(Продолжение. Начало читайтездесь)
«Сколько у государства не воруй, все равно своего не вернешь». Это довелось услышать как- то в приемной одного из министров Кабмина в ожидании интервью. Сказано было в шутку, и речь шла о высокой планке налогов. Но нынче, в свете ожидаемого вступления в силу с 1-го января 2011-го пакета антикоррупционных законов, звучит как вопрос: так сколько у государства воруют и как это делают? По расчетам «Обозревателя» каждая четвертая гривня бюджета этого года может оказаться в руках коррупционеров.
Среди громких дел последнего времени – дело экс-министра МВД. Фамилий резонансных фигурантов называть не будем, ибо суд – и только суд! – вправе вынести вердикт и поставить на человеке «воровское клеймо».
Но если верить обнародованной фабуле обвинения, главному экс-правоохранителю инкриминируется, говоря языком юридическим, присвоение госимущества в особо крупных размерах путем превышения служебных полномочий и в результате предварительного сговора… Цена вопроса – незаконное присвоение личному водителю офицерского звания подполковник, следствием чего стала незаконная выплата последнему 40 тыс. грн.
Есть случаи и другого толка. Летом этого года арестовали замминистра экологии и природных ресурсов. За взятку. Она предназначалась для утверждении в должности подчиненного ему начальника областного масштаба.
Совсем недавно, как уже сообщалось, взяли под «белы рученьки» главу Госинспекции по контролю за ценами Минэкономики. Ей, как поговаривают, везли и несли со всех подконтрольных регионов.
Кстати, в этом деле легко представить коррупционную цепочку и ее последствия. На рынках областей штрафуют предпринимателей (часто-густо по надуманным, но узаконенным всякого рода инструкциями предлогам), они откупаются, а мы, рядовые покупатели, оплачиваем из своего кармана «векселя» контролеров за приобретаемые товары и продукты.
Финансы – сообщающиеся сосуды: если у кого-то карман прохудился, значит, у кого-то он обязательно пополнился…
Но речь о другом – о финансах государственных. Они, как показывают украинские реалии, весьма умело передаются некоторыми чиновниками из рук в руки до тех пор, пока не осядут в нужном месте и у нужных людей. Вот примеры для иллюстрации. Они получены «Обозревателем» у столичных правоохранителей. И касаются бывших начальников Киевской горгосадминистрации, оказавшихся нынче в следственных изоляторах и на подписке о невыезде за те или иные прегрешения. Именные тайны следствия выведем за скобки. Поговорим о механизмах незаконного обогащения.
Цены завышают, «откаты» получают
Классический случай – строительство информационно-аналитического центра «Безопасная столица» и центра контроля пассажирских перевозок. На эти объекты из городской казны выделили 17 млн грн. По назначению ушло не многим более полутора миллионов. Да и то, как установили следователи, «материалы были куплены по ценам значительно выше рыночных». Дальше – все по схеме: 15,5 млн грн поступили на счета контролируемых и под эту аферу задействованных фирм. Потом их обналичили. И они осели, как уверены на данном этапе расследования люди в погонах, у руководителей коммунальных предприятий «Киевстройпроекта» и «Киевинформатика».
Еще больший незаконный куш сорвал, как резонно полагают правоохранители, заместитель директора «Киевпастранса» при возведении «долгоиграющего объекта» - реконструкции скоростной трамвайной линии (на Борщаговку) и строительстве станций для пассажиров.
Уже документально подтверждено, что с его санкции закупались стройматериалы, в частности песок, по цене 120 грн/тонна. А по документам эта операция проводилась дороже более чем в два раза. Цены на детали, оборудование и вовсе «зашкаливали». После цепочки перепродаж через «свои» фирмы они обходились для «горящего объекта» столицы в пять – шесть раз дороже, если бы их купили напрямую.
«Трамвайное дело», как его называют в киевском УБОП, тянет на 30 млн грн – такая сумма «освоена» для личного кармана замдиректора «Киевпастранса», которому помогал прокладывать «левую колею», по версии следствия, один из руководителей «Киевгорстроя – 2».
«Коррупционный жучок» завелся и в Главном управлении связи и защиты информации Киевской госгорадминистрации. Сыскари пошли по следу дорогого кабеля (такой требовали техусловия) для создания современной городской телекоммуникационной инфраструктуры. И нарыли, в прямом смысле , только следы … прорытых траншей. Деньги на прокладку освоены, а оптиковолокнистого кабеля нет. А это ни много, ни мало - 60 километров дорогостоящего материала.
Внешне все прошло по букве закона: провели тендер, определили подрядчика, выделили бюджетные деньги. Средства теперь ищут, а начальник управления вместе с руководителем одного из подконтрольных ему отделов ищут «защитно-информационные» аргументы, да пытаются использовать, как поведали по секрету сведущие люди, ранее налаженные личные связи для доказательства своей невиновности в исчезновении 2,5 млн грн.
Земля – кормилица и бюджетный дерибан
Наиболее громкими скандалами сопровождалась в столице в течение последних лет земельная эпопея. Раздача Киевсоветом земельных участков налево-направо своим людям по смехотворным ценам, а иногда бесплатно под видом социально значимых объектов – все это лишило городскую казну, по разным оценкам, от четырех до пяти миллиардов гривен.
Что интересно: не так голь (то бишь, рядовой гражданин) на выдумки оказалась хитра, как землеуправительная элита. Их ноу-хау – использовать для оформления собственников-землепользователей 15-ти соток студентов вузов и копии документов иногородних граждан – и легендарного махинатора Остапа Бендера заставило бы, наверное, изумляться. Но теперь, когда в райсудах столицы начались массовые земельные процессы по этим и другим фактам, многих наблюдателей интересует: чем закончится «следственная вспашка» для начальника управления по вопросам землепользования и градостроительства?
Пока известно, что она ничтоже сумнящеся подписалась под сомнительным выделением 17 земельных наделов в черте города. Из-за этого столичный бюджет потерял, как минимум, 7 млн 700 тыс. грн.
Неожиданное «коррупционное вскрытие» произошло и в Киевском городском центре сердца. Начальник управления охраны здоровья КГГА, как показала проверка, сделала оперативное бюджетное вмешательство с целью экономии средств «сердечным медикам». Причем эта финансовая инъекция не оставила никаких оздоровительных следов в казне города. Полтора миллиона гривен «рассосались», как злополучные швы у Кашпировского. Бывшая руководительница «белых халатов», потомившись в серых застенках СИЗО, теперь проходит курс «следственной терапии». Больно, однако…
«Культурный след» мздоимства замечен и в отношении начальника Главного управления охраны памятников культурного наследия столицы. С юридическим, правда, окрасом.
Следователи провели ревизию и установили: в течение последних четырех лет 15 договоров на оказание юридических услуг были фиктивными и ничем не аргументированными. Более того, некоторые эксперты таковыми значились только на бумаге, а цены, порой баснословные, за их рекомендации брались с потолка. Не с колокольни ли, часом, Киево-Печерской лавры?
ВВП как зеркало коррупционного налога
«…Тотальная коррупция тормозит рост экономики», - такую оценку дал недавно на встрече с работниками прокуратуры президент Виктор Янукович. И напомнил о беспрецедентных масштабах разворовывания бюджетных средств, земель, использовании должностными лицами всех уровней своих полномочий в целях личного обогащения.
Слов нет, коррупционный спрут цепко держит в своих объятиях практически все сферы жизни страны. Следствием этого является бедность украинцев. Последние статданные говорят о том, что 12 млн сограждан (почти каждый четвертый) живут ниже черты прожиточного минимума. (С 1-го декабря его средний уровень 875 грн). К таковым относится каждый третий сельский житель и каждый четвертый городской. Поэтому борьба с коррупционным злом - это, говоря языком гаранта Конституции, и мощнейший рычаг роста экономики и улучшения социально-экономического самочувствия людей. А оно, увы, указывает на хроническую «денежную лихорадку» основной части населения и свидетельствует о нарастающей финансовой опасности для страны.
Судите сами. По уровню ВВП на душу населения Украина оказалась на предпоследнем месте в Европе -всего $6400 (за нами – Молдова). Сравните с ближними соседями : Беларусь – $11600, Россия – $15100, и более далеким Казахстаном – $11800 на человека в год.
Конечно, такие удручающие макроэкономические показатели являются барометром и тенизации нашей экономики (что подтверждает острую необходимость налогово-таможенного и регулятивного реформирования). Но в первую очередь – это микросоциальный показатель благосостояния каждого из нас в отдельности и всей страны в целом. А учитывая нарастающий, как снежный ком, рост внешнего долга – за два последних года более 100 млрд грн в год – это и угроза национальному будущему Украины.
Без учета неизбежных внешних займов в 2011 году государство обязано будет погасить в течение 12 месяцев следующего года 53, 48 млрд грн. Это близко к планируемому в бюджете - 2010 поступлению от совокупного подоходного налога – 59 млрд грн. Другими словами, собираемые у трудоспособного большинства 15% ежемесячного подоходного налога (для тех, кто будет зарабатывать в следующем году более 10 минимальных зарплат - 9 220 грн – он будет 17%) практически пойдут на покрытие предыдущего долга страны. И это при чуть более 281 млрд ожидаемых за 2011 год доходов.
Калькуляция общеукраинских долгов, доходов и потерь тем важнее, если задаться вопросом: а во сколько обходится коррупция стране? И что теряет государство и ее граждане от взяточничества и воровства чиновников?
Ни в одном правительственном докладе или экспертных выкладках отечественных аналитиков такой цифры не сыскать.
Масштабы пугают или недосуг?
Попробуем вскрыть коррупционные информтайны, с помощью «языкового ключа» и на основе косвенных, как говорят юристы, улик.
Цена тендерных «откатов» - до 40 млрд в год
Итак, самым коррупционноемким и доходным бизнесом для госаппарата и приближенным к ресурсам страны управленцам являются, по опрошенным «Обозревателем» экспертам, госзакупки и государственные заказы под целевые программы.
Во время пребывания на посту премьер-министра Юлия Тимошенко сделала многозначительное признание: «Если нет «отката» пятидесяти процентов, - говорила она о тенденциях некоторых госзакупок, - тема не рассматривается». Во что обходятся «откаты»?
За более точным ответом отправимся в Счетную палату Украины. Ее неизменный руководитель в течение многих лет Валентин Симоненко отмечает: «Из-за непрозрачности системы государственных закупок Украина теряет 35-40 млрд грн в год, поскольку 20% всех договоров по госзакупкам сопровождаются так называемыми откатами».
Одно искомое слагаемое получили. Но не одними тендерами кормятся чиновники и пополняют за их счет свои банковские вклады и улучшают имущественные «неликвиды». После бюджетной росписи финсредств по городам и весям, как мы видели на примере столичных управленцев КГГА, они также «откатываются» путем хитроумных комбинаций в личное пользование. А сколько от этого и других чиновничьих проволочек – необходимости получения разрешений, согласований, справок, лицензий – теряет личный и общегосударственный бюджет? Вопрос, конечно, интересный, но косвенный ответ на него я отыскал в недавней инициативе вице-премьера Сергея Тигипко.
Что нам стоит дом построить
Так вот, Сергей Леонидович принародно пообещал разработать и внести в парламент законопроект для уменьшения перечня разрешительной технической документации при возведении жилых домов. По его словам для этого надо будет не 93 согласованных с соответствующими инстанциями документа, а всего лишь 23. И сроки начала строительства «подвинутся» с сегодняшних более чем 400 дней до 60. А это уменьшит, по расчетам аналитиков, стоимость жилья процентов на 30.
Вот и получен ответ на вопрос – что нам стоит дом построить. Для этого надо заплатить на треть больше его стоимости полчищам разномастных чиновников. А их цель , как правило, новизной не блещет – поставить как можно больше барьеров, запретов, «твердолобых» стен на пути тех, кто к ним придет за разрешением.
Если просуммировать тендерные «откаты» с разрешительными, а к ним добавить и прямые залезания в госкарман по описанным выше схемам, то мы получим средний показатель бюджетных потерь для стран, пребывающих во второй сотне индекса коррумпированности Transparency international.
Украина, как мы уже отмечали, в 2009-м была на 146 месте из 187 государств. И тогда наш бюджет (как и пребывающих с нами по соседству в рейтинге), по расчетам зарубежных экспертов, коррупция съедала на 27-35%.
По итогам прошлого года – это 67,5-87,5 млрд грн. По сегодняшним показателям расходной части финплана - 2010 - почти четвертая его часть.
Каждая четвертая гривня бюджета следующего года может «прилипнуть» к рукам коррупционеров. В повестке дня главный вопрос: как приблизить закат эры «откатов»?