Польша после Катыни-2
Гибель польской государственной делегации под Смоленском стала наиболее черным днем для народа Польши. Президентская чета, министры, генералитет, руководство Нацбанка, моральные лидеры, депутаты Сейма… Такого удара польский политикум не получал со времен Второй мировой войны.
Как сказал экс-президент Польши Александр Квасневский, «это проклятое место. Теперь мы будем ездить туда, чтобы почтить память тех, кто погиб в 1940 г., и тех, кто погиб в катастрофе 2010 г. Другого такого места в польской истории нет».
На время похорон и жалобных церемоний бывшие идеологически и политические противники объединились, в СМИ исчезла критика правящей партии, а польские эксперты в основном отказываются давать прогнозы в отношении дальнейшего развития политпроцесса.
Ярослав Качиньский или Бронислав Коморовский?
Однако уже сейчас многие обозреватели указывают, что ранее прогнозируемая «легкая» победа партии «Гражданская платформа» на будущих выборах явно перестанет быть такой легкой.
Досрочные президентские выборы в Польше должны состояться до конца июня 2010 г. Согласно Конституции Польши, исполняющим обязанности президента страны в соответствии с Конституцией страны становится маршал сейма (нижней палаты парламента) Бронислав Коморовский. В течение двух недель маршал сейма обязан объявить о дате новых президентских выборов на пост главы государства, а сами выборы должны состояться не позднее чем через 60 дней после принятия решения об их проведении.
В политическую игру вмешался субъективный фактор. В отличие от Украины, где допустимо устраивать политические пляски на костях, бить врагов любыми методами, в Польше оппозиция, вероятно, откажется от прямых нападок лично на покойного Леха Качиньского и, соответственно, критика его политического курса будет более мягкой… толерантной.
Во-вторых, Качиньский погиб выполняя патриотическую миссию – участвуя в поминовении погибших польских солдат с. Катынь. Этот фактор важен для поляков. Скорбь по покойному президенту, как не цинично это не звучит, позволит его партии вернуть часть потерянных ранее голосов.
Опрос общественного мнения, которые проводились в феврале и марте указывали на то, что рейтинг Леха Качиньского находился на уровне 16%, а кандидат от оппозиционной партии «Гражданская платформа» мог получить – 27%.
Еще одной особенностью будущей кампании станет участие в гонке новых лидеров. Напомним, что в начале февраля премьер Польши и лидер оппозиции Дональд Туск отказался баллотироваться на пост президента РП. Место кандидата от «Гражданской платформы» занял спикер нижней палаты Сейма Бронислав Коморовский, который обошел на внутрипартийном праймеризе главу МИДа Радослава Сикорского.
После Смоленской трагедии правящая партия «Право и справедливость», вероятно, выставит своим кандидатом брата покойного президента РП Ярослава Качиньского.
В схватке Ярослава Качиньского и Бронислава Коморовского победителя заранее определить достаточно сложно.
По мнению экспертов, Коморовский и «Гражданская платформа» будут делать ставку на успехи правительства Туска во время экономического кризиса, когда экономический рост Польши составил 1,7%, а ее ВВП возрос на 5%. Но у Качиньского и его партии «Право и справедливость» есть морально-политический и патриотический ресурс.
Партия братьев Качиньских активно играла на патритических темах, популярных в польском обществе. Именно они поднимали вопросы исторической справедливости (поэтому так важно было самому Леху Качиньскому лететь в Смоленск на место захоронения польских офицеров, расстрелянных НКВД).
В то же время многие аналитики указывают, что у Ярослава Качиньского могут возникнуть проблемы с ведением кампании. Вместе с его братом погибли такие видные деятели партии «Право и справедливость», как глава парламентского клуба "Права и справедливости" Гражина Гесика, а также главный политтехнолог партии Пжемыслав Госевский, бывший ключевой фигурой во время президентской кампании Леха Качиньского.
Удар постиг и третью по значению партию – Союз демократических левых сил. Под Смоленском погиб бывший министр обороны Польши, вице-спикер Сейма Ежи Шмайдзиньский, который рассматривался в качестве кандидата в президенты от этой политической силы.
Как будут перераспределятся политические симпатии поляков, какие преобладают мотивации пока не ясно. Очевидно, только то, что основные партии не смогут выставить достаточное количество спикеров кампании. Скамейка «запасных» в Варшаве небольшая, и новые лица не идут ни в какое сравнение с харизматичными и опытными политиками, погибшими в президентском самолете.
Что изменится?
Во-первых, кто бы не стал президентом Польши, Варшава намерена откорректировать свою политику в отношении России. Свой визит в Катынь Лех Качиньский рассматривал в качестве знакового события – начала улучшения отношений с Москвой. Признание Владимиром Путиным трагедии в Катыни и высокий уровень мероприятий, который планировался на месте захоронения польских офицеров свидетельствует, что этот процесс имеет взаимный вектор.
Переформатирование польско-российских отношений несомненно пойдет на пользу всей Восточной Европе, где уже давно возникла «усталость» от рудиментов холодной войны, которые культивировались некоторыми политиками на протяжении последних лет. Теперь задача Ярослава Качиньский или Бронислава Коморовского состоит в том, чтобы сберечь и развить тенденцию на сближение позиций.
Во-вторых, Польша вернется в «большую» европейскую политику из которой ее выталкивала Старая Европа. Братья Качиньские резко критиковали Еврокомиссию за ряд политических решений, связанных с реформированием институций Евросоюза, экономической политикой ЕС, заигрывание Брюсселя с Москвой, позицию по Украине. Теперь Варшава, очевидно, будет проводить взвешенную политику, не противопоставляя себя Германии и Франции.
Это, несомненно, усилит позиции РП в евроинститутах.
В-третьих, следует ожидать некоторую коррекцию политики Польши и в отношении Украины. Долгое время Варшава была нашим локомотивом по интеграции в ЕС и НАТО. После смены власти в Киеве поляки избрали тактику прагматичного диалога с украинским руководством, избегая чрезмерного эмоционального увлечения личностями.
Скорее всего, Польша будет строить свои взаимоотношения с Украиной на основе политики «Восточного партнерства», автором которого был представитель "Права и справедливости", ответственный за связи с Украиной депутат Европарламента Павел Коваль.
Специально для "Обозревателя" Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества