Итоги года: пессимизм и 'эпилепсия'
Под конец очередного календарного цикла иностранные СМИ вспоминают в основном неприятности, а некоторые критикуют коллег-журналистов за дутые сенсации.
Уходящий год выдался "плохим по части глобального управления", пишет в редакционной статье The Financial Times. Евросоюз запоздало и недальновидно отреагировал на кризисные явления в Греции и Ирландии, США проявили "фатальную медлительность" при опровержении обвинений в намерении вернуться к валютному стимулированию, из-за чего им не удалось склонить Китай к сколь-нибудь существенному повышению курса юаня. Америка утрачивает мировую гегемонию: "прошли те деньки, когда она могла внезапно появляться на международных саммитах и протаскивать решения, не утруждая себя тем, чтобы предварительно одержать верх в споре". Но и развивающиеся рынки преуспевают пока только в наложении вето на неугодные им решения богатых стран, не предлагая никаких вразумительных альтернатив. В 2011 году FT советует правительствам поменьше полагаться на институты вроде МВФ и рассуждать о потенциале "большой двадцатки" в деле революционной перестройки глобального управления, а больше фокусироваться на том, что может быть фактически сделано уже сейчас.
Экономическую тему продолжает The Washington Post. По данным Федерального агентства по страхованию вкладов США (FDIC), в 2010 году было зафиксировано рекордное с 1992 года число банкротств американских банков - 157. В 2009 году закрылось 140 кредитных учреждений, а в 2006 - ни одного. В списке проблемных банков по состоянию на 30 сентября значилось 860 организаций. Как показывает практика, около пятой части участников этого списка в итоге разоряется, указывает корреспондент Дэвид Хильценрат. Положительный признак эксперты видят в том, что обанкротившиеся в этом году банки были в среднем существенно менее крупными, чем жертвы 2009 года. Кроме того, крах кредитных учреждений, как правило, является запаздывающим индикатором экономических неприятностей. Руководство FDIC прогнозирует, что этот год окажется переломным и в дальнейшем численность банкротств будет спадать. Представитель FDIC заверил, что агентство располагает достаточными средствами для покрытия всех страховых случаев.
С точки зрения The Times, экономические проблемы в 2010 году отошли на второй план, а главным информационным поводом были разного рода природные катаклизмы: землетрясения в Порт-о-Пренсе (Гаити) и Чили, извержение исландского вулкана Эйяфьятлайокудль, наводнение в Пакистане. Среди важнейших событий корреспондент Кая Берджесс также отмечает аварию на буровой платформе BP в Мексиканском заливе, крушение самолета польского президента Леха Качиньского, Чемпионат мира по футболу в ЮАР, разоблачения Wikileaks.
Наконец, по мнению обозревателя Time Джо Клейна, "в 2010 году не произошло ничего особенного". Победу республиканцев на промежуточных выборах он считает предсказуемой, а новый российско-американский договор по СНВ - "скромным". "Тем не менее, следя за новостями - особенно за теми эпилептическими припадками, которые сходят за новости на кабельном телевидении и в некоторых фрагментах блогосферы, - можно было подумать, что на носу одновременно Армагеддон, Содом, Гоморра и последний день Помпеи, - продолжает автор. - Цель всего этого гвалта в том, чтобы казалось, будто происходит нечто судьбоносное, хотя на самом деле ничего такого не происходит". В этой суете теряются "абстрактные долгосрочные угрозы" вроде изменения климата, что несет куда большую угрозу, чем "цирк с Сарой Пэлин или анархия Джулиана Ассанджа". "Ситуация ухудшается с каждым годом, и никакого средства от этого недуга я не знаю", - заключает Клейн.
По материалам Инопресса.