УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Законотворчеством по беззаконию

Законотворчеством по беззаконию

Десятое февраля 2010 года стало поистине знаменательным событием в «розбудові української правової держави». Без иронии. Буквально. Наконец-то (и впервые за последние двенадцать с половиной лет) деятельность Высшего законодательного органа Украины начала обретать хотя бы предположительно законные черты.

Видео дня

Хотя для некоторых форм государств абсолютно нормальной считается ситуация, когда законодатель заведомо выше закона. Над законом. Уже просто в силу особенностей роли творца. Как: сапожник выше сапог. А вот в странах, декларирующих себя «демократичными и правовыми», подобная ситуация – нонсенс. В этих странах закономерно, когда шляпа выше шляпника.

Впрочем, со странами «шляпными», как оказалось, еще с момента своего образования Украину, кроме пресловутого «шляпного знакомства», ничего не роднит. Почти все время существования независимого государства Верховная Рада Украины действовала незаконно, а с 28.06.1996 года – еще и антиконституционно.

Как такое могло произойти в стране, где демократию взращивают самостоятельно, импортируют из-за океана, и успехи которой в этом деле признаются во всем мире?

Теоретически это необъяснимо.

А практически – было так.

Украинская Советская Социалистическая Республика, безо всякого сомнения, была менее демократической, нежели государство, новообразованное в 1991 году на ее территории. Поэтому свой Регламент Верховный Совет УССР закреплял постановлениями. Да и то на «шалтай-болтай». Так, уже с 22.05.1990 г. и до прекращения своего существования ВС УССР не имел постоянного регламента и работал по временному. Правда, в 1991 году был принят за основу проект нового регламента. Но до распада СССР свет он так и не увидел. Что, собственно, и не удивительно для тоталитарной и бюрократической республики. Правда же?

Образованная летом 1991 года республика демократическая и правовая сразу же и основательно принялась за законотворчество. Неудивительно, что этим годом датированы практически все основные законодательные акты молодого государства.

Верховная Рада Украины работала без передыху, упорядочивая и узаконивая разнообразнейшую деятельность своих резидентов. И об узаконивании собственной (законодательной) деятельности вспомнила только 27.10.1992 г.

В этот (как тогда казалось многим) также знаменательный день у законодательного органа Украины хоть как-то появился хоть какой-нибудь регламент. То есть, доступнее говоря – основание и порядок работы. «Какой-нибудь» потому, что был он не новым, а хорошо призабытым за полтора года тем самым Временным регламентом ВС УССР. А «хоть как-то» потому, что его действие в государстве Украине было лишь предположено постановлением Верховной Рады, которым формулировки «УССР» менялись на «Украина». Напрямую о распространении Временного регламента ВС УССР на Верховную Раду Украины было указано только 11.05.1994г. Его действие на территории Украины было продлено на неопределенный срок до введения в действие нового Регламента.

А уже постановлением от 27.07.1994г. новый Регламент Верховной Рады Украины был введен в действие … Точнее – в бездействие до 22.09.1994г., а потом уже вдруг в действие задним числом – датой его принятия. Но это уже пикантные детали.

Итак, то ли 27.07.1994г. то ли 22.09.1994г., спустя три года существования Верховной Рады Украины ею был разработан регламент собственных действий.

Он просуществовал законно почти два года аж до 28.06.1996г., то есть до принятия Конституции Украины, содержащей в себе норму статьи 83 о том, что «порядок работы Верховной Рады Украины устанавливается Конституцией Украины и законом о Регламенте Верховной Рады Украины».

Вновь возникшим отсутствием порядка работы Верховная Рада особо не озаботилась. И 03.09.1996г. определила срок для проекта самого нового Регламента, который должно утвердить законом, до 01.01.1997г.

Спустя год, 27.10.1997г., проект Регламента прошел первое чтение… Логично было бы предположить его второе чтение, хотя бы и через тот же годичный срок. Но если бы все было так просто, а не мудрено, то депутатом в Украине мог бы стать любой. А не только один из 100 000 украинцев…

На деле срок оказался не годичным. К проекту вернулись только 19.10.2000г. (через 3 года). Да и до второго чтения не дошло, проект был передан на первое повторное.

Ни много, ни мало – еще через три с половиной года, 17.02.2004г., многострадальный проект направился на доработку и организацию второго чтения.

Зная короткий человеческий век и чувствуя, что до второго чтения с такими темпами некоторые могут и не дожить, народные депутаты, не мелочась, 08.12.2004р. принимают изменения к Конституции. Ими как бы устраняется требование утверждения Регламента Верховной Рады Украины посредством закона… Хотя к этому времени уже существует 2 решения Конституционного Суда Украины (от 03.12.1998г. и 27.06.2000г.), поддерживающих требование ст.83 старой редакции Конституции Украины. Но теперь, с 08.12.2004г., они оказываются в подвешенном состоянии вплоть до 11.05.2007г., когда очередным решением Конституционный Суд поддерживает свои предыдущие суждения, невзирая на внесенные в Конституцию изменения. Со временем то же указывается и в решении от 01.04.2008г. А решения эти, как известно, являются общеобязательными, окончательными и обжалованию не подлежат.

Впрочем, известно это не всем. Ведь за депутатами чтение Конституции – как обязанность – не закреплено. Ничем, включая Регламент, которого попросту нет…

И через неделю, 08.04.2008г., Верховная Рада Украины упрямо утверждает свой Временный Регламент очередным постановлением.

Конституционный Суд в своем новом решении от 17.09.2008г. уже даже немного зануден в разъяснениях по поводу процедуры принятия Регламента и, разумеется, отмены Временного Регламента, принятого 08.04.2008г. На сей раз даже у профессиональных юристов появляются улыбки: долго ли ждать очередного хода конем?

Оказалось совсем недолго. Через 2 дня, 19.09.2008г., под председательством юриста по образованию спикера Арсения Яценюка ВР Украины очередной Регламент утверждается, наконец, законом. Который Президент подписывать упрямо не хочет. Но его вето парламент с успехом преодолевает. И подписывает от своего имени. В лице Председателя… да не того.

Отбывающий не первый спикерский срок Владимир Литвин не подвержен мании автографов. И поэтому пропускает к подписи активно рвущегося с ручкой наготове, и желающего записать в свой предвыборный актив и Регламент Арсения Яценюка. Но тщеславие наказуемо. И уже до боли предсказуемый Конституционный Суд 27.11.2009г. отменяет очередной Регламент Верховной Рады Украины. И, в очередной раз – с момента его постановления.

таким образом:

с 24.08.1991г. по 27.10.1992г. какого-либо нормативного акта, регулирующего действия высшего законодательного органа Украины – Верховной Рады не существовало совсем.

с 27.10.1992г. по 11.05.1994г. - существовал условно Временный Регламент ВС УССР

с 11.05.1994г. по 27.07.1994г. - существовал законно Временный Регламент ВС УССР

с 27.07.1994г. по 28.06.1996г.- существовал законно Регламент ВР Украины

с 28.06.1996г. по 08.12.2004р - Регламент ВР Украины существует незаконно согласно старой редакции Конституции Украины и решениям Конституционного Суда Украины .

с 03.12.1998г. и по теперешнее время - Регламент ВР Украины существует незаконно согласно решениям Конституционного Суда Украины.

А правомерно ли существование любых предприятий, организаций, учреждений без определяющих их цели и направления деятельности документов? В Украине? А в любой другой стране современного мира?

Ответ, по-видимому, однозначно отрицательный.

И формально получается, что законно Верховная Рада Украины существовала и занималась законотворческой деятельностью в период с 11.05.1994г. по 28.06.1996г. Все остальное время она действовала неправомерно.

Так разве из-за подобной мелочи будет отменен хотя бы один из принятых ею в бытность незаконной законотворческой деятельности нормативный акт?

Ответ также однозначный.

Поэтому есть ли малейший смысл в рассуждениях о будущих последствиях принятого 10.02.2010г. Регламента Верховной Рады Украины?

Во-первых, закон об этом еще не подписан. Не подписан Президентом, чья парламентская фракция за принятие Регламента практически не голосовала. А, значит, в действие вступит он еще неизвестно когда. Если вступит (ведь о возможности обратного и говорит все вышеизложенное).

Во-вторых, реально неизвестно, сможет ли набравший силу Регламент хоть в чем-то изменить порядок формирования коалиции депутатских фракций. За пару дней после его принятия уже успели прозвучать диаметрально противоположные суждения депутатов. И действительно, новопринятый Регламент далек от однозначности его толкования. А раз возможны разные толкования и они озвучиваются – значитих и отстаивать будут.

Поэтому единственное, чего следует ожидать с уверенностью – это очередного раунда в противоборстве Верховной Рады и Конституционного Суда. Только теперь уже (возможно) не по поводу Регламента в целом, а относительно отдельных его положений.

Или кто-то наивно полагает, что Верховной Раде (т.е. депутатам, ее составляющим) под силу разрешить разночтения самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи?

После уймы труда и времени, потраченных ими на неоднократное проталкивание Регламента только из-за утверждения ненадлежащей формой нормативного акта (азы права, неведомые субъектам правотворчества!!!), ожидать от депутатского корпуса действий разумных, право, даже как-то смешно…

Так же, как смешно пугаться перспектив «бандитского государства», столь ярко обрисованных агонизирующей Юлией Владимировной.

Бандитское государство начинается с бандитского (незаконного) государственного аппарата. Разветвленного натрое. И даже если его исполнительная и судебная ветви полностью захлестнуты коррупцией, то и это еще беда не самая страшная.

Когда же преступные качества становятся свойственны высшей, законодательной ветви, вот тогда можно с полной уверенностью говорить, что государство – «бандитское».

А в этом плане украинцам бояться нечего. Уже. Известное не пугает.

За шестнадцать с лишним лет ко всему привыкнуть можно. И избираемый на законной основе незаконный парламент тому не исключение.