УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Днепропетровский маньяк пытался превзойти Чикатило

Днепропетровский маньяк пытался превзойти Чикатило

До сих пор окончательно не установлено, сколько загубленных жизней на счету уроженца Кемеровской области Сергея Ткача, который еще в советское время переехал на Украину.

Видео дня

В апреле 2010 года родственники жертв маньяка на территории Днепропетровской и Запорожской областей издали книгу Памяти с тридцатью именами, которые отныне будут ежегодно поминаться в Лазареву субботу в Павлоградском кафедральном соборе. Но десять страниц в книге пока оставлены чистыми.

Тридцать имен невинно убиенных — это только те, кого суд признал жертвами Ткача в Павлограде, Днепропетровске, Синельниково и Пологах. В то время как географию его преступлений входит еще Крым и Харьковская область. Многие жертвы «пологовского изувера», как окрестили серийного убийцу и насильника по месту его последнего жительства, еще остались неустановленными.

В 2008 году Апелляционный суд Днепропетровский области признал его виновным в 36 убийствах и покушениях на убийство и в связи с действующим мораторием на смертную казнь приговорил к пожизненному заключению. А через год суд рассмотрел еще 10 полностью доказанных случаев убийств и изнасилований, совершенных Сергеем Ткачом, и приговорил его к пожизненному заключению вторично.

«Я не человек, а зверь! Такой же, как Чикатило. Обо мне нужно снимать кино!»

Однако, согласно признательным показаниям самого Ткача, за 25 лет, начиная с 1980 года, он лишил жизни более 100 девочек, девушек и женщин.

Находясь во время следствия в Днепропетровском сизо, Ткач ежедневно смотрел в камере все выпуски теленовостей и листал газеты в поисках упоминания своей фамилии. И сетовал на то, что Чикатило убил меньше людей, чем он, а «вошел в историю».

Корреспонденту одной украинской газеты Ткач заявил: «Я не человек, а зверь. Такой же, как Чикатило. Обо мне нужно снимать кино!». И Ткач не раз говорил о том, что готов написать и продать сценаристам из Голливуда за 3 миллиона евро свои «воспоминания» …

Может ли двигать психически здоровым человеком стремление первенствовать в кровавой охоте на людей?

«Он убивал, чтобы быть самым крутым среди убийц»

Психиатр Владимир Головочук, участвовавший в судебно-психиатрической экспертизе по делу Ткача, утверждает: «Он убивал, чтобы быть самым крутым среди убийц. В психиатрии есть даже такое понятие — «синдром Герострата», когда человек совершает преступление, для того чтобы прославиться. Ткач отдавал отчет в своих действиях и в принудительном лечении не нуждается. Как и большинство маньяков, он эмоционально холоден, мстителен, с повышенной злобностью, агрессивностью и сильно выраженным эгоцентризмом. Именно такие черты характера и формируют серийного убийцу».

Три бывшие жены Ткача, допрошенные в ходе следствия, считали его вполне нормальным человеком. Ничего подозрительного в поведении «дяди Сережи» не замечали и соседи (при случае ему даже оставляли своих ребятишек для присмотра). Позже одна из семей, которая была с Ткачом в приятельских отношениях, жестоко поплатится: их дочь-третьеклассница станет последней жертвой изувера.

С кем же 25 лет кряду вел свой страшный заочный спор за звание самого «крутого среди убийц» монстр из города Пологи, название которого, по иронии судьбы, в переводе на русский язык означает «роды»?

Самые кровавые маньяки СССР и России

«Ростовский потрошитель» Андрей Чикатило с 1978 по 1990 год совершил 53 зверских убийства женщин и подростков обоих полов и стал самым кровавым маньяком в СССР. Немногим уступил ему уроженец украинского города Житомира Анатолий Онуприенко, получивший кличку «терминатор» — с 1989 по 1996 год он убил 52 человека, в том числе 10 детей. «Битцевский маньяк» Александр Пичушкин был признан судом виновным в 48 убийствах, совершенных с 1992 по 2006 год (Пичушкин утверждал, что убил на 13 человек больше и истерично вопрошал у суда: «На кого повесили мои трупы?»). Уроженец белорусского Витебска Геннадий Михасевич, «витебский монстр», арестованный в 1985 году, за 14 лет задушил 36 женщин.

Однако самые известные человечеству серийные убийцы задолго до поимки Сергея Ткача действовали на американском континенте и в Западной Европе.

За попытку изнасилования Бруно Людке кастрировали, но он продолжал убивать

Первое место в жутком рейтинге занимает колумбиец индейского происхождения Педро Алонсо Лопес, который после ареста в 1980 году взял на себя убийства более 300 несовершеннолетних девочек на территории Перу и Эквадора.

Житель послевоенной Германии Бернгард Приган с 1948 по 1952 год задушил и изнасиловал 147 женщин.

Американец Генри Ли Лукас приговорен к пожизненному заключению (в 2001 году умер в камере естественной смертью) за 100 доказанных убийств, хотя тщеславный маньяк признавался в куда большем количестве преступлений.

Еще один немец, Бруно Людке, с 1927 по 1943 год убил в Германии и Австрии 85 женщин. Однажды его задержали за попытку изнасилования и кастрировали. Однако и после этого он продолжал убивать. В 1944 году полиция его, наконец, вычислила. По приговору суда Людке казнили.

Себя он считает круче всех других душегубов

Сергей Ткач заметно гордится своей принадлежностью к избранной компании монстров, но считает при этом, что он «круче» других. «Я сам сейчас осмысливаю свои деяния, которым по жестокости нет равных в мире и которые я совершал на протяжении четверти века…» — сказал он как-то, будучи уже под стражей.

В одном Ткач, безусловно, прав: никому еще из известных маньяков не удавалось четверть века творить злодеяния, не попадая в поле зрения правоохранительных органов.

Что это, простое везение?

Будущий серийный убийца начинал трудовую деятельность в милиции

Сергей Ткач родился в г. Киселевске Кемеровской области (к слову, Андрей Чикатило родился на Украине). В армии Ткач служил техником-геодезистом и получил отличные практические навыки ориентирования на местности. После службы его рекомендовали на работу в милицию. Будущий серийный убийца стал экспертом-криминалистом.

Некоторое время он учился заочно в Новосибирской спецшколе милиции МВД. Однако не окончил ее: в 1979 году за фальсификацию результатов экспертизы Ткач был уволен из органов внутренних дел. Отсюда пошла версия, что «пологовский изверг» мстил системе за несостоявшуюся карьеру.

Во всяком случае, в Симферополе, где Ткач, по его свидетельству, совершил в 1980 году первое убийство и изнасилование, он позвонил с телефона-автомата по 02, чтобы «помочь коллегам по службе обнаружить труп». Но ему, мол, не представились, и он повесил трубку. Позвонив вторично, он сказал, что совершил убийство, но дежурный по РОВД отказался назвать свое имя, и он опять прервал разговор. На этот раз, по его словам, окончательно. «Так началась моя 25-летняя беготня…» — добавил он.

Уже будучи под следствием, Ткач заявлял, что одним из стимулов для убийства для него было желание доказать «полную профнепригодность оперативников».

Он хорошо знал, что будут искать его бывшие коллеги на месте преступления

Бывший эксперт-криминалист никогда не оставлял на месте преступления окурков и объедков, уничтожал отпечатки пальцев и затаптывал следы вокруг жертвы. И даже удалял сперму из тела убитых, чтобы затруднить проведение соответствующей экспертизы. Он хорошо знал, что и где будут искать его бывшие коллеги.

Перед началом «охоты» Ткач выпивал стакан водки с димедролом. Эта смесь, мол, его сексуально возбуждала. В большинстве случаев он выискивал жертвы – девочек и девушек от 9 до 17 лет – вдоль железнодорожного полотна и автострад, рассчитывая, что его бывшие коллеги заподозрят приезжего или водителя-дальнобойщика. Душил сзади, пережимая сонную артерию, а затем насиловал. По возможности уходил от брошенного тела по шпалам, пропитанным креозотом, – чтобы служебные собаки не взяли след. С собой забирал нижнее белье убитых, украшения, косметички, заколки – на «память».

Даже после того, как расследование взял под контроль ЦК КПСС, душегуб оставался на свободе

В Павлограде Днепропетровской области, где он жил уже со второй женой, Ткач убивал ежемесячно по одной девочке. В 1985 году справку по этим делам затребовали в ЦК КПСС. Партийный контроль такого уровня в советские времена означал, что злодей должен быть любой ценой изолирован от общества в самые короткие сроки. В противном случае «полетят» головы многих милицейских начальников.

Однако, шли годы, а Ткач, несмотря на усилия советских милиционеров, а затем и милиционеров независимой Украины, оставался на свободе. После затяжных серий убийств он затаивался, ограничивался редкими одиночными «вылазками». Зато один за другим в сизо попадали граждане, заподозренные в преступлениях, которые впоследствии взял на себя «пологовский изувер».

Без вины виноватые: по делу каждого очередного изувера за решетку и под расстрел попадали другие

До поимки «ростовского потрошителя» Чикатило успели расстрелять двух невиновных мужчин, которым «пришили» преступления маньяка. За преступления «терминатора» Онуприенко из Житомира за решетку попало 6 человек. По делу «витебского монстра» Михасевича, который орудовал вдоль автомобильной трассы, были осуждены 14 человек, один из них расстрелян.

Что касается Сергея Ткача, то на сегодняшний день известно не меньше 10 человек, осужденных за преступления, в которых он впоследствии сознался (самым юным из них стал восьмиклассник Яков П.). Трое из них освобождены из мест заключения, один – из психбольницы. А павлоградец Владимир С., которого обвинили в изнасиловании и убийстве своей 9-летней дочки, в 2000 году повесился в камере Днепропетровского сизо (он реабилитирован посмертно).

Что это, результат ошибок следствия и суда?

Признательные показания из «дублеров» «пологовского изувера» в милиции выбивали

Два года назад в Запорожье по представлению Генпрокуратуры Украины в исключительном порядке было пересмотрено дело Николая Демчука. Осужденного, который провел в колонии четыре с половиной года, признали невиновным и выпустили на свободу.

Н. Демчук стал одним из тех, кому вменялось преступление, совершенное Ткачом. Как выяснилось в ходе прокурорской проверки, Демчук подвергся в милиции изуверским истязаниям, после чего подписал «признательные» показания. В отношении трех сотрудников Пологовского райотдела милиции было возбуждено уголовное дело.

Выбивались признательные показания и в деле других серийных маньяков — Чикатило и Михасевича.

Ткач по-соседски пришел на похороны своей последней жертвы

В очередной раз преступления с характерным почерком запестрели в оперативных сводках с лета 2005 года. На их раскрытие было сориентировано свыше 600 сотрудников органов внутренних дел и прокуратуры Запорожской области. По описаниям одной из потенциальных жертв маньяка, которая по счастливой случайности осталась жива, был составлен фоторобот преступника.

Однако Ткач «прокололся» случайно.

Его последней жертвой стала дочь-третьеклассница соседа. Уверовав в свою неуловимость, он совершил преступление почти рядом с домом — на берегу местной реки, где девочка загорала со своими сверстниками. А затем по-соседски пришел на ее похороны. Подружки убитой школьницы рассказали взрослым, что этот «дедушка» подходил к ним на пляже и ушел с их подружкой в камыши…

«Надо было и их утопить, — сокрушался Ткач после ареста. – Напрасно пожалел»

«Я жду вас уже двадцать пять лет!»

Этой фразой 54-летний Сергей Ткач встретил оперативников, пришедших к нему в дом на окраине города Пологи Запорожской области в августе 2005 года.

Во время следственных экспериментов бывший техник-геодезист с поразительной точностью рисовал схемы мест, где подкарауливал женщин много лет назад. При этом Ткач, боявшийся мести родителей погубленных детей, указывал на схемах место, откуда его мог «снять снайпер, нанятый родителями», требовал себе бронежилет.

В ходе следственных мероприятий ему вручали муляж «женщины». Демонстрируя, как он удушал жертву, Ткач сломал «шею» нескольким муляжам – в свое время он был чемпионом области по тяжелой атлетике.

Он знал, что его не казнят, и строил фантастические планы на будущее: «Отсижу 25 лет, подам на помилование. Президент, возможно, помилует. Тогда меня переведут в обычную тюрьму, и я там отсижу еще 20 лет. А потом выйду…»

На судебных заседаниях Ткач вел себя невозмутимо, просить прощения у потерпевших в последнем слове не стал: «Нет у меня слов, люди таких слов не придумали» - по материалам  «Украина Криминальная»