Солидарная свора
8 сентября Украина вместе со всем прогрессивным Человечеством отмечает «Международный день солидарности журналистов». Не путайте эту знаменательную дату с «Днем журналиста». То просто «день», а это «день солидарности». Представители одной из наиболее опасных в мире и наиболее уважаемых в последнее время на нашей земле профессий 8 сентября исполняются гордостью за своих коллег, которые всегда поддержат, всегда подставят плечо, всегда вытянут из неприятной ситуации, даже если ситуация возникла по вине самого журналиста.
Коллега есть коллега, а солидарность – штука святая. Чувство корпоративного единства у пишущей, снимающей и говорящей братии развито чрезвычайно. Это то самое чувство локтя, благодаря которому существует не одну сотню лет итальянская Коза Ностра или японская Якудза. Только если в преступном сообществе для того, чтобы выжить, нужно молчать, то в журналистском мире аналогичная цель достигается путем болтовни. Как можно больше кричать, как можно больше обличать, визжать, хрюкать… В общем, делать вокруг себя ветер. И, конечно же, присоединяться к воплям и ветру, создаваемым коллегами. Быть солидарными чужим воплям.
В стране стартовала предвыборная кампания. Через два месяца те из граждан, кого еще не достало хождение к урнам, потянутся на избирательные участки. Для того чтобы сознательные украинцы голосовали правильно – кто сердцем, кто другими частями тела, но правильно, необходима информационная поддержка политсил. Кроме поддержки, кроме дифирамбов, воспеваемых «самым достойным», «самым честным» и «самым умным», управляемая свора мастеров пера должна кусать. Рвать на части, грызть тех, кого скажут. Или, напротив, выгораживать тех, кого погрызли.
При этом стеснения в высказываниях и интеллигентности в суждениях в украинских СМИ все меньше. Знаете, когда собака серьезной породы может выйти из-под контроля? Вовсе не тогда, когда ее лупят каждый день, а тогда, когда ее зацеловывают.
Сегодня собаке разрешили полежать на хозяйском диване. Завтра ей разрешат «подурачиться», разорвав подушку. Послезавтра собака рыкнет на жену хозяина, и жена пропустит это мимо ушей, или попытается «подлизаться», дать вкусняшку со стола.
Через неделю собака решит, что ей можно ВСЕ, а через две порвет самого слабого в семье – чаще всего ребенка. Мне украинская пресса напоминает такую собаку.
На эту собаку нельзя не то, что руку опустить – на нее взглянуть нельзя косо. Набежит целая свора, и своего отобьет обязательно. Даже если свой не прав. А чужих покусает. И рвать будет пах, и в гордо клыки свои вонзать станет, не выбирая мест, не рассчитывая сил, и не заботясь о том, что кому-то от укусов больно. Плевать. Главное, чтобы не пнули ногой. Если пнут – пожалеют. Мы вой поднимем на всю Европу, да что там – на весь мир!
Рассмотрим некоторые последние факты притеснения свободы слова в Украине. Наиболее резонансная атака произошла, безусловно, 15 июля на Сергея Андрушко. Причем, любой гражданин, имевший возможность посмотреть видеосюжет с этим «беспрецедентным нападением», может самостоятельно сделать вывод – кто и на кого напал.
Внешний вид – не показатель того, что у человека в голове, но лицо Сергея вкупе с отдельными его поступками выдают в коллеге личность, как бы это помягче сказать… незаурядную. И, чего греха таить, Андрушко давно искал повода прославиться столь странным образом. Он совал в нос людям микрофон, его микрофон отправлялся в мусорную урну, он с лицом одержимого перегораживал проход интервьюированным после пресс-конференций, его чуть ли не открытым текстом посылали подальше.
Но все это было не то.
Для настоящего резонанса не хватало Януковича, «запаздывающего журналиста», «случайно» бегущего прямо на охранника, и последующего падения на землю. Вот все это, в купе с оказавшимся рядом оператором, тщательно «случайность» заснявшим, и стало тем звездным часом, которого так долго Андрушко искал, но не находил. Поехали дальше.
15 августа. Неизвестные избили журналиста Юрия Михайловича. Последний связывает нападение со своей профессиональной деятельностью. Интересно, что деятельность потерпевшего была злой рукой душителей свободы слова прекращена за две недели до избиения.
Журналист вел программу на местном 51 канале. Вот что он рассказывает:
«Я делал независимую программу, где давал возможность принять участие и высказаться не только представителям власти, как это принято, а оппозиции, в том числе и БЮТ ... Конечно это не устраивало власть и программу закрыли, и мне сообщили, что я не имею отношения к этому каналу. Случилось это перед выборами».
Интересно знать – перед какими? Эту фразу растиражировали десятки изданий, но никому и в голову не пришло подумать – что за выборы такие были в начале августа? Выборы Мисс-Днепропетровск? Какой смысл избивать журналиста, от дел отстраненного? Вот объяснения самого Михайловича: «я планировал организовать пресс-конференцию и объявить о том, что руководство области ущемляет свободу слова».
То есть, власти решили, что избить журналиста – лучше, чем дать ему провести мега-разоблачительную прессуху?! К слову, программу закрыли, а Михайловича с канала «попросили» не мифические «власти», не какие-то там «люди в черном», а … коллеги. Провели редакционный совет, и постановили – закрыть. На кого в данном случае нужно бочку катить – на власть или на канал, и его руководство? Но бочку катят на власть. Власть нынешняя – не идеальная аж ни грамма, но нужно ведь и объективными иногда быть.
Вот еще один инцидент, преподносимый, как явное посягательство на свободу слова в Украине.
«4 июня, в 18:50, произошло нападение на редактора творческого объединения «Акцент-Медиа», сообщают из отдела по связям с общественностью ГУ МВД в Днепропетровской области».
Так и представляется вечер, пара теней, подворотня… Ничего подобного. Барышня отправилась снимать сюжет о радиоуправляемых воротах, расположенных во дворе жилого дома. Тут к ней подошел житель дома, которому показалось, что телевизионщики что-то не то засняли. Его личную жизнь, мол, запечатлели.
Может, он с любовницей из подъезда выходил, а может, трусы с дыркой на балконе повесил сушиться. В общем, парень журналистку толкнул. Она выронила камеру, в камере разбилось стекло подсветки. Сама женщина не пострадала. Приехала милиция, парня арестовали.
Теперь расскажите мне – где здесь «притеснения свободы слова в стране»? Это житель дома, что ли, «притеснитель? Его власть послала притеснять? Но журналисты тему подхватили, и, НЕ ОБЪЯСНЯЯ сути конфликта, начали верещать о «свободе слова». Солидарность, как ни крути…
День 8 сентября стал «Международным днем солидарности журналистов» по причине того, что именно в этот день был казнен всемирно известный мастер слова, журналист Юлиус Фучик. Антифашист Фучик активно боролся с оккупантами, был схвачен, подвергался пыткам в застенках гестапо. При этом написал, и сумел передать на свободу книгу, ставшую бестселлером во многих странах мира – «Репортаж с петлей на шее».
Так вот, во времена бархатной революции в Чехии «культ Фучика» был низвергнут при помощи «разоблачительных публикаций» в прессе. Чешские журналисты тогда начали активно муссировать тему «предательства Фучика». Якобы не выдержал он пыток, и сдал все подполье с потрохами.
К щедрому поливу героя грязью подключились журналисты из бывшего СССР. Уж эти постарались на славу – не только труп самого Юлиуса в выгребную яму сбросили, и жену его туда же отправили. Кто-то делал на «развенчании мифа» имя, кто-то копейку зашибал. Кто-то, усмотрев жаренную тему в публикациях коллег, проявил солидарность, и присоединился к гробокопателям. Подставил плечо, так сказать. Вместе ведь легче героя обличать.
А обличив героя, сумевшего перед неотвратимостью смерти написать книгу, переведенную впоследствии на 70 языков, некоторые из моих коллег тоже почувствовали себя лучше. Ведь собственная подлость, продажность, и малость на фоне чужого героизма выглядит просто-таки несолидно… С праздником, господа журналисты!