДАПСа» Василий Грицак является депутатом Партии регионов.
Руководство консорциума «ЕДАПС» во времена Кабмина Тимошенко работало на стороне БЮТ и обвиняло в коррупции и бандитизме лично Януковича, Азарова, Левочкина. Казалось бы, после победы «регионалов» «ЕДАПС» должны ожидать репрессии. Но этого не произошло. Трудно представить себе, какой ценой хозяевам схемы удалось заполучить индульгенцию в правительстве и администрации президента, но суровые донецкие парни забыли все обиды, и «ЕДАПС» продолжил доить государство в доле с уже новыми пайщиками.
Борьба с коррупцией, разумеется, не исчерпывающе, но тесно связана с построением «электронного государства», о чем также ранее писало «ЗН». Отмена поборов чиновников, связанных с нынешней бумажной системой документооборота, возможна только после того, как под единым централизованным контролем государства будет построена принципиально новая система государственного управления, которая может прозрачно предоставлять любому предпринимателю любые виды государственных услуг, возможность быстро и бесплатно сдавать любые виды отчетности государственным органам и естественным монополиям.
Насколько далеки мы от этого, и обсуждалось в нашей беседе с главой Госкомпредпринимательства Михаилом БРОДСКИМ.
— Михаил Юрьевич, во сколько обходятся нашей стране защитные элементы на бланках строгой отчетности для лицензионно-разрешительной системы?
— Давайте вспомним историю. Первую систему документооборота и первые документы строгой отчетности на Руси ввел царь Петр I. Он постановил, чтобы челобитные царю подавали на специальной, так называемой гербовой бумаге, которая была определенным образом защищена от подделок.
Царь сделал этот шаг прежде всего для повышения доходов бюджета. В наше время нарушена сама государственная идея Петра I, состоявшая в том, что все деньги за бланки, печати и защитные знаки всех видов должны поступать в бюджет.
Для меня как главы Госкомпредпринимательства и как участника рабочей группы по разработке Налогового кодекса совершенно очевидно: люди будут платить налоги в бюджет тогда, когда им снизят другие официальные и неофициальные поборы и когда они увидят, что их деньги не разворовываются, а используются по назначению. Надо провести дерегуляцию, избавить бизнес от необходимости оплачивать тысячи лицензий, разрешений, голограмм, взносов в благотворительные фонды и так далее, цена которых растет каждый год, а прибыль поступает в карман частным лицам!
Я направил президенту письмо, в котором обрисовал ситуацию и предложил отменить голографическую защиту бумажного документооборота в большинстве сфер, где в этом нет никакой необходимости. Это бизнес чиновников — на любой документ ставится голограмма, чтобы продавать его не по копеечной себестоимости, а за десятки и сотни гривен. Сразу после направления письма президенту ко мне прибежал депутат Василий Грицак из консорциума «ЕДАПС»: «Миша, что ты делаешь, цена упадет!» А я ему говорю: «Так я этого и добиваюсь!» Грицак нанял людей, чтобы меня поливали грязью.
Вот, посмотрите, мы подготовили аналитику, на каких документах используются голограммы. По МВД: водительское удостоверение, свидетельство о подготовке водителей для перевозки опасных грузов, временный регистрационный талон, акт приема-передачи транспортного средства, талон о прохождении техосмотра, справка-счет, справка об отсутствии или наличии судимости, свидетельство об окончании учебного заведения по подготовке водителей и многое другое.
По Министерству образования — 11 видов бланков. Даже в Министерстве аграрной политики «ЕДАПС» нашел куда прилепить свои голограммы — для коров сделали специальные защищенные паспорта! Марки наклеили даже на складские квитанции на хранение зерна. И так по всем министерствам и ведомствам.
Министерство здравоохранения решило защитить голограммами даже лист нетрудоспособности! Министерство культуры и туризма голограммами оснастило туристические ваучеры.
За предыдущие пять лет количество подобных документов с голограммами стало просто непомерным. Эти документы в стране выпускаются десятками миллионов каждый год, и, по сути, на большинство из них клеить голографические марки, а тем более такие дорогостоящие, нет ни малейшей необходимости. А нотариальные бланки — их цена уже достигает 70 гривен!
Вы же понимаете, что там, где появляется цена, там появляется и наценка. Как это делается? Приходят к министру, говорят: «Ты в доле». И он подписывает приказ о применении голограмм на любой бумаге, которую данное министерство выпускает.
Цены на голограммы превышают все мировые образцы. Голограмма «Укракциз» в два раза дороже своего французского аналога. Голограмма «Маска-2» для документов МВД стоит 37 гривен за штуку при себестоимости… 20 копеек! И так по всем позициям: в других странах голограммы для документов стоят копейки, а у нас цены на них в десятки раз выше себестоимости.
Чиновники лоббируют «ЕДАПС», нанося прямой ущерб государству. Заказы на производство документов строгой отчетности идут на коммерческую фирму, а государственное предприятие «Киевская офсетная фабрика» заказов не получает.
По моим оценкам, стоимость документов строгой отчетности, защитных знаков и т.д. в год составляет порядка 8 млрд грн! Это не сборы, это — поборы! И большая часть этих денег идет не в бюджет, а на счета физических лиц, которые проживают за рубежом и платят налоги не в Украине.
— Есть ли вообще необходимость в голограммах на бланках строгой отчетности и акцизных марках?
— Голограммы могут использоваться при двух условиях: их цена должна быть не выше рыночной, и все 100% доходов должны направляться в бюджет. А сейчас голограммы «ЕДАПСа» от подделки не защищают.
Нет никакой необходимости клеить голограммы на документы строгой отчетности. Проверьте по электронной базе данных номер документа, проверьте, кому он выдан и кем выдан, и дайте человеку бланк — бесплатно или по реальной копеечной себестоимости.
Проблема «ЕДАПСа» заключается в том, что в Украине создана частная монополия на производство документов строгой отчетности, 90% прибылей которой оседают на заграничных счетах. Дошло до абсурда: владелец «ЕДАПСа» — Сидоренко является владельцем патента даже на загранпаспорт Украины, на обложку с гербом и все страницы и получает за это роялти! Такого нет ни в одной стране мира.
— «ЗН» уже публиковала структуру себестоимости загранпаспорта: из 120 гривен более 100 получает «ЕДАПС» за то, что производит один-единственный защитный элемент.
— «ЕДАПС» монополизировал производство паспортов в Украине, и государство эту сферу не контролирует. По моей информации, через Грицака проходит оформление загранпаспортов Украины для нелегальных мигрантов из азиатских стран.
Мы собрали информацию по деятельности «ЕДАПСа» и направили президенту, премьер-министру, в СБУ, МВД и Антимонопольный комитет.
Я вам скажу так: Антон Яценко по сравнению с Грицаком и Сидоренко просто отдыхает! Кстати, по Сидоренко до сих пор не закрыты уголовные дела, связанные с банкротством «Дамиана-банка».
— Система создавалась годами, и какие шансы, что вы сможете ликвидировать монополию «ЕДАПС», вернув государству производство документов строгой отчетности?
— Я получил поручение президента, и я этим занимаюсь. Президент сказал на совещании: «Наведите порядок». Мы должны изменить законодательство. Ввести закон об ответственности чиновников, отменить подзаконные акты, приложения и дополнения, которые касаются регуляторной деятельности. Результатом представленной информации, я считаю, должны быть уголовные дела.
Трудно проводить дерегуляцию предпринимательской деятельности именно потому, что такие структуры, как «ЕДАПС», имеют прямую коммерческую выгоду от существования лицензий, разрешений и от увеличения их количества, от увеличения поборов с предпринимателей. Даже сейчас, упраздняя одни разрешения, бюрократия создает другие. За последние полгода на согласование в Госкомпредпринимательства поступило 1000 проектов разнообразных регуляторных актов, и половину из них мы вернули обратно как необоснованные и наносящие ущерб предпринимателям.
Но я уверен, что в страну приходит порядок, и поручение президента значит больше, чем частные интересы отдельных чиновников.
— Вы входите в состав рабочей группы по принятию Налогового кодекса. Какие статьи являются для Госкомпредпринимательства ключевыми?
— Конечно, главным в кодексе является радикальное снижение ряда базовых ставок налогообложения.
Мы должны покончить с аферами в сфере НДС. Возврат НДС превратился в отдельный вид бизнеса, когда ничего производить не надо, а надо получить возмещение из бюджета.
Только на возврате НДС зернотрейдерам государство в 2009 году потеряло свыше миллиарда долларов. Считаю, что НДС для зернотрейдеров будет отменен, и эта позиция является принципиальной. Также будет отменен НДС на металлолом и лес, который вывозится за границу. Откуда там добавленная стоимость?
Мы должны вывести страну из долговой ямы и «тени» в легальную сферу. Президент и премьер-министр на всех совещаниях постоянно ставят задачи: «Покончить с поборами!» Мы понимаем, что вывести экономику из тени можно, только если отменить теневую систему поборов. Надо ликвидировать основные схемы грабежа государства, которые являются фундаментом коррупции. Давайте начнем с самых очевидных и самых вопиющих случаев. Разобравшись с «ЕДАПС», с НДС зернотрейдерам и по металлолому, мы покажем обществу, что государство умеет защищать свои интересы.
Также мы доложили президенту, что в Украине было создано 10 тысяч(!) государственных предприятий при министерствах, ведомствах, комитетах, администрациях, которые предоставляют административные услуги. И деньги за это остаются на их счетах, до бюджета они не доходят. В ближайшее время правительство собирается принять постановление, согласно которому все деньги, полученные за предоставление административных услуг, должны будут переводиться в бюджет. Данное постановление уже прошло правительственный комитет первого вице-премьера А.Клюева.
Думаю, в понедельник мы станем свидетелями революционной реформы: чиновники потеряют всякий интерес к тому, чтобы плодить новые поборы в виде платных услуг, ведь деньги от них будут идти в бюджет.
Следующим этапом станет создание рабочей группы во главе с Клюевым и мной как заместителем, которая по поручению президента и премьера должна оставить только необходимые государственные предприятия из этих 10 тыс. Остальные будут ликвидированы.
На заседании Комитета экономических реформ я сказал, что провести дерегуляцию при существующем сопротивлении чиновников за три месяца мне не удалось. Нужно время, потому что система складывалась годами. Конечно, если бы можно было вывести во двор Кабмина двух-трех министров и расстрелять, это бы значительно ускорило дерегуляцию. Но мы добьемся цели чуть позже — законным путем. Мы введем закон об ответственности чиновников, по которому за второе нарушение в плане введения незаконных требований к гражданам и бизнесу чиновник будет караться увольнением. За первое же нарушение будет предусмотрен штраф в 850 грн.
— Дерегуляция предпринимательской деятельности и борьба с коррупцией невозможны без построения «электронного правительства». У нас же сейчас электронный документооборот — сфера коррупции, о чем «ЗН» писало, анализируя деятельность «Информационного центра» Минюста и компаний «Артмастер» и «3Т». Что делается в этом направлении?
— Премьер-министр Николай Азаров создал правительственную комиссию, куда включены представители всех министерств и которую он доверил возглавить мне, чтобы провести инвентаризацию всех систем электронного документооборота, электронной цифровой подписи и всех других аспектов построения электронного государства. Чтобы исключить контакт предпринимателя с чиновником и сократить лицензионно-разрешительную систему, надо построить современную систему управления государством.
Правительство понимает, что этот вопрос является одним из ключевых для успешного осуществления реформ в стране.
Недавно представитель министерства финансов Франции сделал весьма интересное для нас заявление: реализация программы «Цифровая Франция» в 2008 году позволила уже сейчас сэкономить государству около 10 млрд евро! Вдумайтесь в эту цифру — это больше чем все кредиты МВФ, которые планирует взять Украина!
Безусловно, по этому пути следует идти и Украине. Мы должны построить единые стандарты систем электронного документооборота, ввести единый стандарт цифровой подписи.
Конечно, многие министерства выступают против. Тем не менее наша комиссия проводит работу в этом направлении, и очень скоро, я надеюсь, мы сможем говорить о продвижении. В работе комиссии участвует Служба безопасности, сейчас мы также привлечем Госслужбу спецсвязи, и задача стоит предельно ясная: поставить под контроль государства и системы документооборота, а также выдачу ключей.
Мы должны сделать для предпринимателя удобную систему доступа ко всем видам государственных услуг. Сейчас у каждого ведомства свои системы электронного документооборота, которые между собой не интегрированы. Свои ключи. За все это надо платить — опять-таки коммерческим структурам, по непонятным расценкам. У меня здесь один подход: вся сдача отчетности в любые контролирующие структуры для предпринимателя должна быть бесплатной. Надо прекратить грабеж государства и бизнеса. Все работы по созданию электронного правительства следует проводить под контролем государства.
Это, кстати, прямо предусмотрено украинским законодательством, в частности, статьей 4 Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте».
Для предоставления административных услуг в электронной форме следует использовать Национальную систему конфиденциальной связи в соответствии с действующим законодательством. Технические решения в Украине есть. Если системным интегратором проекта электронного правительства будет государство, только тогда мы будем защищены от рисков создания новых «едапсов» и новых лазеек для легализованных поборов с предпринимателей.
ЗН