Временные ликвидаторы банков, или как «повезло» Трансбанку?
Система выделения украинским банкам денег (т.н. рефинансирование) с самого начала своего подвергалась жесткой критике. Политики использовали сей факт, подброшенный самим кризисом, в своих целях. Чиновники Тимошенко, и она сама обвиняли Нацбанк в коррупции при выделении денег, а противники правительства напоминали, что Тимошенко просто хочет добраться до печатного станка, чтобы осчастливить среднестатистического украинца всеми обещанными ей благами. В чем-то и одни, и другие были правы, потому что рефинансирование проводилось по непонятно каким критериям.
Позднее в ход шла «тяжелая артиллерия» в лице силовиков. Правительственное МВД, разумеется, нашло нарушения при выделении средств рефинансирования, допросило ряд «топов» НБУ и даже возбудило дежурные уголовные дела, которые мало чем отличаются от отлова патрульными бомжей в конце месяца для улучшения отчетности. Как обычно, дальше громких заявлений и сотрясания воздуха дело не дошло. Интересно, что по результатам своих проверок Генпрокуратура также нашла нарушения, но таковых, которые влекут за собой возбуждение уголовных дел, выявлено не было. Таким образом, вопрос рефинансирования практически с самого начала был лишь для политиков темой перепалок на многочисленных ток-шоу, чтобы «посветиться». Впрочем, в украинской политике других целей то и нет.
На шквал критики Национальный банк Украины поступил «находчиво» – засекретил данные об объемах рефинансирования банков. Показав, что прозрачность в работе НБУ далеко не главный принцип. Впрочем, время от времени информацию «сливали» в деловые издания.
К началу 2010 года ситуация с рефинансированием «устаканилась». За весь прошлый год НБУ предоставил банкам рефинансирование на сумму 64,4 млрд. грн. За январь было выдано «всего» 1,4 млрд. грн. Многие банки, возвращая эти средства, громко об этом заявляли — мол, у них все хорошо. Те же, кто не смог вернуть, чаще всего оказывались «под колпаком» временной администрации.
По состоянию на сегодня временные администрации работают в 12 банках. В течение прошлого года их было больше, но там, где «надсмотрщики» от НБУ не смогли ничего сделать, банки просто ликвидировали. Впрочем, судьба части из них пока не решена.
Можно подозревать, что у НБУ существует твердая установка путем насаждения «надсмотрщиков» просто «убивать» банки (о сокращении их количества Нацбанк «мечтает» еще с 2006 года), а не способствовать их финансовому оздоровлению. Одной из ключевых забот временных администраторов является поиск инвестора, но заканчивается это обычно выводом ликвидных активов, потерями для кредиторов и частных вкладчиков, а затем ликвидацией.
В этой связи можно даже проследить тенденцию на примере нескольких банков. В начале временные администраторы говорят, что на банк претендуют сразу несколько инвесторов или о договоренностях с конкретным инвестором, но потом ситуация практически всегда заканчивалась ликвидацией банка. Более того, отдельные «инвесторы» проявляли интерес сразу к нескольким банкам с одинаковым результатом — отказом от выполнения взятых обязательств. Слова — это не деньги.
Показательным примером является ситуация с главой малого коллективного предприятия (кооператива) «Целитель» Виталием Черновым. Который был заинтересован изначально в приобретении банка «Арма», но передумал и 10 августа прошлого года заявил, что готов провести финансовое оздоровление путем увеличения уставного капитала на 550 млн. грн., уже «Трансбанка». Чем сильно удивил знающих его людей, которые информированы про отсутствие у него таких средств. Материальное состояние самого В.Чернова достаточно скромное: проживает в обычной квартире в спальном районе города, использует легковой автомобиль марки «KIA», находящийся под арестом. По данным ГАИ, помимо этого автомобиля, под арестом находятся зарегистрированные на В.Чернова «Мицубиси Паджеро» и «Ауди А-8», которые также арестованы, но уже по иску «Укртелекома».
Помимо призвания «бизнесмена», Виталий Чернов почувствовал себя еще и «политиком», и некоторое время являлся сопредседателем Союза православных граждан Украины Валерия Каурова. В беседе с окружающими Кауров характеризует Чернова как афериста. Кроме пустых разговоров, никакой эффективной деятельности он не проявил, хотя обещал вывести деятельность организации на «качественно новый уровень». На поверку у него не оказалось ни возможностей, ни средств – одни долги. Окружающие подозревали, что В.Чернов создает фирмы не для коммерческой деятельности, а для создания образа успешного бизнесмена и впоследствии – финансовых афер.
Все зарегистрированные на Виталия Чернова предприятия малоизвестны и ведут лишь незначительную хоздеятельность. Как с таким «бизнесом» можно хоть что-то обещать – непонятно. Разумеется, что новые обещания кооперативщика Виталия Чернова также закончились ничем.
Можно предположить, что роль Чернова – штатный участник схемы по ликвидации банков, в которую входит еще один интересный персонаж, а именно, временный администратор «Трансбанка» Александр Андрийчук. Получив эту должность как-то «по-странному», его назначение произошло с нарушением закона «О банках и банковской деятельности», который запрещает пребывание на этой должности особы, являющейся кредитором банка (на депозитных счетах А. Андрийчука и членов его семьи в «Трансбанке» находились почти 226 тыс. грн).
Как говорится, рыбак рыбака видит издалека. По данным источника в Голосеевском РУГУ МВС, совместная деятельность В.Чернова и А.Андрийчука заключалась в предоставлении и получении неподкрепленных финансовых гарантий. Во время действия моратория на удовлетворение требований кредиторов, должностными лицами банка получено шесть банковских гарантий от одного из иностранных банков на общую сумму 1,2 млрд евро, а А.Андрийчук запустил процесс их обслуживания. Гарантии выданы в пользу ООО «Квинта-ЭКС», основателем которого является все тот же Виталий Чернов. В свою очередь российский «Сбербанк» предупредил «Трансбанк», что эти гарантии не выдавались, имеют признаки поддельных.
Между тем, временный администратор «Трансбанка» старается всеми силами довести дело до логического конца – ликвидации банка. Для этого ему в НБУ выделили последний карт-бланш – продлили до 1 марта мораторий на удовлетворение требований кредиторов в Трансбанке. Продлили же затем, чтобы он успел довести «дерибан» до конца, т. е. распродать все ликвидное имущество.
Складывается такое впечатление, что работа временных администраторов сводится к поиску псевдоинвесторов и закрытию банка. Впрочем, можно задаться вопросом, куда смотрит НБУ? Ведь ликвидация банка приведет к необходимости проводить выплаты за счет Фонда гарантирования вкладов физических лиц, в котором находятся всего 4,3 млрд. грн, чего не хватит вкладчикам любого даже среднего банка.
Схема ясна. Под прикрытием временной администрации работает схема разворовывания банков, что прикрывается как НБУ, так и МВД. Вкладчикам возвращают средства через Фонд гарантирования вкладов, а ликвидные активы идут «нужным людям». Схема действует как часы. Пока все ушли на выборы, никому не дела до разворовывания небольших банков. Может и пронесет. Авось и не заметят. В таком случае, нужно переименовать институт временных администраторов в «постоянных ликвидаторов», чтобы их должность отвечала сути того, чем они занимаются. Почему постоянных? В Украине более 180 банков, и работы еще много.