УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Здравствуй, девочка «секонд хенд»!

Здравствуй, девочка «секонд хенд»!

Среди отечественных политиков и СМИ стало уже настоящей традицией в канун очередного Дня независимости сравнивать Украину с девушкой. При этом измеряя ее возраст, ориентируюсь на 1991 год с его судьбоносными декларациями и референдумом. Вот 1996 год. Разгар откровенно грабительской приватизации и войн между теми, кто хочет еще раз «поделить поделенное» - в итоге чего количество резонансных убийств ежегодно исчисляется десятками. А для жертв понеизвестнее не хватает уже заброшенных мест, где можно вырыть «секретные» могилы. А чего удивляться – «девочке»-Украине всего-то 5 годочков, ребеночек недееспособен, за него (и его «несмышленный» народ) все решают умненькие дяди-олигархи и их ставленники во власти.

Видео дня

Вот Украина уже «подросток», и в «переходно-возрастные» 13 лет, не дожидаясь наступления полноценной «половой зрелости», ее «тянут под венец» сразу два Виктора. Более «виктористым» оказывается тот, кто вытянул «из рукава» Майдан. На 16-летие победитель вместо заслуженного паспорта осчастливливает свою избранницу более, чем сомнительно-легитимными досрочными выборами в парламент – после фактического прекращения работы законодательной и судебной власти в духе какой-нибудь латиноамериканской диктатуры. Неудивительно, что после такого «форс-мажорного» вступления в почти взрослую жизнь, девушка-Украина «ударяется во все тяжкие» под руководством своей очередной наставницы с накладной косой. Правда, в полноценное 18-летнее совершеннолетие наша «девушка», наконец, слегка вразумляется – и оправляет свою горе-наставницу в политическое небытие. Увы, за развеселую гулянку на проеденные доллары МФВ все равно приходится платить неизбежным кредитным и газовым «похмельем»…

Но вот, казалось бы, Украине уже 19. Хоть и цветущая молодость – но вполне взрослое полноправное существование. Можно жить – и гордиться собой. Жаль только, что пока для характеристики нашей «красавицы» больше всего хочется воспользоваться строчкой из полублатной песенки: «Здравствуй, девочка «секонд хенд». Речь идет даже не о «частой смене партнеров» из-за метаний внешнеполитического курса меняющихся лидеров киевского Олимпа. Имеется менее аморальная, но тоже малоприемлемая для молодых девушек тяга к чужим «обноскам», более приличествующая «бомжам». Обноски эти и именуются звонким зарубежным «словечком», буквально переводящимся, как «вторые руки»; вещи, перешедшие к владельцу после «первого» хозяина».

Причем, объемы этого рынка «вторсырья» откровенно впечатляют. 22 миллиарда гривен – это что-то. К примеру, приблизительно на такую же сумму в 2009 году в Украине было продано новых легковых автомобилей. Конечно, и последние произведены не только в нашей стране. Но автоимпорт, как минимум, представляет собой высокотехнологическую продукцию, производство которой у нас пока не налажено. Чего не скажешь об импортных тряпках с чужого плеча. То есть, среди них тоже иногда встречаются произведения едва ли не «от кутюр». Правда, давно вышедшие из моды, что нивелирует их ценность – но все же. Тамошним модницам носить такое «западло», просто выбросить – жалко, вот и собирается оно местными «старьевщиками» с целью перепродажи разным «убогим», обычно даже не штуками, а килограммами. А уж среди этих «убогих» одно из малопочетных первых мест занимает «великая европейская держава» Украина.

Парадокс – но гораздо более бедный (если считать по доходам большей части населения) Китай худо-бедно обшивает-обувает себя сам. А заодно – и еще добрых полмира. А вот у нас не получается. И дело не только в дешевизне «секонд-хенда» – он был бы явно «конкурентоспособнее» новых товаров даже и из Поднебесной. Просто там власть на своем месте – и не допускает конкуренции своим производителям.

Дорогая «дешевка»

Вообще, взывать к чувству патриотизма в экономических отношениях довольно бессмысленно. Сколько раз уже проводились массовые рекламные акции на тему «купуй українське!» – а воз и ныне там. Слишком уже солидной в украинском обществе является прослойка граждан, для которых экономия нескольких десятков гривен важнее и собственного здоровья, и элементарного самоуважения. Не говоря уже о заинтересованности в появлении в стране миллиона дополнительных рабочих мест, увеличений поступлений в бюджет и Пенсионный фонд.

Ну неужели нормального человека не посетит чувство брезгливости при виде помятых куч старья с сомнительным запахом, разложенных на прилавках вездесущих торговцев подержанным товаром? Не насторожат предупреждения представителей «альтернативной медицины» о том, что б/у вещи сохраняют на себе «ауру» прежних владельцев, которая далеко не всегда несет положительную информацию. Собственно, один из «народных» способов избавления от разных болячек издавна заключался в том, что больной бросал на перекрестке дорог какой-либо мало-мальски ценный предмет с «наговором»: «Кто тебя возьмет – и мою болезнь на себя заберет». Правда, раньше «посредником» этой откровенно «черно-магической» практики вполне справедливо считался дьявол. Но в наш просвещенный век «борьбы с суевериями» роль «нечистого», похоже, с удовольствием берут на себя пронырливые наследники прежних «старьевщиков».

По большому счету, старые вещи часто бывают опасны и с точки зрения традиционной науки. Потому что кроме дискутабельной «ауры» на них оседают и частички пота, эпидермиса, и населяющих их обитателей прежнего владельца. Среди которых немало бактерий, грибков, клещей – отлично развивающихся в условиях влажной затхлости гигантских тюков с «секонд-хэндом».

Теоретически, вещи должны проходить соответствующую обработку. Практически – ну кто из серьезных людей поверит в эту красивую сказочку? Да, к примеру, по медицинским нормам обувь должна дезинфицироваться в парах формалина (более известном, как «карболка») не меньше суток! А иначе – большой риск заразиться грибком от прежнего хозяина, к которому у хозяина нового, как правило, еще нет иммунитета. Но ведь и рубашки-куртки-блузки могут служить «резервуаром» вредных микроорганизмов, которых обычная стирка может и не взять. И что, кто-то может представить себе, как торговцы «б/у» сутками пропаривают свои тряпки в довольно-таки химически-агрессивном для окраски тканей газе?

А пока экономные не по уму сограждане радуются, что купили «хорошую вещь» по дешевке, тем временем действительно хорошие и дешевые вещи в наших магазинах и, особенно, на рынках, встречаются все реже и реже. А что делать – отечественная легкая промышленность, сохранившая хоть какие-то внятные ГОСТы, все увереннее дышит на ладан. Автор этих строк, предпочитающий носить одежду из натуральных тканей, испытал это на себе. Ну в самом деле - даже в фирменных магазинах фабрики «Каштан» рубашки из 100-процентного хлопка нужных размеров и расцветок ныне купить не легче, чем в эпоху тотального советского дефицита времен «поздней перестройки». Продавцы виновато объясняют, что когда-то один из «флагманов» украинского «легпрома» ныне влачит довольно жалкое существование, сократившись до нескольких десятков рабочих, размещенных в каком-то подвале.

Зато в универмагах полно импортных рубашек с гордыми надписями на «лейблах» «cotton 100%». Когда-то и я имел глупость поверить в эту «лажу» – даром, что более честная, чем ее коллега, продавщица из отдела честно смотрела на меня виновато-грустными глазами при ответе на вопрос: «А это действительно хлопок?». Зато при первом же использовании обнаружилась ну очень большая разница между хлопком отечественным – и «хлопком» забугорным. Так, при сушке после стирки горе-импорт сох в два раза быстрее. Но, стоило его хозяину вспотеть – рубашка сразу прилипала к телу и весьма дурно пахла к исходу уже первого дня. В то время, как ее украинские «подружки» могли обеспечивать неплохой комфорт даже при двух-трехдневной носке – в случае форс-мажора, вроде непредвиденной командировки.

Право, с тех пор меня никак не оставляет «голубая мечта» дождаться того счастливого дня, когда всех виновных обманщиков заставят носить это «натуральное сырье» по несколько дней, не снимая – годиков эдак 5 подряд, по приговору суда. И производителей, наклеивший лживый лейбл; и с радостью поверивших в эту «лажу» продавцов; и халатных сотрудников контролирующих органов. Понимаю, конечно, что это несбыточно – но все равно согревает сердце.

О пользе хорошего вкуса

Так что намерение правительства запретить, наконец, импорт чужих «обносков» можно только приветствовать. Зато нельзя иначе, как демагогией именовать попытки спекуляций на тему: «Караул! Во что будут одеваться неимущие граждане Украины?». Да в продукцию возрождающейся отечественной промышленности, конечно. В конце концов, вроде бы уже перестали возмущаться «несправедливостью» таможенного законодательства, ставящего высокие «заградительные» сборы желающим «ездить на «Мерседесе» – пусть этому «Мерседесу» уже под 30 лет, он дымит, как трактор и грозит развалиться на запчасти. В конце концов, еще Генри Форд не без основания говорил: «Лучшая машина – новая машина» Хочешь купить что-то недорогое – к твоим услугам «Лады» и «Ланосы». Захотелось иномарочку – подкопи деньжат, и приобрети «новье», а не позорь себя и страну покупкой металлолома, за исчезновение которого с глаз долой немец готов еще доплатить авто-старьевщику.

Право, можно было даже не запрещать импорт «секонд-хенда». Просто еще на границе маркировать каждую вонючую тряпку с помощью раствора «хлорки» большой и хорошо видимой соответствующей надписью. Может, тогда постыдятся носить старье с чужого плеча. Надо, надо воспитывать хороший вкус – иначе, в конце концов, таковым будет считаться и поиск «еще совсем хороших» объедков с ближайшей помойки, что, слава Богу, пока является прерогативой преимущественно «бомжей». Ну а у кого действительно совсем нет денег – тем можно давать талоны на приобретение нужных вещей. Тоже отечественного производства, естественно. Что, кстати, имеет место и на просвещенном Западе, где денежная доля социальной помощи отдельным категориям нуждающихся носит весьма ограниченный характер, в пользу талонов на продукты и одежду. По крайней мере, тамошние «собесы» знают, что люди будут накормлены и одеты – а не пропьют «дармовщинку».

Возражения насчет того, что «место «секонд-хенда» займут дешевые контрабандные китайские товары» тоже малосостоятельны. Если отечественная таможня настолько «беззуба», что неспособна перекрыть эти потоки – можно ведь пойти и другим путем. А именно – потребовать к каждому импортному «легмпромовскому» товару сертификат соответствия. Контроль за качеством украинских товаров можно обеспечить еще на фабриках – что и происходит на деле, а вот импортному «нонейму» из «100-процентного хлопка» придется туго. Контроль можно перенести на конечный этап – в магазины, и, особенно, на базары. Нашелся образец несертифицированной и некачественной продукции – продавец должен заплатить такой штраф, который надолго отобьет у него охоту и на пушечный выстрел приближаться к складам контрабанды «дерьмового» качества. И не надо будет ни с кем ссориться по линии ВТО.

Чем скорее будет начата работа в этом направлении – тем лучше. Иначе дурная привычка быть «девочкой «секонд-хенд» намертво прилипнет к Украине, лишив ее даже надежд стать вхожей в приличное общество…