Интерес к событиям начала лета прошлого года, когда информационное пространство страны всколыхнуло трагическое событие в Головановском районе Кировоградщины, где по-зверски был убит житель села Грушки Ульяновского района Валерий Олийнык, постепенно утих. В дальнейшем в этом обвинили народного депутата Виктора Лозинского, районного прокурора Евгения Горбенко и начальника Головановского райотдела милиции Михаила Ковальского. Иногда появлялись сообщения, что прокурора и главного милиционера района, которых задержали первыми, отпустили на подписку о невыезде, а Виктор Лозинский, с которого Верховная Рада сняла депутатскую неприкосновенность и который какое-то время находился в розыске, изучает материалы дела в СИЗО, после чего наконец-то должен состояться суд.
А как же дела в самом Головановске, где Виктор Александрович в свое время чувствовал себя и царем, и богом? Где он едва ли не лично назначал ключевых районных руководителей, а тех, кто отваживался жаловаться в вышестоящие инстанции, всегда ждала жестокая расправа вплоть до вынесения районным судом вердикта о возмещении убытков за причинение морального вреда. У особенно непокорных и настойчивых и незаконные обыски проводились, и дома горели. Изменилось ли кардинально все сейчас, когда Лозинский за решеткой, а его ближайшие сподвижники отстранены от дел?
Хозяина ждут осенью, или Один лучше, чем десять
Кадровые перестановки в прошлом году парадоксальным образом посадили в кресло руководителя района фактически ближайшего соратника Лозинского Николая Животовского, который успел причинить немало убытков тому же лесному хозяйству района («ЗН» писало об этом в материале «Провинциальные истории об украинской рулетке», №28 от 1 августа 2009 г.). Сейчас районом руководит не замешанный в тех скандальных историях Николай Усык. Он известен скорее как производственник, поскольку многие годы проработал на Побужском фероникелевом комбинате. С должности заместителя директора которого и пересел в кресло председателя райгосадминистрации.
Говорили, что председателем райгосадминистрации должны были назначить Ивана Кучера. В свое время он активно противостоял произволу тогда еще будущего нардепа. Кстати, именно Кучер возглавил районную организацию Партии регионов, которую после прошлогоднего фиаско (когда партийцы написали письмо в поддержку Лозинского, ее едва не распустили) сумел сделать одной из самых многочисленных в области. Но Ивана Кучера назначили председателем райгосадминистрации соседнего Ульяновского района.
После событий прошлогоднего лета, недавних президентских выборов и окончательного задержания в Генпрокуратуре Виктора Лозинского в Головановске наступило временное затишье. Те, кто проходит по одному с ним делу, хотя и вернулись в родные пенаты, сидят тихо. Но появились другие тревожные симптомы.
Почти год ничего не было слышно об одном из ближайших сподвижников Лозинского, основателе ООО «Лан» Вачегане Аниковиче Ростомяне. «Лан» вместе с ООО «Манжурка», которое принадлежало бывшему нардепу, прибрали к рукам окружающие охотничьи хозяйства и угодья. Говорят, после известных событий Ростомян подался вести свой бизнес в столицу. Но недавно он вернулся в Головановск и даже присутствовал на одном из совещаний в райгосадминистрации. Как кто или от имени кого? На этот вопрос ответ здесь знают.
Слабую надежду местных жителей на то, что в Головановске может наступить долгожданный покой, подорвала и недавняя коллегия райгосадминистрации. На ней присутствовала начальник областного управления здравоохранения Лариса Андреева, поддержавшая общее решение: за просчеты в работе и негативные показатели снять с должности главного врача районной больницы Сергея Стоянова. Сергей Николаевич — ставленник Лозинского, это он в первые дни после трагедии отказывался предоставлять информацию о состоянии Валерия Олийныка. Уже только этого было бы достаточно (не говоря уже о низком уровне районной медицины), чтобы поставить вопрос об отстранении Стоянова с должности. И вот, кажется, справедливость восторжествовала! Но как же были удивлены работники больницы, да и другие головановцы, когда на следующий день после заседания коллегии Сергей Николаевич прибыл на работу в свой кабинет. Оказывается, решение коллегии пересмотрели, распоряжением председателя райгосадминистрации Стоянову вынесли выговор и дали время — до 1 сентября — исправить недостатки в работе. Как сообщила Лариса Андреева, в ближайшие дни в Головановской райбольнице состоится проверка.
Но почему же так спешно и без надлежащих на то оснований было пересмотрено решение коллегии? Некоторые берутся утверждать невероятное: позвонил Лозинский. Поверить в подобное невозможно. Но у страха глаза велики. Многие еще долго будут пугаться и ждать хорошо знакомого голоса в трубке.
Но зерна произвола, посеянные Виктором Александровичем, дают уже и свои, отдельные всходы. Первый зампред райгосадминистрации теперь Александр Яровой, как и Лозинский, — бывший работник милиции. Он прославился тем, что во время еще позапрошлой президентской избирательной кампании спустил со ступенек Валерия Кальченко, председателя областного избирательного штаба кандидата в президенты Виктора Ющенко, главного бютовца области, а через несколько лет — коллегу Лозинского по Верховной Раде. Как видим, «героизм» прошлого не остался незамеченным.
Беда только в том, что Александр Яровой продолжает «геройствовать» и дальше. Мне дали прослушать запись разговора уважаемого первого заместителя с представителем одного из фермерских хозяйств района Юрием Компанийцем. Тот якобы не явился на какое-то совещание, которое проводил Яровой. И хотя фермер (формально председатель фермерского хозяйства другой человек) убеждал руководителя, что ничего не знал о совещании, наряд милиции (начальника райотдела заменили, но традиции остались) конвоировал Юрия Владимировича в кабинет первого заместителя, где, кроме «крутого» разговора, якобы применялось и рукоприкладство. В деталях этого дела, очевидно, будет разбираться суд, снова же — хочется верить, что он будет более непредвзятым и объективным, чем раньше.
Но на это надежды мало, поэтому в городке многие думают: может, пусть бы вернулся хозяин (некоторые откровенно ждут его осенью домой), ведь один лучше, чем таких десять.
Кому достанутся угодья Лозинского?
Кроме морального наследия Виктора Лозинского, от которого головановцы никак не избавятся, есть еще и материальная сторона дела. Его имущество, очевидно, частично или полностью находится под арестом (внушительный дом в Головановске стоит на замке и под частной охраной). В конце июля появилось сообщение, что Голосеевский суд города Киева удовлетворил иск Генпрокуратуры к жене Лозинского Елене, пытавшейся избежать конфискации пяти автопаркингов, размещенных в Киеве и находившихся в их совместной собственности, путем отчуждения. Очевидно, просто пыталась их продать.
Но больше всего хлопот, как выяснилось, с почти 25 тысячами гектаров охотничьих угодий, которые в марте 2008 года Кировоградский областной совет (решение №424) передал ООО «Охотничье хозяйство «Головановское» (фактически — Лозинскому) в пользование на 15 лет. В прошлом году после известных событий областной совет большинством голосов отказался удовлетворить протест прокурора области и не отменил своего решения. Поэтому дело перешло в суды.
В феврале хозяйственный суд г. Киева признал решение №424 депутатов Кировоградского областного совета незаконным и отменил его. Суд постановил вернуть эти угодья государственному предприятию «Головановский лесхоз», вторым пунктом этого же решения — передать их в подчинение Кировоградскому областному управлению лесного и охотничьего хозяйства. Вроде бы и логично, но первый пункт противоречит второму, потому что государственное предприятие — юридическое лицо, которое ведет отдельную хозяйственную деятельность. Ее результаты не позволяют «Головановскому лесхозу» обеспечить содержание таких больших охотничьих угодий. На это просто не хватит заработанных предприятием средств. А что же областное управление, которое в соответствии с изменениями, внесенными в Закон «Об охотничьем хозяйстве и охоте», просто обязано это делать? Изменения внесли, но средств в бюджете на это не предусмотрели. В составе облуправления всего два охотоведа, в то время как для обслуживания такого немалого массива следует создать егерскую службу (хотя бы из трех человек), а еще надо учесть биотехнические затраты на подкормку животных. На все это, по крайней мере, пока не предусмотрено ни одной копейки.
Более того, только чтобы взять на баланс эти угодья, нужно подписать акт приема-передачи. До сих пор это сделать было некому. Как сообщила заведующая сектором юридического обеспечения Кировоградского областного управления лесного и охотничьего хозяйства Татьяна Коваленко, последние переговоры с представителями ООО «Охотничье хозяйство «Головановское» (не потому ли вернулся Ростомян?) якобы были успешными, и хотя бы эта проблема разрешится.
Получается, суд передал государству угодья, а оно оказалась не готовым их принять. По мнению той же Татьяны Коваленко, областной совет должен разработать положение о конкурсе, на условиях которого эти угодья были бы переданы другому частному лицу, способному их содержать. «Наша пісня гарна й нова, починаймо її знову?» Понимаю, что средств нет (кстати, для областного бюджета не такие уж и крупные затраты), но, может, сделать хотя бы небольшой перерыв и дать ситуации устояться?
Проблема еще и в том, что из 24,6 тыс. гектаров охотничьих угодий, о которых идет речь, только около семи тысяч — собственно лес, остальные территории — реки, поля, лесополосы, на которых ведут хозяйственную деятельность около трех тысяч других пользователей, в большинстве своем арендаторов. Вопрос же согласования права пользования земельными участками другими лицами до сих пор не решен. Такая же ситуация и в других областях. Все это должен урегулировать отдельный закон, который сейчас готовится.
Пока государство решает все эти вопросы, в Головановских лесах снова начала появляться охрана. Какое-то время ее не было, и крестьяне из окружающих сел уже свободно могли ходить в лес тогда, когда им захочется. Охрану, говорят, расставляет Ростомян и еще один из тех, кто, очевидно, потенциально может претендовать на роль пользователя охотничьими угодьями, — бывший директор витаминного завода Олег Голимбиевский. Люди снова начали бояться ходить в лес.
* * *
Мама же Валерия Олийныка, которой пошел 84-й год, как и раньше, живет в Грушках. Ее немалый огород, говорят, ухожен лучше чем у многих младших и более сильных.
ЗН