Украинская «труба»: пациент скорее жив?

Украинская «труба»: пациент скорее жив?

В первых числах апреля начинается строительство одного из «конкурентов» украинской газотранспортной системы – газопровода «Северный Поток», который предназначен для транспортировки российского газа в Германию и другие европейские страны в обход Украины. С 2007 года идет работа над созданием еще одного газопровода-«конкурента» – российско-итальянского проекта под названием «Южный Поток», который планируется ввести в эксплуатацию в 2015 году.

«Обозреватель» задался вопросом: кому будет нужна украинская ГТС, да еще и не в лучшем техническом состоянии, при наличии таких мощных обходных маршрутов?

Своим мнением на этот счет с «Обозом» поделились: бывший уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский и эксперт по энергетическим вопросам Центра Разумкова Владимир Омельченко.

Прямой конкурент украинской ГТС – российско-итальянский проект «Южный Поток»

Богдан Соколовский успокоил: «Северный Поток» не является «прямым конкурентом» украинской ГТС – и привел ряд аргументов. Так, по его словам, этот газопровод изначально не планировался для транзита газа, который на сегодняшний газ течет по украинским трубам. Кроме того, «Северный Поток» - отнюдь не оптимальный путь для «газа, добытого на Штокмановском месторождении». Тем более, что есть сомнения насчет того, что это месторождение заработает в ближайшие годы. «Штокмановское месторождение требует больших капиталовложений, а в связи с финансовой ситуацией заинтересованных сторон его освоение перенесено на 2017 год», - рассказал он.

У эксперта нет сомнений в том, что газопровод будет построен. Нет также сомнений и в том, что введение его в эксплуатацию приведет к определенному перераспределению газа в украинском направлении. Но, «если говорить об экономике», «невыгодно газ – то ли центральноазиатский, то ли газ из традиционных российских источников – транспортировать не через Украину, а через «Северный Поток», - сказал он.

А вот с «Южным Потоком» дела обстоят намного серьезнее. «Экономики тут мало», - уверен эксперт. С другой стороны, он подозревает, что «определенная логика» заключается в том, что «это прямой путь в Турцию и к странам, которые лежат далее по маршруту».

Увы, этот газопровод, по мнению эксперта, можно назвать «прямым конкурентом» украинской ГТС, но все-таки для Богдана Соколовского «будет непонятно», если этот российско-итальянский проект будет реализован. В частности, потому, что Украина доказала российской стороне, что является «надежным транзитером» ее природного ресурса. Что касается технического состояния украинского газопровода – его можно сравнительно недорого отреставрировать. А в отношении якобы имеющего место быть «несанкционированного отбора» российского природного газа на территории Украины, еще прежним Президентом Ющенко было предложено осуществлять международный мониторинг за украинской ГТС, чтобы отбросить все инсинуации на этот счет.

В отношении «Северного Потока» Владимир Омельченко на 80% согласился с оценкой коллеги. Но добавил, что идея обоих потоков, принимая во внимание Энергетическую стратегию Российской Федерации, заключается в стремлении нашего северного соседа стать «центром распределения всех газовых потоков на евразийском пространстве».

Украинская ГТС ничем не хуже ГТС России

«Украинская ГТС полностью отвечает нормам, которые закладывались при ее проектировании», - так Богдан Соколовский оценил техническое состояние украинской «трубы». Вместе с тем, он признал, что нормы эти еще советского образца и давно устарели, и «украинскую ГТС необходимо модернизировать – основательно, глубоко и доводить до европейских стандартов».

Эксперт рассказал, что год назад «более сорока компаний из 25 стран мира» предложили свои услуги в модернизации украинской ГТС. «Совместное заявление предусматривало также участие и России, но ни одного предложения с российской стороны не поступило», - добавил он.

«Украинская ГТС ничем не хуже ГТС России», - заверил Владимир Омельченко. Эксперт признал, что она, несомненно, требует модернизации на общую сумму «до 3 миллиардов долларов». Но, по его словам, главная проблема украинской «трубы» - проблема управления. «Несмотря на то, что ГТС генерирует наибольшую массу денежных потоков, в сам «Укртрансгаз» поступает очень мало средств для инвестиций в газотранспортную систему» - порядка 1,5% всех доходов НАКа. Этого явно недостаточно для того, чтобы «заниматься модернизацией газоперекачивающих агрегатов, повышать КПД, заниматься переоснащением подземных газохранилищ, повышать их продуктивность, проводить реконструкции и т.д.»

Владимир Омельченко уверен, что, прежде всего, необходимо повысить «качество управления» украинской ГТС, провести реформы, предусмотренные Брюссельской декларацией и директивами Евросоюза, и сделать «Укртрансгаз» самостоятельной структурой, которая в состоянии сама распоряжаться своими средствами.

В ближайшие 5-7 лет годовой объем потребления газа можно сократить до 35-40 миллиардов кубометров

Может ли Украина – пусть не в ближайшей, но хотя бы в среднесрочной перспективе – рассчитывать на стопроцентное обеспечение своих нужд собственным природным газом? Отвечая на этот вопрос читателя «Обозревателя», Богдан Соколовский сказал: «может, но кто нам даст добывать собственный газ?»

Он рассказал, что, согласно с официальными данными, на сегодняшний день Украина добывает 20 миллиардов кубометров собственного газа в год. Но Богдан Иванович согласен с мнением большинства экспертов, что эта цифра занижена. На самом деле, газа добывается намного больше, просто «работает так называемая теневая экономика».

С другой стороны, ни одно правительство не уделяло должного внимания добыче собственного газа. Более того, за все годы независимости не было предпринято «практически ничего или очень мало», чтобы сократить объемы потребления газа отечественными предприятиями химической и металлургической промышленности. Богдан Соколовский видит только один выход из сложившейся ситуации: перепрофилировать энергоемкие производства и «не бояться повышать цену на газ».

Таким образом, перепрофилирование энергоемких производств, экономия природного газа и организация добычи собственного газа (включая и сланцевый газ, которого достаточно в карпатском регионе) позволит сократить годовой объем потребления газа в ближайшие 5-7 лет до 35-40 миллиардов кубометров, - уверен Богдан Соколовский.

Владимир Омельченко также признал, что разработка новых месторождений газа чрезвычайно дорога. Так, по его словам, «стоимость одной глубоководной скважины в Черном море превышает 50 миллионов долларов». Эксперт добавил, что шельфы Черного и Азовского морей наименее исследованы на предмет наличия на этих территориях запасов газа и нефти. Поэтому он не удивится, если однажды «часть Черного моря превратится в Южное».

Эксперт рассказал, что многие иностранные инвесторы «проявляют большую заинтересованность» в разработке шельфов двух морей. Их останавливает только одно: «законы об использовании недр прописаны так, что основные пункты в них подчинены Кабмину». Правительства в Украине меняются достаточно часто. Никто не может дать гарантии, что новый Кабмин не изменит условия для инвесторов. Поэтому Владимир Омельченко рекомендует «закрепить на законодательном уровне основные пункты лицензионных соглашений».

По большому счету, украинский НАК «Нафтогаз» мог бы заняться поиском и освоением новых залежей газа, но, как всегда, проблема в средствах. Чтобы разрешить ее, эксперт предлагает «объединить все углеводные активы в одну компанию, оставить за государством контрольный пакет в 50%+1 акцию, а на оставшуюся часть объявить тендер». «Таким образом, мы получили бы мощный синергетический эффект, а украинская компания в перспективе 3-5 лет смогла бы войти в тридцатку крупнейших добывных компаний мира и заниматься добычей углеводов не только в Украине, но и за рубежом».

Стенограмму пресс-конференции читайте здесь

Читайте также:

Газовые переговоры – тест на искренность России

«Южный Поток» - прямой конкурент украинской ГТС

Смотрите видеосюжеты по результатам пресс-конференции:

Б. Соколовский: «Украина – надежный транзитер российского газа»

Б. Соколовский: «Достаточно уступать России в газовой сфере»

Газпром вкладывает деньги в Nord Stream