За «богатую Украину» с нищим бюджетом!
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Как приятно «укреплять величие государства», отказываясь платить ему налоги…
Движение «челночников», «мешочников», и разных прочих «ларечников», обычно именуемых «единоналожниками» против «драконовского Налогового Кодекса» набирает обороты. По их же заявлениям под стенами Верховной Рады этой публики уже удалось собрать чуть ли не 10 тысяч. Не ахти какая цифра – но, как минимум, больше нескольких десятков демонстрантов, протестовавших недавно против проекта нового КЗОТа. Хотя последний документ затрагивает интересы на порядок большего количества граждан, нежели всех «теневых», «серых» и «белых» мелких бизнесменов вместе взятых. Правда, говорить о «белизне» этой категории (в смысле официально выплачиваемых зарплат и положенных налогов) наверное, можно лишь в том же смысле - что и, скажем, о «кристально честных и добросовестных чиновниках». И прочих ненаучно-фантастических вещах.
Зашевелились и политики-«сэконд-хенд», в первую очередь вышедшая в тираж после серии проигранных выборов бывшая «кумирша Майдана» Тимошенко. А что – у «женщины с косой» всегда была короткая память, чего ей о каких-то там поражениях думать? Как и о том, что в бытность премьером, Юлией Владимировной предпринимались неоднократные попытки заставить ныне столь горячо защищаемых «единоналожников» платить хоть какие-то минимальные взносы в Пенсионный Фонд. И, окажись леди Ю каким-то чудом вновь у власти – нет сомнений, что ее популисткие взгляды опять подверглись бы коррекции на 180 градусов.
Звучат призывы к референдуму о доверии лично президенту и парламенту. Странно, что не требуют импичмента главе государства. Наверное, уже самые наивно-крикливые ораторы усвоили – отрешить в Украине от власти носителя «булавы» (любого «цвета») досрочно – практические невозможно. Что делать – еще ни один обладатель главного кабинета страны не удосужился подписать «Закон о временных следственных комиссиях» Верховной Рады. Без которого норма Конституции вроде бы прямого действия об импичменте сгодится не более – чем автомобиль с выкрученными свечами зажигания для поездки.
Тоже самое и с референдумом. В том числе и по народной инициативе. У предшественника Виктора Федоровича уже накопился изрядный «джентльменский набор» задвинутых в долгий ящик гипотетических плебисцитов. Например, о запрете вступления Украины в НАТО, о государственном статусе русского языка и т.д. И ни одному из них не был дан ход – несмотря на собранные с запасом 3 млн подписей. Ну не захотел Виктор Андреевич узнавать мнение народа по этим вопросам (может быть потому, что и сам отлично знал эти ответы) – и ничего сделать ему нельзя.
Впрочем, как раз по «угнетаемым предпринимателям» референдум был бы вполне возможен. Последние, в состоянии «манифестационного опьянения средней степени», по-видимому, просто не представляют – чего просят. А вдруг власть спросит народ не о об отношении к себе любимой – а к тем же «мелко-средним» бизнесменам? Можно даже не в самом радикальном варианте: «А нужен ли нам вообще ТАКОЙ бизнес, который практически не платит налоги?». Конечно, сами вышеупомянутые бизнесмены (и члены их семей) ответят положительно. А вот насчет остальных – есть о-очень большие сомнения…
Кто платит – тот и заказывает…власть!
Хотя, можно спросить и полиберальнее, порыночнее. В полном соответствии с корпоративным правом. Ну вот что кричат под стенами Верховной Рады толстые тетки «на грани голодной смерти», оторвавшие свои филейные части от базарных стульчиков? «Мы хотим, чтобы Украина была сильной, богатой и демократичной!» Вот и представим, что наша любимая «ненька» – это своего рода «акционерное общество». С определенным уставным капиталом, именуемым «бюджетом». Каждый акционер владеет определенным количеством акций - которое и определяет степень его влиятельности.
Теперь посмотрим конкретный вклад «малого бизнеса» в общий котел-капитал-бюджет «корпорации Украина». И увидим, что эти «патриоты» вносят аж 2 млрд гривен из текущих 450 миллиардов! Экстраполируя на нынешний состав Верховной Рады, состоящий как раз из 450 депутатов, нетрудно посчитать положенную «квоту» «цвета базарной нации» - 2 (два) мандата. Это бесконечно далеко даже от «блокирующего пакета» - 151 голос, без которого нельзя вносить поправки в Конституцию. И уж совсем космическая дистанция отделяет этих «супер-мега-миноритариев» от пакета «контрольного» – большинства в 226 голосов. Для этого «всего лишь» нужно заплатить налогов на 226 миллиардов – а потом уже качать права.
Кстати, «всеобщее избирательное право», которое ныне кажется некой «аксиомой демократии» – на самом деле достояние лишь самых последних времен. А до этого многие избирательные системы включали в себя понятие самых различных «цензов». Даже в «вечевой демократии» Новгорода право кричать на площади имели лишь взрослые мужчины, живущие отдельно от родителей. А если не отделился от отца-матери – слушай других и молчи в тряпочку, пока экономически самостоятельные сограждане решают городские дела. На родине парламентаризма, Англии, еще в 19 веке существовали имущественные цензы, значительно расширяющие влияние зажиточных слоев общества – и соответственно сужающие таковые у бедняков. Даже в «государстве рабочих и крестьян» СССР, до 1937 года первые выбирали одного депутата от 25 тысяч, а вторые – от 125.
Ныне, правда, формальное избирательно право по принципу «один человек – один голос» внедрено практически повсеместно. Хотя, фактически, несмотря на такую систему, правом голоса обладают не все проживающие в той или иной стране. А именно – иностранцы с «видом на жительство», пользующиеся всеми правами граждан, кроме вышеупомянутого. Хотя и тут мы не обошлись без своего «ноу-хау». На Западе такие «эрзац-граждане» платят налоги - но не избирают власть, а у нас больше всего кричат о необходимости поменять власть именно те, кто не платит налоги.
И все-таки, вышеупомянутый «ценз» все равно остался. Только уже в модифицированном виде – той же политической борьбы. В ходе которой политические силы, представляющие те или иные группы избирателей (и их интересы) получают от последних определенные «акции»-голоса – право на представительство во власти.
«Анархия – мать порядка». Но и – «отец банкротства»
В сущности, события 2004 года, если отбросить пропагандистскую шелуху, были настоящим «восстанием миллионеров против миллиардеров». Но, поскольку первые могли количественно составить разве что группу «любих друзів» Виктора Андреевича (и «любих моїх» Юлии Владимировны) – им требовались союзники. Которыми с удовольствием стали именно мелкие бизнесмены – ставшие «младшими офицерами» оранжевой революции, а также «снабженцами» немаленькой «армии» ее «рядовых» – студентов, школьников, интеллигенции. И если «любые друзи» всех «оттенков» предпочитали крупные преференции для своего бизнеса – их помощникам помельче требовалось другое – «свобода от гнета». Обычно связываемого с именем Николая Азарова – пытавшегося уже в начале десятилетия навести хоть какой-то порядок в налоговой сфере.
С «азаровщиной» тогда успешно покончили – вместе с элементарной налоговой дисциплиной. Крупный бизнес сначала прижали БТРами под донецкими офисами – потом, правда, удовлетворились и пожертвованиями на «Мыстецький арсенал» и «Больницу будущего». Даже «Криворожсталь» отобрали у олигархов отечественных – чтобы перепродать олигархам индийским. Жаль, правда, что следов вырученных 25 миллиардов не могут найти до сих пор все правоохранители вместе взятые – ну да ничего, главное – «справедливость восторжествовала».
До поры до времени, начавшийся развал компенсировался несоразмерными инвестициями спекулятивного западного капитала в банковскую сферу – и ростом потребительского кредитования. На его «игле» «любители трипольских черепков» даже умудрились подрубить под корень основу успешного существования базисных «валютообразующих» отраслей, «химии» и металлургии - дешевый российский газ, принесенный в жертву геополитическим интересам далекого Вашингтона.
Но потом грянул экономический кризис – и лафа закончилась. Украина превратилась в государство-банкрота, удерживаемое от абсолютного дефолта лишь постоянными долларовыми «инъекциями» МВФ. Ну так ведь – опять же, согласно всем экономическим нормам демократического общества – за «банкротство» «должник» отвечает всем своим имуществом. Продавать «с молотка» у нас почти нечего, кроме отдельных «изюминок» - остальное нормальным инвесторам и даром не нужно.
Вот и приходится «изыскивать внутренние резервы» - в том числе, и в плане собирания налогов. Отношение к которым на Западе, в отличии от того, что бытует в среде наших доморощенных горе-«западников» самое пиететное. Недаром знаменитого гангстера Аль-Капоне посадили на 20 лет не за кровавые преступления – а именно за неуплату их, родимых. И время от времени список посаженных пополняется новыми и новыми знаковыми фигурами, не считая разной «мелочи».
Кстати, по украинское «закручивание налоговых гаек» тоже происходит по совету все того же МВФ – и стоящим за ним правительствам западных стран. «Своя рубашка», - знаете ли, «ближе к телу», если Киев откажется не в состоянии платить долги по взятым государством и бизнесом кредитам – пострадает западная экономика и налогоплательщики. Которым тем более будет трудно объяснить – почему это они должны платить налоги, а стремящиеся в Евросоюз «демократические единоналожники» – нет? Которые и политическую власть-то потеряли исключительно из-за экономической несостоятельности реально исповедуемой ими доктрины «налоговой анархии».
Грядет ли «революция безналожников»?
Заодно это и ответ на вопрос – может ли произойти в ближайшее время Майдан по образцу прежнего? Однозначно нет – Европе и США ныне не по карману поддерживать выступление социального слоя, на словах выступающего за «силу и величие Украины» - а на деле гробящих государство, отказывая ему в уплате налогов, которые без разговоров платит бизнес покрупнее.
Аргументы этих «патриотов» просто умиляют своей демагогией. «Мы ж не требуем у государства денег на зарплату – мы зарабатываем их сами». Ага – зарабатывают, как же. Что не у государства напрямую – это точно. Да и зачем – для этого есть сограждане. Львиная доля малого бизнеса, как правило, ничего не производит – кроме «купи-продай», и всевозможных «услуг». За исключением, конечно, псевдо-«единоналожников», преступных «сетевых» структур бизнеса крупного, созданных для ухода от налогов.
А так – купил у крестьянина свинью по десять с лишним гривен живого веса – продал за 50-60 гривен мясо на рынке – вот и «независимый от государства» заработок. Закупил в «забугорье» никому не нужный там сэконд-хэнд на вес или китайский ширпотреб – реализовал здесь за неплохие денежки. Угробив заодно добрый миллион рабочих мест в дышащей на ладан легкой промышленности так любимой на словах «неньки»
Или спекуляции на тему: «Мы ж даем работу стольким людям». Ну да – только им обычно зарплату выдают «в конвертах», не платя ни копейки в Пенсионный фонд. И при этом еще хватает совести приговаривать: «Да зачем нам эта госпенсия, мы сами себе на жизнь заработаем!» А престарелым родителям этих бизнесменов кто пенсии будет платить – «Александр Сергеевич Пушкин» из числа всяких там «бюджетников» и прочих работников с «белой зарплатой»? Тоже «сами обеспечим»? Так чего ж тогда не попросить «обеспеченных» стариков официально отказаться от госсодержания – всяко меньше нагрузка на бюджет будет. Равно как и самих «малых» бизнесменов – от любых услуг и защиты государства, которому они напрочь отказывают в положенных законом выплатах.
При виде этой картины иногда мелькает шальная мысль – а не дешевле будет вообще отказаться от такого сомнительного «благодеяния», как «самостоятельное обеспечение мелкого бизнеса»? Ну, выплачивать им, не умеющим или не хотящим заниматься производительным трудом, социальное пособие на уровне «минималки» – а их якобы незаменимую «нишу» передать бизнесу среднему и крупному? Посредников станет меньше, цены для потребителя сразу снизятся, бывшие работники «единоналожников» перейдут на работу с «белыми» зарплатами, мгновенно перестанет быть дефицитным бюджет. Право, такая «милостынька» обойдется стране гораздо дешевле, чем нынешнее положение. Словом, сплошная выгода – что и говорить.
И нечего пугать народ «тенизацией». 2 млрд сборов в год – это та же тень. «Налоговикам нечего терять, кроме своих цепей» – даже если все без исключения мелкие торговцы официально откажутся от своего статуса – всего пара-тройка административных штрафов в год с каждого за «незаконное занятие бизнесом» с лихвой компенсирует эту жалкую сумму. Ну а потом «рационализаторам» просто надоест платить постоянные штрафы – в пользу «неподъемных» налогов.
И вообще, если они такие «неподъемные» и работать с ними можно только в убыток – отчего же «единоналожники» не перейдут на обычную систему налогообложения, тем более, что им обещаны первые 5 лет после перехода налоговые «каникулы»? Бухгалтерам за составление отчетности не хочется платить? Напрасно – они тоже люди, кушать хотят. И потом - как же с заявлениями о том, что «малый бизнес дает работу множеству народу»?
Вообще, еще до громких заявлений манифестантов об «объявлении войны до победного конца» правительству уже видно, что они войну эту проиграли. Конечно, близкие к оппозиционным олигархам телеканалы еще дают сочувственные «угнетаемым» комментарии – но это, скорее, по инерции. Поскольку крупный бизнес объективно заинтересован в отсутствии мелких конкурентов – тем более, если они поставлены в более выгодные налоговые условия, чем крупные предприятия.
Ну а насчет остальных граждан Украины – и говорить нечего. Чтобы получить их сочувствие – надо для начала получать сравнимые с ними доходы. 2 с лишним тысячи в месяц «грязными» – и то, в среднем. «Бюджетники» получают, вообще, в полтора раза меньше – в первую очередь, кстати, из-за хронического недовыполнения госбюджета. И, заметим – пока на площадь перед Верховной Радой не выходят.
Так что, конечно, у каждого свои проблемы - «кому на хлеб не хватает – а у кого-то жемчуг мелок». Но надеяться на сочувствие первых в отношении вторых как-то наивно. Так что, грезящим о новой «революции для единоналожников», давно ставших «безналожниками» лучше заняться чем-то более продуктивным, чем бесплодные «маниловские» мечты «дважды войти в реку одного и того же Майдана».