Бизнес на хлебе по-украински
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
На прошлой неделе вице-премьер по вопросам АПК Виктор Слаута имел честь пообщаться с аграриями Запорожской области. Проблемы у них, в сущности, такие же как у всех, но главная – несоответствие закупочных цен на зерно у зернотрейдеров и в Аграрном фонде. Стоимостной разбег достигает 100-180 гривен за тонну. И это не удивительно: воодушевленные открывшимися экспортными возможностями частные торговцы готовы скупать сегодня любое зерно любого качества за любые деньги. Продав свои запасы они с лихвой окупят все затраты – мировая рыночная конъюнктура этому только способствует. Закупая тонну зерна даже по самой высокой нынче внутренней цене – в 150-155 долларов, зернотрейдеры продают ее на экспорт по 200-220 долларов (согласно котировкам Чикагской товарной биржи), “наваривая” на каждом килограмме вполне определенный процент. При этом все профильные аналитики утверждают: 200 долларов за тонну фуража на мировом рынке – далеко не предел.
Ну не предел, и ладно. У нас, что называется, свои игры. Причем весьма изощренные. Вице-премьер-министр по вопросам АПК Виктор Слаута вдруг взял да и “благословил” экспортные аппетиты зернотрейдеров. Заслушивая запорожских селян, Слаута призвал их не спешить продавать зерно, “так как цены на мировых рынках постоянно растут”. С точки зрения рядового фермера, призыв как будто правильный, если учесть, что зерно – его, фермера, единственная золотая жила (если, конечно, никакой иной жилы больше нет). Но вот с точки зрения государственного управленца, слова вице-премьера – не подкоп, а подрыв всей государственной политики в сфере организации зерновой кампании.
Слово – не воробей Что же такого вице-премьер сказал? Дабы понять всю глубину его ошибки, достаточно знать несколько сугубо отраслевых нюансов, которые при всей “специфичности” никакой тайны не представляют. Дело в том, что весенние прогнозы на урожай сегодня корректируют все и везде. Засуха в Европе и Средней Азии, дожди в Канаде и саранча в Австралии “списывают” в небытие миллионы тонн общемирового объема торговли зерном. Вот почему каждая дополнительная тонна созревшего и собранного сырья воспринимается как “подарок судьбы”. За нее в прямом смысле слова дерутся – брокеры на Чикагской товарной бирже. Вот почему цены на зерно растут день ото дня, и конца и края этому процессу не видно.
Все это хорошо известно даже людям не сведущим. Что уже говорить о специалистах, которые сели и подсчитали, что Украине с ее прогнозом урожая в 42 млн.тонн и прогнозом экспорта в 20-21 млн.тонн желательно заложить в государственные закрома примерно 4-5 миллионов тонн зерна посредством закупок через Аграрный фонд. Специально под эти закупки государство выпустит ОВГЗ, Минфин реализует их и перечислит живые средства в Агрофонд. Тот, в свою очередь, выкупит у крестьян оговоренный объем зерна и расплатится живыми деньгами. Ни бартером, ни обменом на ценные бумаги, ни обещаниями рассчитаться попозже, а живыми гривнами.
Но поскольку госбюджет не резиновый, равно как и возможности Минфина по размещению облигаций, то решено было выделить на аграрные цели 5 млрд.грн. А раз так, то простая арифметика подсказывает: максимальные закупочные цены в Аграрном фонде при всем желании не будут выше 1250 гривен (160 долларов) за тонну. По сравнению с чикагским прейскурантом выходит, конечно, не густо. Но это – единственная возможность создать в стране полноценный запас зерновых. Запас, который при случае может быть хорошим ценовым регулятором на рынке хлеба – вплоть до урожая 2011 года. В стране, где на счету каждая копейка и источники пополнения казны – увы, не так “полноводны”, как хотелось бы.
И вот теперь, когда Виктор Слаута призвал аграриев “подождать”, кто пойдет формировать необходимый запас? Кто его сформирует потом, когда цены действительно еще подрастут? Уж не зернотрейдеры ли и крупные производители, чьи интересы, судя по всему, и защищает высокопоставленный правительственный чиновник?
На месте чиновника, следовало бы говорить не об ожидании высоких цен, а о социальной ответственности – и рядовых фермеров, и крупных аграрных корпораций, которые могли бы пойти навстречу государству и совместно наполнить государственные закрома. Тем более, что проявлять альтруизм и филантропию в этом вопросе никто не просит: государство готово платить за качественный продукт.
Но слово, говорят, не воробей. Выпустил его вице-премьер по АПК, и носится оно теперь в умах да на языках, будоража чужое воображение. Как теперь убедить крестьян все-таки повернуть голову в сторону Агрофонда и начать с ним работать уже сегодня? Одно слово: АПК и раньше из проблем и трудностей (в том числе идеологических) не вылезал, а теперь дело и вовсе катастрофой пахнет.
Бомба с часовым механизмом Отсутствие в Украине зернового запаса (перспектива такого развития событий, как видно, вполне реальна) неизменно приведет к тому, что нам самим придется затягивать пояса. Дефицит собственного зерна неизменно приведет к удорожанию хлеба и ухудшению его качества (в ход, естественно, пойдут все имеющиеся в наличии сорта пшеницы и прочих зерновых культур). Украинские пекари без того прогнозируют к осени рост цен на 5-7, а то и все 11% - из-за повышения цен на газ. Если же к этой цифре добавятся еще и “ожидания” зернопроизводителей, то обязательное удорожание хлеба минимум на треть покажется еще “неплохим” результатом.
К слову сказать, подобный опыт мы с вами уже переживали. В 2007-м году. Тогда причины бесконтрольного роста цен на хлеб никто толком не объяснил. Между тем, они казались очевидными: в силу удачной рыночной конъюнктуры и при попустительстве все того же Виктора Слауты, служившего и тогда вице-премьером по вопросам АПК, зерно из страны частично вывезли, а частично сгноили, не сформировав должных запасов. Народ “проглотил” горькую ценовую таблетку, сжал зубы от обиды, но ничего с этим сделать не смог: отказаться от потребления хлеба еще ни у кого не получалось.
Сейчас нас ведут прямиком на все те же грабли: зернотрейдеры посредством удачных зерновых продаж вернут себе “задолженность по НДС”, которую государство вернуть пока не в состоянии, а в стране потом – хоть не расцветай. Хотите – покупайте “социальный” батон в среднем по 6 гривен и весьма сомнительного качества, хотите – не покупайте. Ходите голодными.
И вот тут вспоминается еще одна любопытная деталь, не имеющая, правда, к аграрной отрасли прямого отношения. Осенью в стране пройдут местные выборы – событие, которое уже воспринимается многими значительно интереснее выборов президентских. Как вы, уважаемый читатель, думаете, рост цен на хлеб, изначально спровоцированный, по большому счету, невпопад брошенной фразой большого кабминовского чиновника, будет воспринят адекватно? А какой будет реакция на него избирателя? Наверняка соответствующей. Партия власти, как пить дать, потеряет не только рейтинги, но голоса в областных и городских советах.
Возникает вопрос: так на кого же работает в таком случае большой чиновник с точки зрения не только агрария, но и политика? Если весь Кабмин играет одной командой, о чем не раз повторял премьер-министр Николая Азаров, то в какие ворота целится аграрный вице-премьер со своими призывами и высказываниями? В общем, есть над чем вздохнуть и крепко задуматься.