Трещина в левом монолите или кадровый шантаж?

Трещина в левом монолите или кадровый шантаж?

Чтобы уже окончательно закрыть тему раскола в стане левых и соответственно, возможного распада коалиции, «Обозреватель обратился к мнению экспертов. Пример кадрового шантажа коммунистов по отношению к «регионалам» вдохновил на аналогичный шантаж участником левого блока уже по отношению к коммунистам. Так считает Сергей Таран, директор Международного института демократий.

Однако, по его словам, перспективы этого шантажа довольно ограничены из-за того, что цена выхода коммунистов из коалиции несравненно выше, чем та политическая цена, которую коммунисты должны заплатит в случае выхода из блока, например, партии «Справедливость». ПР в случае разногласий с коммунистами утратит и коалицию, и правительство. А КПУ, в случае развала «левого блока», не утратит, по большому счету, ничего.

Левый блок не развалится, потому что его нет

«Для исчезающего прокоммунистического сегмента избирателей безусловной монополией на коммунистическую идею обладает КПУ. Не столько благодаря своей идеологической позиции – чего только стоит вхождение коммунистов в единую коалицию с самыми большими идеологическими врагами - «крупным капиталом», – сколько благодаря наличию в названии слова «коммунистическая» и ассоциации с П.Симоненко, которого они уже давно знают как «главного коммуниста». Поэтому появление новых отколовшихся «левых» не будет иметь особого успеха, и это в КПУ прекрасно понимают», - убежден Сергей Таран.

Политолог считает, что развал «левого блока» не будет иметь ни юридических, ни политических последствий.

«Хоть кто-нибудь может назвать хотя бы одну акцию, действие или, хотя бы, резонансное заявление, например, той же «Справедливости», «Союза левых сил", или других «левоблоковых сил»? Таких действий нет, потому что нет и самих субъектов политики», - говорит он.

Единственная опасность, угрожающая КПУ в случае развала «левого блока», может стать технологическое участие «других» коммунистических партий в избирательной кампании, что может забрать у КПУ около одного процента, что может не хватить для преодоления 3%-го барьера. Но для этого нужно, во-первых, иметь спонсора, а, во-вторых, сами выборы.

Николаенко не намерен окончательно разорвать договор с коммунистами

С тем, что коалиции пока ничего не угрожает, согласен и директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик. По его мнению, главные вызовы для правительства Азарова еще впереди – принятие бюджетов, утверждение пакета антикризисных нелиберальных мер и пр. Вопрос только в том, сможет ли Янукович сохранить поддержку слева…

«Партия «Справедливость» является членом Левого блока, перед вторым туром президентских выборов подписала договор о сотрудничестве и поддержке с Виктором Януковичем.

Таким образом, партия Николаенко оказалась в ситуации «матрешичной ответственности». С одной стороны – ПС несет политическую ответственность за своих партнеров по Левому блоку, с другой за политику КПУ (имеющую фракцию в ВР), которая входит в парламентско-правительственную коалицию», - говорит Виталий Кулик.

Он считает естественным то, что «Справедливость» не может или не хочет нести все бремя ответственности за курс левой поддержки Януковича в парламенте. Тем более, что правящая коалиция намерена реализовать ряд откровенно нелиберальных решений (например, поднятие тарифов).

А непопулярные решения власти приведут к спаду рейтинга левых, которые поддержали Януковича и правительство Азарова. А если эти потери еще и не компенсированы в виде кадровых предложений, то для участников Левого блока (не представленных сейчас во власти) возникает вопрос о целесообразности тянуть общий с КПУ и ПР воз коалиции.

«Пока что Партия «Справедливости» заявляет об избирательной критике курса КПУ и правительственной коалиции. Николаенко не намерен окончательно разорвать договор с коммунистами. Но если коалиция «Стабильность и реформы» не найдут «аргументов» для того, чтобы убедить ПС в необходимости сохранения единства рядов, левые начнут дистанцироваться от Януковича, коалиции и его политики», - резюмирует Кулик.