УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Саркофаг четвертого блока ЧАЭС уже небезопасен

Саркофаг четвертого блока ЧАЭС уже небезопасен

Каждый месяц на украинских АЭС происходит две-три «нестандартных ситуации»

Видео дня

Приближается очередная годовщина аварии на Чернобыльской АЭС. Возможна ли подобная катастрофа сегодня? Какие еще объекты в Украине представляют реальную угрозу для жизни и безопасности людей?

На эти вопросы в пресс-центре «Обозревателя» ответили: экс-уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский и эксперт Национального экологического центра Украины Алексей Пасюк.

24-летний саркофаг четвертого блока ЧАЭС уже небезопасен

Богдан Соколовский, который «был причастен к исследованиям по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС» в московском институте Курчатова, рассказал, что саркофаг над четвертым блоком был построен «в рекордно короткие сроки». Спустя 24 года, техническое состояние укрытия «уже неудовлетворительное и провоцирует ряд рисков».

Как рассказал эксперт, на сегодняшний день началась работа по реализации международного проекта «новой системы физической защиты» Чернобыльской станции. Но, увы, работы «несколько затягиваются». По мнению Богдана Соколовского, причина - в недостатке средств и «проектно-технических обстоятельствах».

«Действительно, на ЧАЭС еще многое не сделано», - согласился Алексей Пасюк, но заметил, что средства для строительства нового укрытия есть – «международная общественность выделила достаточно денег», - сказал он. По словам эксперта, причина постоянного затягивания реализации различных проектов заключается, прежде всего, в неэффективной организации работы в Украине.

Каждый месяц на украинских АЭС происходит две-три «нестандартных ситуации»

Что касается остальных атомных электростанций, то они «в целом безопасны», - рассказал Богдан Соколовский - «в соответствии с международными требованиями они дооборудованы многими средствами и отвечают нормам, присущим странам Запада, а также России».

«Может ли вообще атомная электростанция быть безопасной?» - спросил Алексей Пасюк. Он напомнил, что в АЭС используется цепная реакция – «если вы ее не контролируете, у вас возникает проблема». Поэтому все меры безопасности атомных электростанций можно свести к двум: дублирование системы управления или строительство саркофага над действующим реактором. Как рассказал эксперт, все атомные реакторы, построенные в последние годы, уже имеют бетонные саркофаги.

Защитит ли саркофаг в случае взрыва в реакторе? «Никакой саркофаг, никакой корпус не защитит от этого», - сказал Богдан Соколовский. Ведь речь идет «либо о неконтролируемой цепной реакции, либо о тепловом взрыве», - уточнил он. И все-таки саркофаг может минимизировать негативные последствия взрыва, если таковой будет иметь место. Но «термин «взрыв» меня пугает», - признался эксперт. – «Я уверен, что такого не будет», - добавил он.

 Алексей Пасюк добавил, что на украинских АЭС случаются «нестандартные ситуации, которые считаются нормой». Так, по его словам, «время от времени нужно проверять, работает ли защитное оборудование – включают, а оно не работает». Это значит, что на случай аварии защита отсутствует. Каждый месяц такие «нестандартные ситуации» случаются два-три раза, - сказал эксперт. Например, «в сентябре прошлого года на Ровенской АЭС произошла авария, о которой «Энергоатом» даже не сообщил».

По большому счету, безопасность атомной электростанции – это компромисс. «Мы можем делать станцию безопаснее и безопаснее, но это будет стоить все дороже и дороже», - сказал Алексей Пасюк. Здесь эксперт прослеживает прямую зависимость: безопасность = деньги.

Тем не менее, «если говорить о количестве инцидентов на украинских АЭС, то оно не выходит за рамки среднего по странам Европы», - заметил Богдан Соколовский. Причем, чаще всего инциденты происходят в «зоне второго контура», а не непосредственно в реакторе.

Эксперт рассказал, что в 1970-80-х годах в Советском Союзе была разработана концепция реактора нового типа – с «внутри присущей безопасностью». При возникновении какой бы то ни было опасной ситуации «на первом контуре» – теракта, землетрясения, наводнения и т.д. - такой реактор автоматически гасился. Но в конце 1980-х эти работы были свернуты.

«Сейчас есть новое поколение научной мысли, и новые реакторы уже разрабатываются и в России, и в западных странах». Результаты обещают через четыре года, «но я думаю, что это будет позже», - предполагает Богдан Соколовский.

Если в ближайшие пятьдесят лет человечество не придумает, что делать с ядерными отходами, все АЭС придется закрыть

Ядерную энергетику нужно развивать, но «никто в мире не знает, что делать с ядерными отходами», поэтому пока их просто собирают в хранилищах, - рассказал Богдан Соколовский. «Сегодня в мире нет технологии, которая бы давала возможность утилизировать отработанное ядерное топливо на 100% без негативных последствий и остатков».

Но это не значит, что на проблеме поставили крест. «Идеи есть, даже некоторые рабочие идеи, и есть основания надеяться, что за следующие пятьдесят лет эта проблема будет решена». Если же решение проблемы не удастся найти, придется «закрывать ядерную энергетику», чтобы не увеличивать количество неутилизируемых ядерных отходов.

Алексей Пасюк убежден, что Украине пора отказываться от ядерной энергетики. «Это единственный путь, потому что чем больше средств мы вкладываем в атомную энергетику, тем позже мы придем к тому, к чему идут другие страны», - сказал он. И добавил, что, несмотря на решение о постепенном выведении из эксплуатации старых энергоблоков, «все президенты решают продолжать их эксплуатацию». Таким образом, количество старых энергоблоков с каждым годом увеличивается – «это будет эксперимент над этими реакторами и над теми, кто живет рядом с ними», потому что никто не может оценить состояние износа материалов, используемых в реакторе - сказал Алексей Пасюк. «Я думаю, что Комитет ядерного регулирования прав, когда он не выдает лицензию на продление эксплуатации более, чем на два-три года – я надеюсь, так и будет», - добавил эксперт.

Ответы на вопросы читателей смотрите здесь

Читайте также:

Наибольшая угроза для безопасности Украины – ЧФ РФ

Укрытие Чернобыльской АЭС угрожает новыми рисками

Смотрите видеосюжеты по результатам пресс-конференции:

Наибольшая угроза для Украины – решение по ЧФ РФ

Безопасность АЭС стоит денег

Укрытие ЧАЭС провоцирует риски

Саркофаг четвертого блока ЧАЭС уже небезопасен