В Госкомитете по водному хозяйству Украины обеспокоены тем, что крымские водохранилища мельчают. Более половины наливных водоемов нуждаются в очистке, на которую нужны огромные деньги. Найти на это миллионы сможет только госказна.
Обманули природу
За всю историю своего существования Крымский полуостров испытывал дефицит воды. Ее собирали буквально по каплям, искали под землей, строили водоводы, по которым в населенные пункты стекала вода из горных источников. ХХ век и руки строителей коммунизма обманули природу. В далеком 1926 году в Крыму было построено первое водохранилище — Альминское — емкостью всего 6,55 млн. куб. м. Оно соединялось каналом длиной 5 км с рекой Альмой, из которой и черпало воду. Спустя пять лет на балке Эгизоба было построено Бахчисарайское водохранилище емкостью 2,3 млн. куб. м, которое питается водами реки Качи. Для водоснабжения Симферополя в прошлом веке построили Аянское водохранилище, причем емкость его увеличивали трижды, с 1,7 млн. куб. м в 1931 году до 4,7 млн. кубов в 1956-м. И все же растущей крымской столице воды недоставало, поэтому в 1955 году было построено Симферопольское водохранилище на 36 млн. куб. м, а в 1966 году на реке Альме появилось еще и Партизанское водохранилище объемом 34,4 млн. кубов.
Собственно говоря, в искусственных водонакопителях нуждаются практически все населенные пункты, ведь природа неравномерно распределила водные ресурсы полуострова: в горах водных источников больше, в степной части полуострова их практически нет, дефицит питьевой воды испытывало и побережье. Поэтому для водоснабжения Севастополя в 1956 году построили Чернореченское водохранилище на реке Черной, объем которого со временем вырос с первоначальных 29 млн. кубов до 62-х. Большая Ялта пьет из трех водохранилищ (Счастливое-1, Счастливое-2 и Ключевское), расположенных на северном склоне главной гряды гор, в верховьях реки Бельбек. Чтобы подать воду на Южный берег, в ялтинском горном массиве был пробит гидротехнический туннель длиной 7,2 км, по которому вода из водохранилища поступает в Ялту самотеком. А помогает этому Загорское водохранилище на реке Каче, воды которого по трубопроводу подпитывают Счастливенское водохранилище, а затем поступают в Ялту.
В окрестностях Белогорска, на реке Биюккарасу, в 1938 году были построены сразу два водохранилища: Тангайское (емкость 13,8 млн. куб. м) и Белогорское (23,3 млн. куб. м). Их планировалось использовать для орошения, но впоследствии оттуда стали подавать воду в Белогорск и близлежащие населенные пункты. Спустя пару десятилетий, в 1956 году, на реке Чорох-Су построили Старокрымское водохранилище емкостью 3,1 млн. кубов. На реке Зуе появилось Балановское водохранилище. Воды реки Западный Булганак наполняют Кольчугинское водохранилище емкостью 6,8 млн. кубов. Для водоснабжения Алушты построены два водохранилища: Изобильненское, на реке Улу-узень, объемом 13,25 млн. куб. м, и Кутузовское, на реке Демерджи, объемом 1,11 млн. куб. м. Среди водохранилищ востока полуострова самым крупным является Керченское, чей объем 24 млн. кубов. Из него мощные насосы поднимают воду, полученную по Северо-Крымскому каналу, на 53 м и подают ее в Керчь.
Кстати, не только Керчь пьет днепровскую воду — ею заполняют, например, Межгорное водохранилище, дающее воду части Симферополя и Севастополю, а также Феодосийское, Ленинское, Зеленоярское, Старокрымское. Это так называемые наливные водохранилища, которых в Крыму восемь, и получают они ежегодно по Северо-Крымскому каналу 164 млн. кубов воды. Всего в Крыму, по информации Рескомитета по водохозяйственному строительству и орошаемому земледелию, 23 водохранилища, которые способны аккумулировать 398,4 млн. куб. м.
Кстати, Северо-Крымский канал специалисты без преувеличения называют уникальной природно-технической гидромелиоративной системой, которая по своей сложности и масштабности не имеет аналогов в Европе. Построен он был в 1961 году и представляет собой магистральный канал длиной 402,6 км, по которому вода поступает в водохранилища Крыма и межхозяйственные оросительные каналы для полива сельхозугодий. Но поступает не сама — ее подталкивает крупная насосная станция в районе Джанкоя и за ней целый каскад насосных, так что вода поднимается на 105 м.
И только благодаря этой системе Крым сегодня практически не ощущает дефицита воды. Неслучайно глава Рескомводхоза Александр Лиев поставил водохозяйственный комплекс по важности впереди курортной отрасли. «Вода в Крыму, на мой взгляд, гораздо более важная отрасль, чем курорты и туризм, потому что именно она обеспечивает 70% территории, которая в учебниках 50-х годов называлась полупустыней», — объяснил он. А значит, кроме социальной функции, водное хозяйство косвенно обеспечивает основной объем поступлений в доходную часть бюджета республики.
Миллионы на…
Но несмотря на жизненно важную функцию крымских водохранилищ, со времени приобретения Украиной независимости ими никто не занимался. Собственно говоря, как и в других отраслях, жили тем, что досталось в наследство от СССР, рассчитывая, что наступят более благоприятные времена для реконструкции старого и строительства нового. Водохранилища этих времен не дождались и… заилились.
Во время визита в Крым зампредседателя Госкомводхоза Украины Александр Романов сообщил, что водохранилища Крыма в последние годы активно заиливаются, их берега обрушиваются, в результате чего они мельчают. «Построены они были 30 — 40 лет назад, но в последние годы исследование дна, очистка и реконструкция очистных сооружений не проводились», — говорит чиновник. Поэтому Рескомводхоз АРК совместно с Совмином и Министерством ЖКХ разработал мероприятия по их очистке. «На первом этапе планируется их обследовать, изучить донные иловые отложения, а потом приступить к очистке и реализации программы по реконструкции очистных сооружений, что последние 20 лет не делалось», — сказал Романов.
Удастся ли сделать это сейчас, тоже большой вопрос, ведь, как объяснил Александр Романов, «если чистить земснарядами, то выемка куба смеси воды, ила и грунта из водохранилища будет стоить от 17 грн., а поднимать нужно миллионы кубов». И продать крымский ил невозможно — суглинки, глины, тяжелые грунты, то есть не стоит рассчитывать, что кто-то из инвесторов пожелает провести работы за свой счет, чтобы потом продать добытое в качестве удобрения. А значит, выход один — привлечь бюджетные средства.
«Если водохранилища в коммунальной собственности, то очистка должна производиться за счет местного бюджета, ну а он уже может просить деньги у госбюджета в виде субвенции, — объясняет Александр Лиев. — Если водохранилища в госсобственности, то очистка осуществляется Госкомитетом по водному хозяйству. Но шансов на то, что местные власти найдут деньги, нет, то есть нужно просить у госбюджета». Понятно, что в нынешнем году изыскать средства на эти цели уже не получится, признается чиновник, но если не поднимать вопрос и не предавать проблему огласке, то деньги на ее решение не найдутся никогда.
Рескомводхоз же рассчитывает, что в госбюджете будущего года удастся заложить хоть какую-то сумму для начала работ, не исключено, что придется идти по пути софинансирования из нескольких источников: госказны и местных бюджетов, потому что дальше тянуть некуда. Уже сейчас пять из восьми наливных водохранилищ нуждаются в срочной очистке. И если это не сделать в ближайшее время, то пить местным жителям придется мутную жидкость — смесь воды и ила. Впрочем, для многих из них и такая вода большое благо.
ОЛЬГА КОТЕНЕВА, Первая Крымская информационная газета