«Стреляли?..»
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
“Так, как основой нашего правительства является общественное мнение… то если бы я оказался перед выбором - иметь правительство без газет, или газеты без правительства, я, не колеблясь ни мгновенья, выбрал бы второе»…
Кто это сказал? Ющенко? Тимошенко? Янукович?!..
Вспомнил! Это сказал Томас Джефферсон! Вернее, написал в письме Эдварду Каррингтону в далеком 1787 году. Через двадцать лет в письме Джеймсу Мэдисону тот же Джефферсон, уже вкусивший президентской власти, пресытившийся общением с прессой, напишет следующее: «Я больше не возьму в руки какую бы то ни было газетенку!»
Возможно, это была вспышка острого раздражения или минута плохо контролируемого отчаянья? Да нет, в 1807 году тот же Джефферсон напишет Джеймсу Норвеллу: «Сейчас нельзя верить ничему, что можно увидеть в газетах». А в 1813 продолжит эту мысль в письме Томасу Уортону: « Я не беру в руки ни единой газеты, не читаю их и одного раза в месяц, и благодаря этому чувствую себя бесконечно счастливым». Вот как «задолбала» Джефферсона свободная пресса! Пресса, формирующая и выражающая общественное мнение.
Наши лидеры, воспитанные на безропотном уважении к цитадели демократии, я уверен, знакомы с перепиской одного из ее основателей. Наверное, поэтому к прессе уже сейчас они относятся так, как если бы целых двадцать лет общались с ней из-за баррикад властных кабинетов.
Наша сегодняшняя пресса, увы, заслуживает такого отношения к себе. Заслуживает этого и наше общество, у которого нет собственного мнения. Ну нет у нас общественного мнения! Поэтому не может у нас быть и общественного телевидения или чего-нибудь хоть чуть-чуть по-настоящему общественного.
Истинные журналисты, подлинные «псы демократии», ежедневно с утра до вечера должны были бы терзать нашу такую родную и такую же не родную власть вопросами:
«Что с вечно и незабвенно забытым Гонгадзе?.. Кто «недоотравил» несчастного Ющенко?.. Как там поживает перепуганный своим прошлым, а главное, будущим Пукач?.. Кто «самоубил» гордого Кравченко?.. Кто и зачем «оклеветал» народно избранных педофилов?.. Кто «завалил» в Изюмских угодьях неугодного Кушнарева?..
Ежедневно с утра до вечера должно формироваться общественное мнение. Наше же общество сегодня живет бессознательно. Оно в глубоком обмороке. Оно потеряло сознание, еще не обретя его.
Голодомор… Черноморский флот… Бандера… Газ… НАТО… Межигирье ...
Парад PR-аттракционов продолжается.
«Мы не можем заставить вас думать так, как мы хотели бы, чтобы вы думали, но мы можем заставить вас думать о том, о чем мы хотели бы, чтобы вы думали».
Кто это сказал?.. Джефферсон? Нет, наверное, Тимошенко… Или Ющенко?.. Или Янукович?..
Власть «снимает» для нас все новые и новые медиа-сериалы: «Воровка» (это кажется, о Тимошенко?), « И все-таки я люблю» (снова, по-моему, о Тимошенко?), «Не родись красивой» (стоп! Это о Тимошенко, или о Богословской?), «Секретные материалы» (о, эта пленка точно о Коле Мельниченко и его нетленных пленках!), «Моя прекрасная няня» (а вот этот все еще незаконченный сериал, если я не ошибаюсь, о Тимошенко и Путине).
О Януковиче, выходит, так ничего и не сняли?… Нет, был совсем неплохой сериал, где в роли Донецка снялся Петербург. Сериал назывался очень просто: «Бандитский Петербург», хотя все в Украине понимали, о ком и о чем идет речь. Сериал получился шикарным и дорогостоящим, но вполне окупился! В конце концов получился полный хеппи-энд - Антибиотик стал Президентом!
Но вот беда - это случилось не в кино, а в реальной жизни!
Заигрались наши «кинематографисты»!
Впрочем, они заигрывались не раз. Рональд Рейган – весьма популярный киноактер - стал однажды президентом США. Он, между прочим, и разрушил СССР.
Так вот, когда его избрали губернатором Калифорнии, предшественник Эдмунд Браун оставил ему следующую «юморную» записку»:
«В романе «Война и мир» есть отрывок, который почти каждый новоизбранный губернатор должен прикрепить на стене своего кабинета. В этом отрывке молодой граф Ростов после недель прощальных вечеринок с изысканными тостами несется в свою первую кавалерийскую атаку, и пули свистят буквально у самых его ушей.
«Почему они стреляют в меня?» - вопрошает он. «В меня, которого все любят?»
Эдмунд Браун продолжал: «Ничего хуже этого с тобой не приключится в следующие четыре года. Научись жить с этим, все остальное будет достаточно просто.
И хирурги, и репортеры действуют с профессиональным хладнокровием, правда, между ними есть существенная разница: хирурги зарабатывают намного больше, чем репортеры, кромсая тебя вдоль и поперек. Но и те, и другие движимы одинаковым мотивом: они хотят, чтобы все работало, как можно лучше. А в случае с прессой ее представители действуют к тому же еще и от лица избирателей».
Мне говорили достаточно осведомленные люди, что записку приблизительно такого же содержания оставил харьковский губернатор Арсен Аваков своему «региональному» сменщику Михаилу Добкину.
Как же это прекрасно, други мои, что принципы демократии прижились и у нас!
Поэтому я смело и гордо спрашиваю новую, но уже неисправимо старую власть:
«Что с вечно и незабвенно забытым Гонгадзе?.. Кто «недоотравил» несчастного Ющенко?.. Как там поживает перепуганный своим прошлым, а главное, будущим Пукач?.. Кто «самоубил» гордого Кравченко?.. Кто и зачем «оклеветал» народно избранных педофилов?.. Кто «завалил» в Изюмских угодьях неугодного Кушнарева?..
Я не хирург, но я не могу не резать правду-матку. Я ее этим убиваю?..
У нашего уважаемого общества есть мнение на сей счет?..