Браво! Манипуляция?! Браво! Часть 2
Часть 2. Во главу аргументации ставится эмоционально-оценочный компонент, густо замешанный на манипуляционных технологиях. Чтобы не быть голословным, приведем ряд примеров, которые, по моему мнению, лучше всего могут охарактеризовать подобные приемы воздействия. Растиражированные в интернете десять вопросов к кандидату в президенты В. Януковичу от профессора канадского университета Ю. Тимошенко обращается к своим избирателям: «Я защищу ваш выбор», в этот же миг в сознании миллионов приверженцев Януковича электрическим разрядом возникает мысль: «А кто защитит мой выбор?». И эта мысль, лучше всех призывов заставляет их сплотиться вокруг своего Федорыча.
Вероятно, что манипуляционные технологии существуют со времен появления внятной человеческой речи. Из них построены здания религии и ряда политических течений. Мы активно используем их в быту и в профессиональной деятельности. Они очень практичны. Ведь в отличие от дедуктивного способа убеждения, когда логика фактов может застрять в фильтрах человеческих ценностей, сообщения от них легко всысываются нашими стереотипами. Они незаменимы, когда нужно идентифицировать людские массы на своих и чужих. Поэтому очень эффективны во время войн, выборов и раскола бикультурной страны.
Сегодняшнее политическое и экономическое состояние нашей страны требует от всех нас, особенно от людей, имеющих доступ к средствам массовой коммуникации, предельной осторожности. Особенно при использовании манипуляционных методов воздействия. В эпоху тотальной информатизации общества слово, речь становится эффективным оружием. Лучшая защита от этого - внутренняя цензура у каждого политика, эксперта, публициста и журналиста.
Двадцатого февраля этого года в вечернем ТСН был показан сюжет под общим названием «Притеснение украинского языка». Содержание этого телевизионного сообщения было направленно против известного решения Конституционного суда, отменяющего постановление правительства, обязывающего всех сотрудников государственных общеобразовательных учреждений с преподаванием на украинском языке применять в рабочее время исключительно государственный язык. По своей сути это сообщение было манипуляционным. Притеснение понимается как запрещение, преследование и подавление. Но ведь решение Конституционного суда, никаким способом не препятствовало использованию украинского языка во внеурочное время. Но миллионы украиноязычных телезрителей получили достаточно четкий сигнал «нас ущемляют». Другими словами, по стране в который раз проехали разделительным плугом. Кому это нужно, может Западу, может России, но уж точно не Украине.